«Жизнь Сергия Радонежского – пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям».

  • docx
  • 13.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по ОРКСЭ (модуль православная культура)
Иконка файла материала конспект урока.docx

 

Тема: «Жизнь Сергия Радонежского – пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям».

 

Цели урока:познакомить детей с жизнью и духовным подвигом Сергия Радонежского. На примере жизни и деятельности Преподобного Сергия прививать детям уважительное отношение к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлекать внимание младших школьников  к великим примерам служения Родине.

Задачи:

- формирование нравственных качеств человека (смирение, терпение, усидчивость), любовь к окружающим (на основе изучения жития преподобного святого);

- воспитание любви к Родине на примере Преподобного Сергия Радонежского, доброты, стремления детей подражать святому в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям и Богу.

Используемые материалы: мультимедийная презентация; иллюстрации и фото храмов Троице-Сергиевой Лавры, выставка книг, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 

2. Введение в тему урока.

2 слайд. У всех на свете есть сердце. Если человек совершает злые поступки, то про такого человека говорят – бессердечный. Бессердечные люди ходят по земле и обижают других, но к счастью, хороших людей на свете все же больше.

3 слайд. Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нём обязательно строили храм. И на все праздники люди ходили туда. И все самые главные события: и создание семьи, и рождение ребёнка, и победу, и урожай - праздновали в храме. Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь. Добрый человек из сокровищницы, выносит доброе, а злой человек выносит злое. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.

4 слайд. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Более семи веков тянутся сюда со всей великой Руси люди, чтобы поклониться и помолиться великому святому земли русской.

3. Сообщение темы. Постановка проблемы.

   Как вы думаете, ребята, кто будет главным героем сегодня на уроке?  (Ответы детей).

5 слайд.Сегодня наш урок посвящен  Сергию Радонежскому – величайшему  подвижнику земли Русской и совершим виртуальное путешествие по  местам, где проживал человек, которого при жизни  причислили к лику святых.

   Как вы думаете, что нам для этого необходимо? (Изучить материал о житие Сергия Радонежского, провести исследование).

6 слайд.   Я предлагаю вам сегодня составить журнал о жизни и жизненных уроках  Сергия Радонежского.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания).

   Учитель для работы на уроке организует четыре группы. Определяет этапы исследовательской работы, раздаёт необходимый для работы инструментарий (карточки: с текстами; с трудными словами; картинки к текстам, толковые словари, инструкционные карты, критерии оценивания, листы самооценки.). Разъясняет правила работы в группе и каким должен быть конечный результат.

5.Организация работы в статистических группах.

-Сегодня у нас будут работать 4 группы, каждая проведёт свою исследовательскую работу и даст ответ на этот вопрос: «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»

1 группа – текст «Рождение и детство»

2 группа - текст «Начало монашеской жизни»

3 группа – текст «Труды Преподобного Сергия»

4 группа - текст «Куликовская битва»

5 группа – текст «Троице-Сергиева лавра. От благодарных потомков»

-Результатом групповой работы должен стать журнал о житие светлого образа Сергия Радонежского.

6. Планирование деятельности.

   Работать вы будете с текстами, в которых описываются разные этапы жизнеописания преподобного Сергия. (У каждой группы свой текст.) (Приложение 3).

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого процесса и результата. (Приложение 2).

-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой. (Приложение 1).

7.Реализация построенного проекта. 

- Осуществление деятельности по решению проблемы. (Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха).

- Оформление результатов. (Учитель корректирует готовые работы групп).

7. Презентация журнала.

(Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат).

Выступление каждой группы сопровождается презентацией.

1 группа: «Рождение и детство» (7 слайд)

2 группа: «Начало монашеской жизни» (8-9 слайды)

3 группа: «Труды Преподобного Сергия» (10-11 слайды)

4 группа:«Куликовская битва»(12 слайд)

5 группа:«Троице-Сергиева лавра. От благодарных потомков» (13-14 слайды)

8. Рефлексия.

(Учитель обобщает исследовательскую работу каждой группы.Помогает сформулировать ответы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока).

   Говоря о жизни Сергия Радонежского, мы видим перед собой практическую школу благонравия, где главной наукой было умение отдавать себя на общее дело.

- Ребята, подумайте и скажите, какую из добродетелей, присущую Сергию Радонежскому вы хотели бы приобрести для себя.

   Каждый ребёнок, называя одну из добродетелей, вешает яблоко на дерево. (Мудрость, бескорыстие, великодушие, трудолюбие, послушание, терпение, приветливость, доброта, скромность, милосердие, патриотизм, кроткий нравлюбовь к ближнему, трудолюбие, никого не осуждал, смирение, щедрость, служение другим, никогда не раздражался, повиновался родителям). Да, ребята, доброе дерево, приносит и плоды добрые! Посмотрите на нашу яблоньку, сколько на ней добрых плодов.

9. Подведение итогов:

15 слайд.Сегодня на уроке мы виртуально прошлись по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского, который явился воспитателем и великим собирателем народного духа.

   Вся жизнь Сергия Радонежского – пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям.

   И в завершении урока предлагаю вам посеять семена мудрости, знаний, но для этого вам надо правильно ответить на мои вопросы: (Учитель читает, ученики отвечают и сажают семечко в землю).

- Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломеем).

- Ребята, а вы знаете, что имя Варфоломей означает? (Сын Радости)

- Как Варфоломей учился? (Никак не мог познать грамоту).

- О чем попросил мальчик старца? (О помощи в учении).

- Как изменилась жизнь Варфоломея после встречи со старцем? (Стал хорошо учиться).

- Для чего Варфоломей ушёл в лес? (Мечтал он посвятить себя Богу, уйти в глухой лес и там молиться обо всех людях).

-После того как Варфоломей стал монахом как его стали называть? (Сергием).

- Что построил Сергий в лесу? (Здесь в глухомани, средь берёз и елей, поставил Сергий церковку и келью).

- Какова цель жизни Варфоломея? (Служить Богу и людям).

-Что всегда лежало в основе деятельности Сергия Радонежского? (Молись и трудись).

- Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (Исцеления, помощи, мудрого совета).

- Почему народ до сих пор помнит его имя? (Потому, что вся жизнь Сергия Радонежского – пример благочестия, любви к Родине, Богу, людям).

   Спасибо, ребята! Готовясь к уроку, я тоже много узнала нового и поэтому я тоже посажу своё семечко мудростиТеперь мы с вами, будем ухаживать в классе за нашими посаженными семенами и вскоре появятся всходы наших с вами знаний.

      Угодника нетленно тело – живет его святое дело.
      Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Инструкционная карта.

Распределите роли в группе:

1.                 Чтец – читает инструкционную карту; текст.

2.                 Толкователь – работает со словарём.

3.                 Докладчик 1 – презентует материал.

4.                 Докладчик 2 – подводит итог исследовательской работы и представляет решение.

5.                 Критик – задаёт вопросы членам других групп, оценивает их ответы.

 

1.                 Читайте внимательно текст.

2.                 Отвечайте на вопросы по порядку.

3.                 Составьте журнал доказательств – «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»

4.                  

Приложение 2

Критерии оценивания

1.Быстро и доступно презентовали сообщение.

2. Правильно записали толкование слов.

2.Успешно организовали и провели опрос по усвоению материала учащимися других групп.

4.Грамотно сформулировали доказательства светлого образа Сергия Радонежского.

 

 

Приложение 3

 

1 группа

Рождение и детство

Словарная работа

Преподобный – Святой монах

Отрок – мальчик – подросток

Черноризец - монах.

Псалом – религиозное песнопение.

 

   Преподобный Сергий родился в селе Варницы (под Ростовом) 3 мая 1314 года в семье благоверных и знатных бояр Кирилла и Марии и был наречён именем Варфоломей. Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников.

   На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с двумя его братьями - Стефаном и Петром.

   Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Родители бранили ребёнка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.        

   Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне мальчик увидел старца, который молился. Варфоломей подошёл к нему и поделился горем:

«Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».

   Старец исполнил просьбу, вознёс свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог даёт тебе, дитя моё, уразуметь грамоту, ты превзойдёшь своих братьев и сверстников».    

   Что же произошло дальше? А дальше произошло настоящее чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости  сердце Варфоломея.

   Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее. Он поведал родителям Варфоломея, что их сын, - избранник Божий и что он пришёл на землю с определенной миссией - давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди.

   «Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми».

 

   Вопросы по тексту:

·                     Кто были родителями Сергия?

·                     Какое имя получил мальчик при крещении?

·                     Назовите имена братьев Сергия.

 

·                     Как учился мальчик?

·                     Кого встретил мальчик?

·                     Что предсказал старец отроку?

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

Начало монашеской жизни

Словарная работа

 

Келья – жилое помещение  в монастыре

Инок - живущий в одиночестве

Постриг – обряд пострижения в монахи

Просфора – благополучный литургический хлеб

 

   Время шло. Варфоломею исполнилось 18 лет. После смерти родителей он покинул родительский дом и решил посвятить себя Богу, поселившись в пустынном, уединенном месте. Вместе со старшим братом Стефаном недалеко от Радонежа на холме Маковец в глухом лесу на берегу реки построили они келью, а потом небольшую церковь и освятили во Имя Пресвятой Троицы.

   Не выдержав сурового образа жизни, Стефан вскоре уехал в Москву, а Варфоломей остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы, и наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам - вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой.

   В 23 года юноша решил принять пострижение в монахи. Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты и отзывчивости к людскому горю.

 

Дар чудотворений

   Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Много различных чудес происходило благодаря его молитвам.      

   Слепые - прозревали, хромые - шли, глухие - слышали. Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу.

   Сергий воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и советов.

   Рассказывают случай, когда в монастыре кончилась вода, тогда Сергий в молитве нашёл место и окрестил его крестом и стал читать молитву, и просить Бога чтобы появилась вода. И пробился родник, и этот родник называется Сергиевым.

   Кто с верой пил из этого родника, исцелялся.

Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение.

   Вопросы по тексту:

·                     Кому решил посвятить себя Варфоломей в 18 лет?

·                     Как жил Варфоломей?

·                     В каком возрасте он принял постриг?

·                     О каких чудотворениях Сергия Радонежского вы узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

Труды Преподобного Сергия

Словарная работа

 

Панихида и литургия – церковные богослужения

Праведник — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам человек

Добродетель – положительное  нравственное качество, высокая нравственность

Угодник – лицо, возведенное в ранг «святых» за совершенное  при жизни «особо угодных Богу» дел

 

   Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы.

   Тяжёлый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой и постом. Ежедневно совершал он Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.

   Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

   Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. Его слово лечило и помогало бороться с трудностями. Многие оставались жить рядом с его кельей в лесу, помогали ему возводить обитель Троицы. Постепенно он стал известен другим инокам. Преподобный Сергий всех принимал с любовью.

   Было у него 12 учеников. Монастырь постепенно стали расширять. Ученики трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Введена была строгая дисциплина. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, развивать какое-нибудь творчество. Сергий оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.

   Сергий смиренно переносил все испытания. Даже дикие звери прониклись его благочестием: стаи волков пробегали мимо него, не причиняя вреда, а один медведь стал приходить к преподобному, который делился с ним хлебом, несмотря на то, что его едва хватало самому. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения.

   Вопросы по тексту:

·                     Чем  занимался Сергий в лесу?

·                     Кто его навещал и почему?

·                     Как относились к Сергию дикие звери?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа

Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским

Словарная работа

 

Пророчество – предсказание будущего

Игумен – настоятель православного монастыря

Мощи – останки святых христианской церкви

Обет – торжественное обещание, обязательство

 

   Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, пришёл в обитель Преподобного Сергия просить благословения на предстоявшее сражение.

Преподобный предсказал победу князю Дмитрию дал ему свой святой крест и послал с Дмитрием двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь

 

Куликовская битва

   Весь день до глубокой ночи продолжалась битва и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. И по его молитве дана победа в Куликовской битве.

   Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле

Покровитель школьников

   Великий святой Сергий Радонежский почитается не только как заступник Русской земли, но и как покровитель школьников.

   Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому.

 

·                     Какого князя Сергий благословил на битву?

·                     Кого дал в помощь?

·                     На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского?

·                     Исполнилось ли пророчество Преподобного Сергия?

·                     Покровителем кого является Сергий Радонежский?

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 группа

Троице - Сергиева лавра

Словарная работа

 

Сподвижник – тот, кто вместе с кем – либо участвует в каком – либо трудном деле

Житие – описание жизни святого

 

   Прошли годы, и Церковь Святой Троицы стала Троицким монастырём, а со временем монастырь превратился в Троице – Сергиеву лавру. В наше время лавра – одна из самых почитаемых общерусских святынь, центр духовного просвещения и культуры.

   Преподобный Сергий дожил до 78 лет, проведя всю свою жизнь в трудах и совершив много чудес. В сентябре 1392 года Преподобный заболел.

   Предчувствуя свою кончину, он собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Преподобный Сергий  оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.

 

От благодарных потомков

   Безмолвно Сергий учит нас самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

   Во многих городах России благодарные потомки  воздвигают памятники Сергию Радонежскому.

   В рамках 700-летия Сергия Радонежского в городе Минеральные Воды Ставропольского края открыт памятник святому.

   Скульптуру установили в парковой зоне в развивающемся микрорайоне города.  

   Автором памятника стал Илья Илиади.

   В создании памятника принимали участие христиане, мусульмане, атеисты и просто отзывчивые люди. 

·                     Как называется центр духовного просвещения и культуры?

·                     Что завещал Сергий Радонежский своим ученикам?

·                     Что вы узнали о памятнике Сергию Радонежскому в г. Минеральные Воды?