Данная программа представляет собой первичную профилактику подростковых и молодежных суицидов и предназначена для широкой подростковой и молодежной аудитории. Адресаты программы – подростки и молодые люди от 12 до 20 лет, учащиеся общеобразовательных школ и студенты средних и высших учебных заведений.
            
        
        
        
                    
                
                    Комплексноцелевая программа  «Жизнь как бесценный дар».
Актуальность программы.
Необходимость изучения психологических особенностей личности в подростковом
возрасте   на   сегодняшний   день   является   актуальной   задачей   не   только   в   области
психологии и психиатрии, но и в сфере образования. 
Такие   знания   не   только   помогают   наиболее   эффективно   решить   разнообразные
тактические   и   стратегические   задачи   воспитания   и   образования,   но   и   оптимизировать
деятельность педагогического коллектива, обеспечить наиболее полное развитие каждого
учащегося. 
Подростковый   возраст   сам   по   себе      кризис.   Поэтому   изучение   суицидальных
наклонностей подростков и методов их профилактики очень важно на современном этапе. 
Программа   была   разработана   на   основе   программы   первичной   профилактики
суицидов «Ценность жизни» Е.Ю. Зоновой (2009 год), предназначенную для подростков 14
17 лет. В ходе разработки программы в нее были добавлены диагностика подростков и
тренинг «Веревочный курс».
Данная программа представляет собой первичную профилактику подростковых и
молодежных   суицидов   и   предназначена   для   широкой   подростковой   и   молодежной
аудитории. Адресаты программы – подростки и молодые люди от 12 до 20 лет, учащиеся
общеобразовательных школ и студенты средних и высших учебных заведений.
Цель   программы   «Жизнь   как   бесценный   дар»   –   осуществление   первичной
профилактики   суицидов   путем   повышения   социальной   адаптированности   с   опорой   на
аксиологическую (ценностно  целевую) позицию.
Задачи программы «Жизнь как бесценный дар»  
1. Развитие позитивного самосознания.
2. Формирование уважительного отношения к своей и чужой индивидуальности.
3. Обучение командной работе.
4. Формирование отношения к жизни как к ценности
В программе профилактики   реализованы следующие функции:
 информационноорганизационная (организаторы и участники программы создают
информационный повод для разговора о проблеме суицидов, распространяют информацию,
организовывают мероприятия);
   диагностическая   (проводится   психологическая   и   психиатрическая   диагностика
участников программы для выявления склонности к самоубийству);
1 профилактическая (проводится профилактика суицидального и вообще опасного
поведения среди подростков и молодежи);
   аналитическая   (по   итогам   диагностики   и   профилактики   проводится   анализ
психологического состояния участников программы);
   просветительская   (участники   программы   получают   и   распространяют
определенную  информацию,  получают определенные  навыки,  которые  позволяют   им  не
только контролировать собственное психологическое состояние, но и при необходимости
осознанно помогать оказавшимся в трудной жизненной ситуации сверстникам).
Программа   представляет   собой   комплекс   занятий,   в   который   входят
диагностический   блок,   два   основных   образовательных   блока   «Мой   внутренний   мир»   и
«Окружающий меня мир».
Образовательный   блок   «Мой   внутренний   мир»   представляет   собой   диагностику
личности   подростка   и   получение   участниками   определенных   сведений   о   собственной
личности и ее особенностях, а также обучение методикам психологического аутотренинга.
  Образовательный   блок   «Окружающий   меня   мир»      это   исследование   того,   как
подросток ощущает свое место в окружающем мире и обучение его способам и приемам
коррекции своего поведения в обществе, если это необходимо.
Календарный   план   занятий   по   образовательному   блоку   «Мой   внутренний   мир»
представлен далее в таблице 1.
Таблица 1. Образовательный блок «Мой внутренний мир»
Наименование
«О чем мы думаем»
«Мои тайные страхи» 
«Как справиться с тревогой
и начать жить»
«Подростки:   формирование
личности»
«Психологическая
гимнастика»
Вид деятельности
Психодиагностика
групповая
Психодиагностика
индивидуальная
проективного рисунка)
Лекция
 
(метод
Просмотр видеофильма
Психологический тренинг
Количество часов
2
1
2
1
6
Календарный план занятий по образовательному блоку «Окружающий меня мир»
представлен далее в таблице 2.
Таблица 2. Образовательный блок «Окружающий меня мир»
Наименование
Вид деятельности
Количество часов
2Психодиагностика
групповая
Психодиагностика
индивидуальная
Лекция
Диагностика
коммуникативности
Диагностика   тревожности   и
агрессивности 
«Мир   вокруг   подростка   –
враждебный
или
интересный?»
«Подросток
взрослых»
Тренинг коммуникативности Психологический тренинг
в
 
 
  мире
Просмотр видеофильма
2
1
2
1
6
Таким образом, программа «Жизнь как бесценный дар», специально разработанная
для предотвращения суицидальных наклонностей у подростков, является эффективным
методом для первичной суицидопрофилактики.  
Список литературы
1. Амбрумова   А.   Г.   Суицидальное   поведение   как   объект   комплексного
изучения. М.: Изд. Моск. НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986.
2. Бурмистров   Е.В.     Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях.   М.:
МГППУ, 2006 
3. Дмитриев   М.Г.,   Белов   В.Г.,   Парфенов   Ю.А.   Психологопедагогическая
диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 13). –
СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010.  
4. Лебединский В.В. Психическое развитие детей. – М.: Астрель, 2005
5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Издво
МГУ, 1982.  
6. Люшер М. Цвет вашего характера. Тайны почерка. М.: Вече, 1996
7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики детей.  М.: АРКТИ, 2000
3