Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников
Оценка 4.6
Лекции
docx
искусство
Детсад
20.09.2019
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.
Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.
значение лепки.docx
Тема: Значение лепки для эстетического воспитания и
творческого развития дошкольников.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических
науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В
рисовании предмет изображается относительным. Изза перспективы часто умаляется, а
иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл...
Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от
приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством
лепки».
Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности
детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны,
творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности,
инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная
эстетическая направленность ( как по форме, так и по содержанию).
Говоря о лепке, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой
дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную
скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Создание ребенком даже самых простых
скульптур творческий процесс.
Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом,
апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик кольцом,
баранкой. Во время работы с глиной или пластилином ребенок испытывает эстетическое
наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе
лепки.
Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина,
знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается
точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот
вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие
детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями,
создание интереса к данному виду деятельности.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную
активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых
невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
На занятиях лепкой развитие данных качеств имеет свои особенности. Так, любой
предмет имеет объем, и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия
предмета в сознании дошкольника формируется образ.
Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает
все стороны предмета, не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не
приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах
изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или
аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное
действие которых ведет к более точной передаче формы.
Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к
самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к
интенсивному развитию творчества. Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых
способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к
поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем
непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удалений
лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в
рисунке или аппликации.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети
начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная
особенность позволяет многие темы связать с игрой.
Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет
возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят
развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать
рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и
т.д.
Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников
Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.