Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
05.10.2017
Методические рекомендации на тему: "Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка" помогут родителям дошкольников узнать о зависимости речевой способности ребенка от движений пальцев рук, об особенностях проведения пальчиковых игр и подобрать интересные игры и упражнения для развития мелкой моторики для своих детей.
консультации.docx
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического
развития ребенка.
В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего
зависит развитие речи, это степень речевого общения детей с окружающими
взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность
звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать
слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения
с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также
изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных
функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые,
невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в
детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая
способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного
аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к
речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно
считать еще одной речевой областью мозга. Выдающийся русский
просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что
натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное
средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их
умственного развития. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что
движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее
развитию.
Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение
созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка
пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории
высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом
исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было
обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами,
у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных
отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает
активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки –
правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических
исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием
импульсов, поступающих от пальцев рук.
Особенности проведения пальчиковых игр.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные
движения рук. Эти игры расширяют резервные возможности
функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по
развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы,
мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров.
При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения
первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и
в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к
упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует
уделять детям с 22,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях
используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами
рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.
Упражнения и игры по развитию мелкой моторики рук.
1. Игрыпотешки.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры
потешки.
Сорокабелобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения
по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный,
средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и
разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно
использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители
помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных
движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца,
то на правой руке, то на левой руке
Пальчики
Раздватричетырепять
Вышли пальчики гулять.
Раздватричетырепять
В домик спрятались опять
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том
же порядке.
2. Игры с палочками и спичками
«Строители»
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо
строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место,
чтобы они не скользили по земле.
Выполняя условия этой игры нужно переносить:
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;
б) пользуясь большими пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4ех палочек (спичек)
– забор;
з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
к) указательным и безымянным построить колодец.
Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
3. Игры с бумагой.
4. Гимнастика пальцев рук.
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики
здороваются). То же самое левой рукой, обеими руками.
2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди
здороваются: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
3. Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им (оса). То же самое
пальцем левой руки.
4. Указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу (человечек).
То же самое другой рукой, обеими руками (дети бегают наперегонки).
5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать
большим пальцем (коза). То же другой рукой. 6. Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и
соединить их (очки).
7. Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (деревья).
8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же
левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой
рукой.
10. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить
друг к другу, подвигать ими (двое разговаривают).
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.