1. Вооружить детей знаниями о том, как не допустить заболевания органов дыхания инфекционным путем и при переохлаждении; обобщить знания по лечению простудных заболеваний народными средствами.
2. Развить речевую культуру через обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений.
3. Воспитать желание поделиться с ровесниками своими зна¬ниями, полученными в результате личного опыта.Физкультурно - познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста о лечении простудных заболеваний народными средствами.
Познавательное занятие.
"Знахарские посиделки".
Инструктор по физической культуре
Снегирева Ю.В.
1Программное содержание:
1. Вооружить детей знаниями о том, как не допустить заболевания
органов дыхания инфекционным путем и при переохлаждении; обобщить
знания по лечению простудных заболеваний народными средствами.
2. Развить речевую культуру через обобщающие вопросы и другие
задания, ориентированные на самостоятельность суждений.
3. Воспитать желание поделиться с ровесниками своими знаниями,
полученными в результате личного опыта.
В русской избе накрыт стол. На столе — самовар, вазочки с медом,
толченой брусникой, клюквой с сахаром, в чайнике заварен чай с мятой,
для каждого ребенка приготовлена чашка с прохладной кипяченой водой. В
избе ждет гостей домовёнок Кузя.
Ведущая. Ребята, мы сегодня пришли в гости к домовёнку.
Домовёнка Кузенькою звать.
Всем готов помочь он без сомненья.
Даже самого несчастного зверька
Не забудет он поздравить с днем рожденья.
Кузя
Приходи сосед к соседу
На веселую беседу.
Где друзья, там и я,
А где я, там и друзья!
Так и эдак мы — друзья,
Так и эдак вместе!
Садитесь, ребятишки, к столу. Приглашаю вас на знахарские
посиделки. Знахарь — это человек, не имеющий свидетельства о медицинском
образовании,
лечить
людей. Большинство знахарей предпочитают лечить так называемыми
«народными средствами». Старинные лечебные рецепты знахари передают из
поколения в поколение. Знахарские посиделки — это встреча знахарей, на
2
берущийся
нокоторой они делятся своими секретами.
Вот секрет первый: как простую воду сделать волшебной.
Игра «Волшебный напиток»
(для закаливания носоглотки)
Перед каждым ребенком стоит вода в чашках температурой 3638 °С.
Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в
доброго волшебника. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза,
произносят «волшебные» слова:
«Я хороший, добрый человек.
Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми! А... у... м...».
Дети делают пассы руками над чашкой с водой, движения спонтанные,
такие, какие подсказывает их собственное воображение.
«Водичка вкусная и приятная.
Я никогда не буду болеть. Я здоров».
Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со
звуком «а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду.
Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода,
чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить.
В дальнейшем температура воды снижается до 810°С с целью
достижения закаливающего эффекта.
Вот сейчас у нас какое время года? Правильно, зима. А зимой мы
часто простужаемся. Что нужно делать, чтобы этого не случилось?
Дети отвечают.
Закаливай себя, изнеженный лишь тлеет.
Здоровый человек и старый не болеет.
Но если всетаки случилась беда: заболело горло, появился насморк
— нужно сразу начинать лечиться. А как? Может, вы знаете?
Дети отвечают.
Ребенок: Надо стараться на прогулке не промочить ноги, одеваться
по погоде, чтобы и не перегреться, и не замерзнуть, держаться подальше от
людей, которые уже простудились и могут вас заразить.
Ребенок: Как только почувствуешь, что болит горло, нужно сразу
3больше пить подогретой жидкости — молока, чая, отвара шиповника, морса
из клюквы или брусники. Вот, кстати, у меня и чай поспел, да не простой, а с
мятой. Он тоже хорошо смягчает горлышко. (Разливает чай.) Угощайтесь,
ребята, да еще вспоминайте, чем простуду лечить можно.
Народная игра "Ручеек".
Чаепитие
Дети пьют чай и делятся «домашними» рецептами лечения простудных
заболеваний из своего опыта.
Ребенок: Нужно есть больше витамина С. Он у нас содержится в
лимонах и апельсинах, смородине, клюкве, бруснике. Угощайтесь, ребятки,
ягодками.
Ребенок: Еще можно погреть в горячей воде руки, опустив их по
локоть в таз, или ноги. В воду можно добавить горчицу. При простуде следует
натереть грудь, горло и спину согревающей мазью, поставить горчичники на
спину или икры ног. Но только помните, дети, все согревающие процедуры
можно делать только тогда, когда нет высокой температуры.
А вот горлышко можно полоскать 3—4 раза в день всегда. Чем
полощут горло, кто знает?
Дети отвечают.
Правильно, ребятки. Хорошо помогает полоскание из ромашки,
зверобоя, календулы, можно полоскать горло теплой водой с ложкой соды или
соли с несколькими каплями йода.
Сейчас хочу вас угостить одним вкусным лекарством. Его мне мишка
из соседнего леса подарил. Лекарство это — мед. Дам я вам три рецепта с
медом. Если у вас заложило нос и опухло горло, насыпьте в кастрюльку
сушеной ромашки, положите ложку меда и заварите кипятком. Потом
накройтесь полотенцем над кастрюлькой и подышите душистым паром. Сразу
станет легче.
При кашле другой рецепт. В черной редьке вырежьте сердцевину и
налейте туда меда, да поставьте в тепло. Через несколько часов редька пустит
сок. Вы его прямо из редьки черпайте да ешьте. Кашель сразу станет слабее.
А если поднялась температура и в груди появились хрипы, надо
сделать медовый компресс: намазать грудку теплым медом, накрыть
пергаментной бумагой и обвязать шерстяным платком. Да еще перед сном
выпить горячего молока с медом. Вот и вас я медком угощаю. Только
помните, после того, как поели меда, сразу на улицу выходить нельзя —
простудиться можно, ведь от меда всегда вспотеешь.
4А вы кушайте медок да чайком припевайте. Мы пока гулять не
пойдем. Вот кончатся наши знахарские посиделки, вы играть пойдете, а я к
другим ребятам пойду, их тоже научу, как с простудой бороться. Приятного
аппетита!
5