Конспект занятия по правам ребенка. Знакомство с «Декларацией прав человека" и "Конвенцией о правах ребёнка"
Цель: Познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием.
Задачи: Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. Воспитывать уважение к другим людям.
Словарь: Декларация, Конвенция, право, обязанность.
Материал: Документы “Декларация прав человека”, “Конвенция прав ребенка”; презентация к занятию.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей около карты России, читает стихотворение:
У него уже с пелёнок появляются права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым;
И любить, и быть любимым. В общем,- право быть счастливым!
– Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
– Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). А знаете ли вы, кто живет в Америке? Кто живет в Белоруссии, Китае, Японии?
Слайд 1.
Посмотрите на карту России, это самая большая страна на нашей планете, в которой живут люди разных национальностей.
Слайд 2.
На севере страны живут якуты, эвенки, чукчи и другие народы.
Слайд 3.
В средней полосе России живут татары, чуваши, башкиры. Посмотрите, как живут они, какую носят одежду.
Слайд 4.
На юге России живут чеченцы, осетины, калмыки и другие народы. Посмотрите, какие народы разные. Они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. Песни, танцы, обычаи разные, но нас объединяют одни правила и законы жизни.
Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения, правила поведения в природе, в общественных местах).
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет.
Слайд 5.
- Этот документ называется «Декларация прав человека». “ Слово “декларация” означает заявление.
- Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. Например, человек имеет право на труд, отдых, образование, говорить на родном языке, исповедовать свою религию. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был.
Право – это то, без чего человек не может жить достойно.
- Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию прав ребенка». Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция).
Слайд 6.
- Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей. Права детей имеют все дети, не достигшие 18 лет. До 18 лет государство, родители обязаны защищать и охранять вас и ваши права. С некоторыми правами мы с вами познакомимся.
Слайд 7. (Право на семью)
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали сказку? О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
- Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Расскажите, как ваши родители заботятся о вас?
- Вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?
- Чтобы семья жила дружно, была счастливой, для этого все члены семьи в том числе и дети обязаны любить и уважать друг друга, уважать старших в семье, помогать друг другу.
- Как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если мама заставляет убирать игрушки, не разрешает громко кричать, шумно играть, смотреть долго мультики?
- В семье тоже есть свои правила поведения. Какие правила поведения вы соблюдаете и дома, в детском саду и в других местах?
Слайд 8. (Право на имя)
Воспитатель читает отрывок из сказки «. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу. “Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”
- Ребята, узнали сказку? Какое право обрела деревянная кукла?
- Как родители, бабушки, дедушки ласково и нежно вас называют?
- А вы знаете, почему родители дали вам такое имя, и что оно обозначает?
Слайд 9. (Право на жизнь и охрану здоровья)
– Из какой сказки картинка? Зачем пришли звери к Айболиту? Каким правом воспользовались животные?
- Как вы можете охранять и заботиться о своем здоровье? Чтобы быть здоровым, сильным, что надо делать?
- Каждый человек обязан проявлять заботу о своем здоровье: заниматься спортом, делать утром зарядку, закалять свой организм, правильно питаться.
Физминутка. (Проводит под стихотворение ребенок)
. На лесной полянке в ряд, звери делают зарядку.
Заяц головой вращает- мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье, очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед, словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный, выполняет он наклоны:
«Ты, волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад, получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает, от пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо! так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики дружно прыгают и скачут!
Слайд 10.(Право на образование)
Воспитатель читает отрывок из сказки «Золотой ключик». Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным. “Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
- Какое право есть у Буратино?
- Для чего человеку нужно образование?
- Где можно получить образование?
- Чтобы получить хорошее образование, что для этого обязан делать ребенок?
- Каждый человек имеет право получить хорошее образование для того, чтобы получить интересную хорошую работу, иметь высокую зарплату, приносить пользу Родине. А для этого ребенок, взрослый обязан учиться хорошо.
Слайд 11. (Право на игру и отдых)
- Посмотрите на экран и скажите, из какой сказки эти персонажи?
- Чем они занимаются?
- Какое у них настроение?
- Какое право поросята особенно полюбили?
Игра «Добрые дела». Дети становятся в круг. Воспитатель называет действия, дети имитируют «добрые дела», на плохие – топают.
Слайд 11. (Право на защиту от всех форм жестокого обращения)
- Люди, как и животные, совершают не только хорошие поступки, но и не очень хорошие поступки. Посмотрите на экран, скажите, какое чувство испытывают эти герои, почему так напуганы?
А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке?
- Какое право нарушено в сказке?
- Каждый человек обязан не нарушать права других, жить и соблюдать законы. Законы охраняет государство и кто нарушает закон, несет наказание.
- А еще я хочу вас познакомить с самым первым документом человека, который выдается при рождении. Посмотрите в руках у меня один уже старенький потертый документ, который расскажет вам об одном человеке, и вы много узнаете о нем.
- Давным-давно родился ребенок, и ему выписали вот этот документ. На нем изображен герб страны. Давайте прочитаем, как он называется? Правильно, это
"Свидетельство о рождении".
- Раскроем его и прочитаем, что написано об этом ребенке? (Гражданин)
- Какое право дает этот документ? Право на имя.
- Читаем на другой стороне: Родители: отец, мать… .Какое право еще получил ребенок? Верно, право на семью. Ребенок имеет право знать родителей и рассчитывать на их любовь и защиту.
- Дальше написано место рождения. Это говорит о праве ребенка на гражданство, жить, учиться, получать образование, работать в родной стране.
У вас дома у каждого есть такой документ. Попросите родителей показать его вам и рассказать, что в нем написано о вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.