МДОУ «Юдинский детский сад»
Игра – путешествие в подготовительной группе
«Наш город – Великий Устюг»
Цель: формирование патриотических чувств: любовь к родному городу,
гордость за его умельцев.
Задачи:
∙ Обогащать и расширять представления детей об истории своего города;
∙ Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому
наследию;
∙ Развивать навыки применения, полученной информации в игровой,
изобразительной, речевой и других видах детской деятельности.
При подготовке мероприятия интегрируются следующие виды детской
деятельности:
1. Коммуникативная и игровая:
беседы, ситуативные разговоры по теме;
сюжетные игры: «Экскурсовод» (традиции и быт, сувенирная лавка,
художественная мастерская, путешествие по набережной реки Сухоны и др. )
словарная работа: штамповщик, медная пластина, профессия – эмальерщик,
обжиг, ювелирная оправа, скань, филигрань.
2. Познавательноисследовательская:
экспериментирование: «свойства материалов», «мир глины»;
– моделирование проблемной ситуации «загрязнение реки Сухоны»;
– коллекционирование колокольчиков;
– наблюдение;
3. Конструирование из различных материалов и изобразительная:
– совместное изготовление (воспитателя с родителями) атрибутов к
совместной деятельности, изготовление поделок, заготовок. – роспись заготовок из солёного теста.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора:
– стихотворения о Великом Устюге;
– легенда…
5. Двигательная:
– подвижные игры;
6. Музыкальная:
– слушание музыкальных произведений о Великом Устюге.
Оборудование:
фотографии города, экспозиция колокольчиков, наглядные пособия техники
изготовления и росписи ювелирных украшений «Великоустюгская финифть»,
заготовки для росписи, компьютерная техника, фонограмма (колокольные звоны,
песня « О Великом Устюге», м/м презентация о Великом Устюге).
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по
удивительному, интересному городу Великому Устюгу, где живут его коренные
жители – устюжане, и где живём мы с вами.
Дети, а вы знаете, чем славится наш город?
Дети: Дети отвечают.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о Великом Устюге.
Городок. Автор Татьяна Вепрёва
России милый уголок –
Великий Устюг городок.
Моя судьба, моя мечта.
С тобой душой навеки я.
Люблю церквей твоих кольцо,
Природы милое лицо,
Деревьев шелест и поля,
Твои просторы, вечера… Огней несметных хоровод.
И солнца летнего восход,
Люблю за все, что есть в тебе
Мой город светлый на реке.
(2002г.)
В.: Дети, давайте представим, что мы идём на экскурсию по историческим местам
нашего древнего города. А чтобы нам было веселее идти, начнём нашу экскурсию с
моей любимой песни о Великом Устюге.
Прослушивание песни. 1. Если настроенья почемуто нет,
Здорово, здорово,
Если загрустилось мне опять,
И тоска ни по чём,
Я беру друзей с собой и горсть
конфет
И иду по городу гулять.
Припев:
В городе, в городе,
Жизнь всегда бьёт ключом,
Некогда городу нашему скучать.
2. Всё мне о городе хочется узнать.
Сколько площадей у нас?
И сколько школ?
И какой открылся здесь музей?
Я ещё ответы не на всё нашёл,
Но хочу найти их поскорей.
Припев.
(подошли к выставке колокольчиков)
В.: В нашем детском саду, есть небольшая экспозиция колокольчиков, и
сегодня мы её посетим. Давайте подойдём поближе и рассмотрим экспонаты.
Скажите, из чего сделаны эти колокольчики?
Д.: из глины, металла, стекла.
В.: А если бы мы с вами мастерили колокольчики, из чего можно было бы
сделать?
Д.: пластилина, бросового материала.
В.: А как вы думаете, зависит звук колокольчика от материала, из которого он
сделан? Давайте проверим!
(дети поочерёдно звенят в колокольчики)
В.: Звук колокольчиков так нравился людям, что они стали делать
разнообразные колокольчики, чтобы использовать в повседневной жизни
(показ иллюстраций). Их прикрепляли на дугу лошадям, использовали вместо
звонка на двери. Весело и интересно дети играли в подвижные и музыкальные
игры с колокольчиками. А вы хотите поиграть? Игра с колокольчиком.
В.: Мне кажется, что этот колокольчик о чёмто говорит (прислушивается).
Он предлагает нам помощь в дальнейшем нашем путешествии. Вы согласны?
Ну, тогда в путь. Колокольчик привёл нас к стенам Великого Устюга, к его
архитектурным памятникам. Число туристов растёт из года в год, Великий
Устюг становится городом туризма, и у нас есть на что посмотреть.
(Просмотр фотографий на мультимедиа)
В: В городе Великом Устюге очень много храмов. В центре находится
красивейший Успенский собор. Его называют Собором, так как он собирал
людей в радостные и тревожные дни. Рядом стоит колокольня Успенского
Собора. Самый большой колокол отлили в 1754 года, назывался он «Варлаам»
весом 1054 пуда (16 тонн 864 кг). Высота 2,5 м, диаметр 3,5 м. В 2008 году в
городе произошло знаменательное событие: на колокольню Успенского
собора было поднято 9 колоколов.
(Звенят колокола)
В.: Колокольчик опять зовёт нас в путь. А вот наша река Сухона. В том месте,
где река Сухона сливается с рекой Юг, появился наш город: в устье Юга –
Устюг. Наша Сухона река знаменита тем, что во время весеннего половодья
она может менять направление течения реки.
Но, к сожалению, наша река стала не такая чистая, как раньше и, если б река
могла говорить, то она сказала бы
(Шум воды. Фото реки Сухоны)
В.: Я болею, я мелею, погибаю,
умираю,
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам!
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, вёдра и бутылки.
Не ступить ногой на дно:
Всё засорено оно.
Мертва речная гладь,
Даже чаек не видать!
Улетели птицы от такой водицы.
Не увидишь и ерша, так вода
нехороша.
Дети, можем ли мы помочь нашей реке Сухоне? Как мы можем помочь? Д.: Очистить реку от мусора, не бросать мусор в воду реки.
В.: так давайте скорее спасём от беды нашу реку уберём мусор.
(дети делятся на две команды: «Капелька» и «Дождик». Из таза носят
мусор, чья команда быстрее )
В.: Теперь наша река Сухона чистая, как в те далекие времена, когда по реке
плавали торговые суда купцов в другие города России. А торговать
устюжанам было чем.
(подошли к выставке народного творчества)
В.: ребята, я вам сейчас предлагаю заглянуть в старину и побывать на
ярмарке. Какие же товары продавали на ярмарке устюгские мастера? Давайте
посмотрим.
Здесь предметы с резьбой по бересте, плетеные из бересты туеса, солонки,
сухарницы, лапти, шкатулки, украшенные великоустюгской росписью,
изделия завода «Северная чернь».
На ярмарке покупают разные товары, смотрят представление весёлых
скоморохов, участвуют в разных потехах.
(появляется кукла Петрушка)
Петрушка:
Наша ярмарка начинается
Леденцы сладкие.
И чего тут только нет!
Свистульки, трещётки, ложки
Ленты яркие, игрушки забавные,
Кто хочет поиграть немножко?
Вы, ребята, поиграйте, меня позабавьте, а я спляшу на ярмарочном гулянии.
В.: Есть у нас в Великом Устюге чудо, которое пленило весь мир. Вы о нем
слыхали? Это роспись по эмали Великоустюгская финифть.
Великоустюгская финифть всем очень нравится,
Повсюду славится среди долин.
В ней столько света, все краски лета, Цветное кружево родной земли.
Я вам сейчас расскажу о процессе производства финифтяных изделий. По
традиции, каждое изделие проходит через руки мастеровспециалистов.
Рассказ сопровождается показом слайдов
«Процесс изготовления финифти.
1. Сначала штампуется выпуклая медная пластина (профессия
штамповщик), то есть на пластину трижды наносят эмаль в виде жидкой
сметаны. После каждого покрытия эмалью, пластина подсушивается, а затем
обжигается при температуре около 1000 градусов. Во время обжига эмаль
приплавляется к медной пластине и становится фоном для живописи
(профессия – эмалировщик).
2. Рисунок наносится в несколько приёмов, специальными легкоплавкими
красками, при этом пластина обжигается несколько раз. В процессе этого
обжига краски сплавляются с поверхностью грунтовой эмали, приобретая
яркость. Роспись не тускнеет, не боится воды, живёт долго (профессия –
художник по эмали).
3. Последний этап – оправа изделия. Чаще всего – это ювелирная работа.
Самая тонкая, сложная ювелирная оправа замысловатого узора, сделанная из
тонкой проволоки (золотой, серебряной, медной, посеребрённой), гладкой или
свитой в верёвочки из 23 нитей, называется – сканью или филигранью
(профессия ювелирхудожник, филигранщик). А вы хотите стать
художниками? Проходите в мастерскую, где мы с вами распишем украшения.
(Дети расписывают изделия (специальные пластины из солёного теста)
выполненные работы дети раскладывают на подносы.
(Под запись колокольных звонов, дети показывают свои работы)
В.: И нет родней и краше тех узоров,
Которые пришли из старины,
Берём мы их от материприроды,
Чтобы навечно в сердце сохранить.
Вот и закончилось путешествие по нашему городу. Вам, понравилось, мои
маленькие друзья? А теперь нам пора прощаться.
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Знакомство детей с народным промыслом Финифть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.