Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 4 . 0 9 . 1 5
У р о к 10
Тема: Знакомство с рабочей строкой
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) познакомить с понятием рабочей строки, научить писать верхние и нижние полуовалы на рабочей строке;
способствовать развитию мелкой моторики, глазомера; воспитывать положительное отношение к предмету;
Развивающие:
1) развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать
заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза,
сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие,
внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать
ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
2) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;
формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Оборудование: тетради, цветные карандаши.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают основные способы ориентации в пространстве листа тетради и классной доски; алгоритм
действий на страницах прописей; что такое рабочая строка (верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей
строки, вспомогательная линия), верхние и нижние полуовалы на рабочей строке; умеют выполнять действия по
алгоритму в прописи; получат возможность научиться проводить полуовалы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
Познавательные: общеучебные – усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и
заканчивающихся в заданных точках; логические – самостоятельное воспроизведение алгоритма действий на страницах
прописей.
Регулятивные: научатся адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость
самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием; проявляют доброжелательность в диалоге; определяют способы выполнения учебного задания (с
помощью учителя); развивают способность к самооценке действий; соблюдают правила гигиены учебного труда.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Полуовалы и крючки –
Неприметные значки,
Но при написании
Требуют внимания.
II. Изучение нового материала.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам прописи. Познакомимся с рабочей строкой, научимся писать
верхние и нижние полуовалы на рабочей строке.
1. Работа по прописи.
1) Р и с у н о к « Л о д к а » .
– Рассмотрите картинку, послушайте загадку и скажите, на чем мы отправимся в путь.
Загадку читает ученик.
1Я выросла в лесу,
В безмолвной тишине.
Теперь я вас несу
По голубой волне.
– Правильно, это лодка с парусом. Но прежде чем отправиться в путь, ее необходимо раскрасить. Раскрасьте парус
желтым карандашом.
– Рассмотрите волны. Они похожи на полуовалы. Кто догадался, для чего нужны синие точки? (Верно, чтобы волны
получились одинаковыми.)
– Рука должна двигаться по строке или надо двигать тетрадь? В каком направлении будет двигаться рука? Сначала
нарисуем волны в воздухе.
– Дорисуйте верхнюю волну, проводя линии верхних и нижних полуовалов. Дорисуйте вторую волну. (И т. д.)
– Мы плывем в гости.
2) Р и с у н о к « Д о м и к » .
Стихи по четверостишиям читают ученики.
СКАЗКА ПРО ГНОМОВ
В чаще леса, в домике,
Жилибыли гномики.
Добрые, счастливые
И трудолюбивые.
Целых десять человек.
Старший – Васядровосек.
Дальше Коля, он – кузнец.
Климпастух, он пас овец.
Сашаповар, всех кормил.
Кашу вкусную варил.
Дима – плотник и столяр.
Красил дом Максиммаляр.
Шил одежду гном Андрей.
Сапоги тачал Матвей.
Огородник – гномик Глеб.
Миша пек для братьев хлеб.
Дружная была семья.
Приходили в дом друзья.
Летом, в дождь, зимой, весной
Шел к ним весь народ лесной.
До сих пор они живут.
Песни весело поют.
Свет в окне, открыта дверь…
Хочешь, заходи, проверь.
А. Бриклин
– Много гостей приходит к добрым гномам. Вот и решили гномы построить новый большой дом. Давайте им
поможем.
Рассмотрите рисунок и скажите, какая помощь требуется. (Правильно, уложить на крыше черепицу, раскрасить
окна, нарисовать ставни.)
– С чего начнем? (С крыши.)
– Черепица – это полуовалы. Дорисуем крышу и раскрасим. Какой карандаш возьмем?
На доске – вырезанные из бумаги силуэты цветных карандашей, с обратной стороны на них записаны
двустишия. Дети выбирают «карандаш» и читают двустишие. Эта работа необязательна, но помогает
проводить небольшие минутки отдыха.
Зеленая травка, зеленый листок,
Зеленые крыша и потолок!
– Раскрасьте оконную раму.
2– Раскрасьте окна.
Желтая краска – сродни золотой,
Рамы рисуем мы краской такой!
Голубые стекла –
Чудочудеса!
В домике гномов
Должна быть краса.
– Ставни делают окна похожими на цветы. Дорисуйте ставни и раскрасьте.
Все на свете красное –
Самое прекрасное!
М. Янушкевич
3) Р и с у н о к « Т о р т » .
– Дом готов. Гномы приглашают вас на чай. А какой чай без сладкого?
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
(Торт.)
– Дорисуйте торт, проводя линии верхних и нижних полуовалов. В каком направлении будет двигаться рука: по
строке или надо двигать тетрадь?
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп,
Мы глазами мигмиг,
Мы плечами чикчик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькойвстанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раздва, раздва,
Заниматься нам пора!
4. Работа в прописи. Рабочая строка.
– За вашу помощь гномы решили познакомить вас с рабочей строкой и научить работать на ней. Нужно быть
внимательным и запомнить, как называется каждая линия рабочей строки, чтобы в дальнейшем легко ориентироваться.
На доске начерчена такая же рабочая строка, как у вас в тетрадях. Рабочая строка состоит из трех линий. Запомним их
названия: верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, вспомогательная линия.
– Расскажите, где расположены верхние полуовалы. (Между верхней и нижней линиями рабочей строки.)
– Найдите стрелочки. Расскажите, как будет двигаться ваша рука.
(Начинаем движение от точки,
расположенной на нижней линии рабочей строки; ведем линию вверх, касаемся верхней линии рабочей строки,
ведем линию вниз и заканчиваем ее в точке на нижней линии рабочей строки.)
– Я буду писать полуовал на доске, а вы рассказывайте, как двигаться моей руке.
– Теперь я командую, а вы записываете полуовал в прописи.
3– Допишите строку до конца, командуя своей руке.
– Рассмотрите вторую рабочую строку. На ней будем писать нижние полуовалы. Расскажите, где расположены
нижние полуовалы. (Между верхней и нижней линиями рабочей строки.)
– Как будет двигаться ваша рука? (Начинаем движение от точки, расположенной на верхней линии рабочей
строки; ведем линию вниз, касаемся нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх и заканчиваем ее в точке на
верхней линии рабочей строки.)
– Я буду писать нижний полуовал на доске под вашу диктовку.
– Теперь я диктую, а вы записываете полуовал в прописи.
– Допишите строчку до конца. Кто доволен своей работой?
III. Итог урока.
– Пора возвращаться домой. Чему научили вас гномы? Расскажите, как называется каждая линия рабочей строки.
Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т .
Учащиеся выполняют задание на листках в клеточку.
– А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите
карандаш и поставьте его на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно: 3 клетки вправо, 1 – вверх, 1 –
вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 3 – вправо, 1 –
вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.
4