Золотое правило является общечеловеческим постулатом. В той или иной форме оно фигурирует в Евангелии, Талмуде, Махабхарате, изречениях Будды и Конфуция. Первое упоминание о нем относится к середине первого тысячелетия до нашей эры.
Золотое правило – это канон отношений между людьми. Словно камертон, он помогает сверять наши поступки. Руководствуясь этим нехитрым изречением, мы можем строить надежные и благоприятные для нас взаимоотношения.
Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь.
Он ответил:
«Это слово – снисхождение.
Не делай другим того,
чего не пожелаешь себе».
Конфуций –
древний мыслитель и
философ Китая.
В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н.э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления:
«Те поступки других, которых человек для себя
не желает, что самому неприятно,
пусть не делает другим людям».
( Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354).
У мудреца Бхишмы золотое правило предстает как норма норм.
Чему учит золотое правило?
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос:
«Каково было бы мне,
если бы так поступили со мной?»
Ни в коем случае
не придерживайтесь этого правила
в ущерб самому себе. Сосредоточившись на интересах окружающих и забыв про свои собственные,
Вы рискуете в конечном итоге обрести разочарование и усталость. Сознавайте и цените собственные потребности – только тогда оказанные Вами услуги будут иметь ценность как для Вас, так и для других людей.
Мальчик и зеркало
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я». — «А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут — и добро и зло наше возвращается к нам же».
По книге «Классическая басня»
Кто осёл?
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.
— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.
Из книги «Двадцать четыре Насреддина»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.