Звуки и буквы.10 класс

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку русского языка по разделу "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Иконка файла материала Звуки и буквы. 10 класс.pptx

Любимый русский алфавит Из букв и звуков состоит. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж... Дальше знаете уже. Звуки с вами говорим, Произносим и кричим, Шепчем, воем, слышим... Буковки мы - пишем, Можем их нарисовать, Напечатать и прислать! То есть звуки только слышим, Ну а буквы только пишем!

Постарайтесь определить тему урока.

Звуки и буквы

Вопросы для повторения
- Что изучает фонетика? - Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками? - В чем различие между буквой и звуком?
- В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
- В чем различие между глухими и звонкими согласными?
- Какие пары не образуют пар по глухости/звонкости?
- В чем различие между твёрдыми и мягкими согласными?
Какие звуки образуют пары по твёрдости/ мягкости?
-- Какие являются непарными?

Прочитайте §13 и найдите
ответы на вопросы

Буквы и звуки русского языка
(33 буквы, 42 звука)

гласные

не обозначают звуков

согласные

буквы (10)

звуки (6)

звуки (36)

буквы (21)

буквы (2)

я

а

ы

и

э

е

ё

о

ю

у

[э ]

[ у]

[ы ]

[и ]

[о ]

[а]

ъ

ь

щ

ц

х

ф

т

с

р

п

н

м

л

к

й

з

ж

д

г

в

б

ш

ч

Звуки речи
по способу образования

гласные

согласные

Воздух не встречает преград при их произнесении

Воздух встречает преграды в виде губ, зубов, носа

Участвует шум

Глухие

Участвует шум и голос

Звонкие

Гласный звук

Согласный звук

При произношении
не встречает преград:
а, о, и, ы, э, у

При произношении
встречает преграду:
губы, зубы, язык

Произносится с голосом

Произносится с шумом

Гласные звуки

ГЛАСНЫЕ

В системе гласных звуков современного русского языка есть два лабиализованных (огубленных) звука: [о], [у]. При произнесении этих звуков губы вытягиваются вперёд и принимают форму круглого отверстия.
Остальные гласные звуки в русском языке ([а], [э], [и], [ы]) являются нелабиализованными, т. е. неогубленными.

[ а]
[ о]
[ у]
[ э]
[ ы]
[ и ]

ударные

безударные

! В слове
кол – во
слогов =
кол-ву
гласных

произносятся
отчётливо

подвергаются
изменениям:
нести [н, иЭ с т, и]

! буква и звук могут
не совпадать

Согласные буквы

твёрдые: Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф’ Х

мягкие : Б’ В’ Г‘ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

твёрдые (всегда! ) [ж], [ц], [ш]

мягкие (всегда! ) [й’], [ч’], [щ’].

Остальные согласные
буквы составляют пары:

звонкие: Б В Г Д Ж З
глухие: П Ф К Т Ш С

Легко запомнить: эти фразы содержат
«СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!» - все глухие согласные.

2. «УМНая ГоЛоВа, РаЗБиРаЙ БоЖьи ДеЛа!» - все звонкие
согласные.

Согласные буквы

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

звонкие (всегда! ) Й, Л, М, Н, Р

глухие (всегда! ) Х, Ц, Ч, Щ

Остальные согласные
буквы составляют пары:

Во процессе речи происходит некоторое изменение звуков, которое обусловлено влиянием их друг на друга. Подобные изменения звуков называют фонетическими процессами

1. оглушение

2. озвончение

С согласными звуками связаны следующие фонетические процессы

звонких парных звуков на конце слова:
флаг [флак], род [рот]

звонких парных звуков перед глухими:
в траву [фтраву], селедка [селетка]

перед звонкими (кроме [в], [в`] и сонорных)

косьба [каз`ба]
к дереву [гд`эр`иву],

3. диссимиляция

4. ассимиляция

или расподобление звуков заключается в усилении различного звучания смежных букв с целью облегчения произношения:

легкий - лё[х]кий

или уподобление звуков заключается в пере-ходе одного из двух разных по звонкости звуков в глухое или звонкое звучание, образуя парные глухие или парные звонкие:

дужка - ду[ш]ка
везти - ве[с']ти

5. упрощение

устный – у[сн]ый;
поздний – по[зн]ий;
солнце – со[нц]е;
сердце – се[рц]е.

Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

1. Существительные с предлогами без-, за-, из-, на-, под-, по-

Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич... (на голову́ = на́ голову).

2. Краткие прилагательные в форме единственного числа женского рода:

мо́лоды, мо́лод, мо́лодо, молода́

3. Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа женского рода

бра́ли, бра́л, бра́ло, брала́

В русском языке ударение подвижное

Звуки и буквы

Звуки речи на письме передаются буквами. В современном русском алфавите 33 буквы, каждая из которых имеет своё название: а [а], б [бэ], в [вэ], г [гэ], д [дэ] и т. д.
 
Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а — А, б — Б, в — В и т. д.
 

ЗВУКИ И БУКВЫ

Употребляются только в устной речи.
Произносятся
Воспринимаются органами слуха
Делятся на гласные и согласные

Употребляются только в письменной речи
Пишутся
Воспринимаются органами зрения
Бывают прописными и строчными

[д] – дом
[й’а] – яблоко

[н’] – день
[с] – рассвет
[ц] – детский

Звук (звуки) обозначен(ы)

одной буквой

двумя буквами

Звуки и буквы

В современном русском алфавите

БЕЗЗВУЧНЫЕ (НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКИ)

2 буквы = 1 звук: счётчик [ш, о/ч,ик ]

1 буква может передавать два звука: я [j ,а ], ю [j,у], е [j,э],
ё [j,о].

для звука [j/] отсутствует отдельная буква, и он передаётся йотированной буквой (е, ё, ю, я)

Гласные звуки, которые мы произносим с большей силой – ударные, остальные – безударные.

[э], [о], [у], [а]

[й’э], [й’о], [й’у], [й’а]

А Е Ё И О У Ы Э Ю Я

Гласные буквы

В русском языке шесть гласных букв, обозначающих один звук

В русском языке четыре гласных буквы, обозначающих два звука

Обозначают
звуки

после согласного

после гласного,
после ъ и ь,
в начале слова

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

ОСНОВНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
[а] [е] [у] [и][э] [ы]

ОБОЗНАЧАЮТ
твёрдость
СОГЛАСНОГО

ОБОЗНАЧАЮТ
мягкость
СОГЛАСНОГО

я

ё

ю

и

е

а

о

у

ы

э

ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА

[ й / э] [ й / о] [ й / у] [ й / а]

е

ё

ю

я

В современном русском алфавите

нет букв для обозначения мягкости согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости используются буквы е, ё, ю, я, ь, и

буквы русского алфавита характеризуются многозначностью, т.е. одна буква может обозначать разные звуки: например, буква С в словах сад – [c]ад, сядь – [ с,]дь, сбор – [з]бор, косьба – ко[з,]ба, сшить – [ш]ить, сжать – [ж]ать

Буква с в данных словах обозначает звуки :

Чередование звуков

В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга. Такая замена, или мена, называется чередованием звуков.

Чередования

позиционные исторические
(фонетические):
слабая позиция
→у гласных (безударная),
→у согласных (конец
слова, перед глухим
согласным)

1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука: сон - сна, день - дни),
2) чередования согласных и групп согласных (г/ж; к/ч; х/ш: нога-ножка, муха –мушка…)
3) чередования полно-гласных и неполноглас-ных сочетаний. (оро/ра; оло/ла: сторона – страна)

Ф о н е т и ч е с к и й р а з б о р с л о в а

Образец разбора
Ёлка - в слове 2 слога: ёл-ка.
 [й’олкъ].
В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ъ], 3 согласных: [й’], [л], [к].
[й’] – звонкий, мягкий непарный;
[о] – гласный, ударный,
[л ] – сонорный, твёрдый, имеет пару по мягкости/твёрдости [л] — [л']
[к] – глухой, твёрдый, имеет пару по звонкости/глухости [к] — [г], I по мягкости/ твёрдости [к] — [к'].
[ъ] - гласный [а] безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на его месте произносится [ъ] после твёрдого согласного.

4 буквы, 5 звуков

П о р я д о к разбора
Разбить слово на слоги.
Записать слово в транскрипции.
Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).
Охарактеризовать гласные звуки.
Охарактеризовать согласные звуки.
Установить соответствие количества букв количеству звуков.

а. Подчеркните слово, в котором произносится [с’]:
cъел, просьба, счёт, расщедриться


б. Подчеркните слово, в котором есть звук [д]:
редкость, блюдце, отбросить, день


в. Подчеркните слово, в котором есть согласный [т]: отдал, учится, поднял, предположил

Задание. Запишите слова в фонетической транскрипции

Задание. Запишите слова в фонетической транскрипции

а. Подчеркните слово, в котором произносится [с’]: cъел, просьба, счёт, расщедриться
c’йэл, проз’ба, щ’от, расщэдрица

б. Подчеркните слово, в котором есть звук [д]: редкость, блюдце, отбросить, день
р’эткас’т, бл’утцэ, адброс’ит’, д’эн

в. Подчеркните слово, в котором есть согласный отдал, учится, поднял, предположил [т]: адал, уч’ица, падн’ал, прэтпалажыл

Упражнение 49.

Солнце было уже совсем близко. Раскаленным углем оно прожигало себе ход в стылой неразберихе ветвей и сучьев приближающейся кулиги. Вскоре и вовсе словно бы пожаром занялся, воспылал лес в том месте. Над верхушками старых ракит вдруг выбрызнулись лучи, а следом красно взбугрилось и само солнце. Оно выкатилось огромное, багровое и вовсе не жаркое, не ослепляющее, каким бывало летом, а как бы уже по-зимнему поостывшее, присмирелое, позволяющее смотреть на себя не застясь, не щуря глаза. Я никогда не видел светила так близко.

Прочитайте текст. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. Выпишите слова с историческими и позиционными чередованиями

Слова с историческими чередованиями: прожигало —
прожечь (г/ч), сучьев — сук (к/ч). верхушками — вершина (х/ш).
 
Слова с позиционными чередованиями: близко —
[бл’иска] — [бл’изак] (0/3); вскоре — [фскор’и] (в/ф); вдруг — [вдрук] (г/к).
Позиционное: раскаленным углем оно прожигало; Солнце было уже совсем близко, раскаленным углем оно прожигало себе ход в стылой неразберихе ветвей и сучьев


Проверяем!

близко-2 слога б-[б] -согласный, звонкий парный, твердый парный л-[л’] -согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный и-[и] -гласный, ударный з-[с] -согласный, глухой парный, твердый парный к-[к] -согласный, глухой парный, твердый парный о-[а] -гласный, безударный 6 букв, 6 звуков.

прожигало-4 слога п-(п) -согласный, глухой парный, твердый парный р-(р) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный о-(а) -гласный, безударный ж-(ж) -согласный, звонкий парный, твердый непарный и-(ы) -гласный, безударный г-(г) -согласный, звонкий парный, твердый парный а-(а) -гласный, ударный л-(л) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный о-(а) -гласный. безударный 9 букв, 9 звуков

вскоре – 2 слога
в [ф ] – согл., пары., глух.‚ тв.
с [с ] – согл‚‚ пары., глух.‚ тв.
к [к ] – согл‚‚ пары., глух.‚ тв.
о [о ] – гл., уд.
р [р’ ] – согл., непарн., зв., мягк.
е [эи ] – гл., безудар.
5 букв, 5 звуков

солнце-2 слога с-[с] -согласный, глухой парный, твердый парный о-[о] -гласный, ударный л-звука не обозначает н-[н] -согласный, звонкий непарный, твердый непарный, сонорный ц-[ц]-согласный, глухой непарный, твердый непарный е-[э] -гласный, безударный 6 букв, 5 звуков.

Не-раз—бе-рй-хе — 5 слогов.
н [н'] — согл.. непарн.. зв., мягк.
е [и] — гл., безудар.
р [р] — согл., непарн., зв., тв.
а [ы] _ гл., безудар.
з [3] — согл., парн.. зв., тв.
6 [б’] — согл., парн.‚ зв., мягк.
е [и] — гл., безудар.
р [р’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.
и [и] — гл., уд.
х [х’] — согл., непарн., глух_, мягк.
е [и] — гл., безудар.
11 букв, 11 звуков.

СУчь-ев — 2 слога.
 
с [с] —— согл., пари., глух.‚ тв.
у [У] — гл., уд.
ч [ч’] — согл., непарн.‚ глух‚, мягк.
ь — звука не обозначает.
е [й‘] — согл., непарн.‚ зв., мягк_;
[э] — гл., безудар.
в [ф] — согл., пари., мух., тв.
6 букв, 6 звуков.

По—жа-ром — 3 слога.
п [п] — согл., пары., глух., тв.
0 [а] — гл., безудар.
ж [ж] —- согл‚‚ пары., зв., тв.
3 [а] — гл., уд.
р [р] — согл., непарн., зв., тв.
0 [а] — гл., безудар.
м [м] — согл., непарн., зв.. тв.
7 букв, 7 звуков.

Вско-ре —— 2 слога.
 
в[ф] —- согл., пары., глух.‚ тв.
с [с] —— согл‚‚ пары., глух.‚ тв.
к [к] — согл., пары., глух.‚ тв.
0 [о] — гл., уд.
р [р'] — согл., непарн., зв., мягк.
е [и] —— гл., безудар.
6 букв, 6 звуков.

раскаленным-4 слога р-(р) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный а-(а) -гласный, безударный с-(с) -согласный, глухой парный, твердый парный к-(к) -согласный, глухой парный, твердый парный а-(а) -гласный, безударный л-(л) -согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный ё-(о) -гласный, ударный н, н-(н) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный ы-(ы) -гласный, безударный м-(м) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный 11 букв, 10 звуков.

Проверяем!

Смот-реть — 2 слога.
 
с [с] — согл., пары., глух.. тв‚
м [м] — согл‚, непарн., зв., тв.
0 [а] — гл., безудар.
т [т] — согл., парк., глух.‚ тв.
р [р’] — согл., непарн.‚ зв.; мягк.
е [з] — гл., уд.
т [т’] — согл., пари., глух., мягк.
ь — звука не обозначает.
8 букв, 7 звуков.

Све-ти’-ла — З слога.
с [с] — согл., пари., глух., тв.
в [в’] — согл., пари., зв., мягк.
е [и] — гл.‚ безудар.
т [Т'] — согл., пары., глух… мягк.
и [и] — гл., уд.
л [л] —— согл., непарн.‚ зв., тв.
а [а] — гл., безудар.
7 букв, 7 звуков.

ВдрУг — 1 слог.
 
в [в] — согл., пары, зв., тв.
д[д] — согл.. парк., зв.. тв.
р [р] —— согл., непарн.‚ зв.. тв.
у [у] — гл., уд—
г [к] — согл., пари., глух… тв.
5 букв. 5 звуков.

Щу-ря — 2 слога.
 
Щ [Ш] — согл., непарн.‚ глух., мягк.
у [У] — тц уд-
р [р’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.
я [а] — гл., безудар.
4 буквы, 4 звука.

Ос-леп—ля—ю—ще-е — 6 слотов.
о [а] — гл., безудар.
с [с] — согл., пары., глух, мягк.
л [л'] — согл., непарн.‚ зв., мягк.
е [и] — гл., безудар.
п [п] — согл., пари., глух.‚ тв.
л [л’] — согл., непарн‚‚ зв., мягк.
я [а] — гл., уд.
ю [й’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.;
[у] — гл., безудар.
Щ [Ш] — согл., непарн.‚ глух… мягк.
е [и] —- гл., безудар.
е [й’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.;
[э] — гл., безудар.
11 букв, 13 звуков.

Проверяем!

Задание. Назовите фонетические процессы, которые происходят в словах:

а. сочувствовать, предерзостный

упрощение (выпадение)

б. робкий, небоскрёб

оглушение

в. просьба, айсберг

озвончение

Фонетика – это…?

Наука, изучающая звуки

В чем различие звуков и букв?

Буквы можно записывать и видеть, звуки – произносить и слышать.

Каждой букве присущ определенный звук или свойство звука (ь и ъ), т.е. букву можно озвучить.

А в чем единство звуков и букв?

Соотнеси термин и определение

1. Фонетика

2. Гласные звуки

3. Согласные звуки

4. Орфоэпия

5. Ударный гласный


Б. звуки, которые образуются
с помощью голоса и шума

А. гласный, на который падает
ударение

Д. наука о звуках речи

Г. звуки, которые образуются
с помощью голоса

В. наука о правилах
произношения
слов и постановки ударения

Проверьте себя!
1 – Д
2 – Г
3 – Б
4 – В
5 – А

сегодня я узнал(а)…
мне понравилось…
теперь я могу…
я понял(а), что…
на уроке мне было непонятно …
мне захотелось подробнее узнать о …
самым интересным для меня было задание …

Закончите фразу:

Рефлексия

Домашнее задание

Прочитайте поэтические строки. Повторение каких звуков помогает поэтам создать выразительный образ, передать звучание живой природы и т. д.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(М. Лермонтов)

В художественных произведениях поэты и писатели часто используют выразительные возможности языка. Они «заставляют сознательно работать» звуки на создание ярких образов

Источники

1. Презентация «Урок …» с сайта «К урокам Хабазовой М.Н.» -http://www.habazavr.ru
2. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.

Иллюстрации