Любимый русский алфавитИз букв и звуков состоит.А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...Дальше знаете уже.Звуки с вами говорим,Произносим и кричим,Шепчем, воем, слышим...Буковки мы - пишем,Можем их нарисовать,Напечатать и прислать!То есть звуки только слышим,Ну а буквы только пишем!
Постарайтесь определить тему урока.
Вопросы для повторения
- Что изучает фонетика?- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?- В чем различие между буквой и звуком?
- В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
- В чем различие между глухими и звонкими согласными?
- Какие пары не образуют пар по глухости/звонкости?
- В чем различие между твёрдыми и мягкими согласными?
Какие звуки образуют пары по твёрдости/ мягкости?
-- Какие являются непарными?
Прочитайте §13 и найдите
ответы на вопросы
Буквы и звуки русского языка
(33 буквы, 42 звука)
гласные
не обозначают звуков
согласные
буквы (10)
звуки (6)
звуки (36)
буквы (21)
буквы (2)
я
а
ы
и
э
е
ё
о
ю
у
[э ]
[ у]
[ы ]
[и ]
[о ]
[а]
ъ
ь
щ
ц
х
ф
т
с
р
п
н
м
л
к
й
з
ж
д
г
в
б
ш
ч
Гласные звуки
ГЛАСНЫЕ |
В системе гласных звуков современного русского языка есть два лабиализованных (огубленных) звука: [о], [у]. При произнесении этих звуков губы вытягиваются вперёд и принимают форму круглого отверстия.
Остальные гласные звуки в русском языке ([а], [э], [и], [ы]) являются нелабиализованными, т. е. неогубленными.
[ а]
[ о]
[ у]
[ э]
[ ы]
[ и ]
ударные
безударные
! В слове
кол – во
слогов =
кол-ву
гласных
произносятся
отчётливо
подвергаются
изменениям:
нести [н, иЭ с т, и]
! буква и звук могут
не совпадать
звонкие: Б В Г Д Ж З
глухие: П Ф К Т Ш С
Легко запомнить: эти фразы содержат
«СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!» - все глухие согласные.
2. «УМНая ГоЛоВа, РаЗБиРаЙ БоЖьи ДеЛа!» - все звонкие
согласные.
Согласные буквы
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
звонкие (всегда! ) Й, Л, М, Н, Р
глухие (всегда! ) Х, Ц, Ч, Щ
Остальные согласные
буквы составляют пары:
Во процессе речи происходит некоторое изменение звуков, которое обусловлено влиянием их друг на друга. Подобные изменения звуков называют фонетическими процессами
1. оглушение
2. озвончение
С согласными звуками связаны следующие фонетические процессы
звонких парных звуков на конце слова:
флаг [флак], род [рот]
звонких парных звуков перед глухими:
в траву [фтраву], селедка [селетка]
перед звонкими (кроме [в], [в`] и сонорных)
косьба [каз`ба]
к дереву [гд`эр`иву],
3. диссимиляция
4. ассимиляция
или расподобление звуков заключается в усилении различного звучания смежных букв с целью облегчения произношения:
легкий - лё[х]кий
или уподобление звуков заключается в пере-ходе одного из двух разных по звонкости звуков в глухое или звонкое звучание, образуя парные глухие или парные звонкие:
дужка - ду[ш]ка
везти - ве[с']ти
5. упрощение
устный – у[сн]ый;
поздний – по[зн]ий;
солнце – со[нц]е;
сердце – се[рц]е.
Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
1. Существительные с предлогами без-, за-, из-, на-, под-, по-
Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич... (на голову́ = на́ голову).
2. Краткие прилагательные в форме единственного числа женского рода:
мо́лоды, мо́лод, мо́лодо, молода́
3. Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа женского рода
бра́ли, бра́л, бра́ло, брала́
В русском языке ударение подвижное
Звуки и буквы
Звуки речи на письме передаются буквами. В современном русском алфавите 33 буквы, каждая из которых имеет своё название: а [а], б [бэ], в [вэ], г [гэ], д [дэ] и т. д.
Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а — А, б — Б, в — В и т. д.
Гласные звуки, которые мы произносим с большей силой – ударные, остальные – безударные.
[э], [о], [у], [а]
[й’э], [й’о], [й’у], [й’а]
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Гласные буквы
В русском языке шесть гласных букв, обозначающих один звук
В русском языке четыре гласных буквы, обозначающих два звука
Обозначают
звуки
после согласного
после гласного,
после ъ и ь,
в начале слова
В современном русском алфавите
нет букв для обозначения мягкости согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости используются буквы е, ё, ю, я, ь, и
буквы русского алфавита характеризуются многозначностью, т.е. одна буква может обозначать разные звуки: например, буква С в словах сад – [c]ад, сядь – [ с,]дь, сбор – [з]бор, косьба – ко[з,]ба, сшить – [ш]ить, сжать – [ж]ать
Буква с в данных словах обозначает звуки :
Чередования
позиционные исторические
(фонетические):
слабая позиция
→у гласных (безударная),
→у согласных (конец
слова, перед глухим
согласным)
1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука: сон - сна, день - дни),
2) чередования согласных и групп согласных (г/ж; к/ч; х/ш: нога-ножка, муха –мушка…)
3) чередования полно-гласных и неполноглас-ных сочетаний. (оро/ра; оло/ла: сторона – страна)
Ф о н е т и ч е с к и й р а з б о р с л о в а
Образец разбора
Ёлка - в слове 2 слога: ёл-ка.
[й’олкъ].
В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ъ], 3 согласных: [й’], [л], [к].
[й’] – звонкий, мягкий непарный;
[о] – гласный, ударный,
[л ] – сонорный, твёрдый, имеет пару по мягкости/твёрдости [л] — [л']
[к] – глухой, твёрдый, имеет пару по звонкости/глухости [к] — [г], I по мягкости/ твёрдости [к] — [к'].
[ъ] - гласный [а] безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на его месте произносится [ъ] после твёрдого согласного.
4 буквы, 5 звуков
П о р я д о к разбора
Разбить слово на слоги.
Записать слово в транскрипции.
Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).
Охарактеризовать гласные звуки.
Охарактеризовать согласные звуки.
Установить соответствие количества букв количеству звуков.
а. Подчеркните слово, в котором произносится [с’]:
cъел, просьба, счёт, расщедриться
б. Подчеркните слово, в котором есть звук [д]:
редкость, блюдце, отбросить, день
в. Подчеркните слово, в котором есть согласный [т]: отдал, учится, поднял, предположил
Задание. Запишите слова в фонетической транскрипции
Задание. Запишите слова в фонетической транскрипции
а. Подчеркните слово, в котором произносится [с’]: cъел, просьба, счёт, расщедриться
c’йэл, проз’ба, щ’от, расщэдрица
б. Подчеркните слово, в котором есть звук [д]: редкость, блюдце, отбросить, день
р’эткас’т, бл’утцэ, адброс’ит’, д’эн
в. Подчеркните слово, в котором есть согласный отдал, учится, поднял, предположил [т]: адал, уч’ица, падн’ал, прэтпалажыл
Упражнение 49.
Солнце было уже совсем близко. Раскаленным углем оно прожигало себе ход в стылой неразберихе ветвей и сучьев приближающейся кулиги. Вскоре и вовсе словно бы пожаром занялся, воспылал лес в том месте. Над верхушками старых ракит вдруг выбрызнулись лучи, а следом красно взбугрилось и само солнце. Оно выкатилось огромное, багровое и вовсе не жаркое, не ослепляющее, каким бывало летом, а как бы уже по-зимнему поостывшее, присмирелое, позволяющее смотреть на себя не застясь, не щуря глаза. Я никогда не видел светила так близко.
Прочитайте текст. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. Выпишите слова с историческими и позиционными чередованиями
Слова с историческими чередованиями: прожигало —
прожечь (г/ч), сучьев — сук (к/ч). верхушками — вершина (х/ш).
Слова с позиционными чередованиями: близко —
[бл’иска] — [бл’изак] (0/3); вскоре — [фскор’и] (в/ф); вдруг — [вдрук] (г/к).
Позиционное: раскаленным углем оно прожигало; Солнце было уже совсем близко, раскаленным углем оно прожигало себе ход в стылой неразберихе ветвей и сучьев
Проверяем!
близко-2 слога б-[б] -согласный, звонкий парный, твердый парный л-[л’] -согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный и-[и] -гласный, ударный з-[с] -согласный, глухой парный, твердый парный к-[к] -согласный, глухой парный, твердый парный о-[а] -гласный, безударный 6 букв, 6 звуков. | прожигало-4 слога п-(п) -согласный, глухой парный, твердый парный р-(р) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный о-(а) -гласный, безударный ж-(ж) -согласный, звонкий парный, твердый непарный и-(ы) -гласный, безударный г-(г) -согласный, звонкий парный, твердый парный а-(а) -гласный, ударный л-(л) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный о-(а) -гласный. безударный 9 букв, 9 звуков |
вскоре – 2 слога |
солнце-2 слога с-[с] -согласный, глухой парный, твердый парный о-[о] -гласный, ударный л-звука не обозначает н-[н] -согласный, звонкий непарный, твердый непарный, сонорный ц-[ц]-согласный, глухой непарный, твердый непарный е-[э] -гласный, безударный 6 букв, 5 звуков.
Не-раз—бе-рй-хе — 5 слогов. | СУчь-ев — 2 слога. |
По—жа-ром — 3 слога. | Вско-ре —— 2 слога. |
раскаленным-4 слога р-(р) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный а-(а) -гласный, безударный с-(с) -согласный, глухой парный, твердый парный к-(к) -согласный, глухой парный, твердый парный а-(а) -гласный, безударный л-(л) -согласный, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный ё-(о) -гласный, ударный н, н-(н) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный ы-(ы) -гласный, безударный м-(м) -согласный, звонкий непарный, твердый парный, сонорный 11 букв, 10 звуков.
Проверяем!
Смот-реть — 2 слога. | Све-ти’-ла — З слога. |
ВдрУг — 1 слог. | Щу-ря — 2 слога. |
Ос-леп—ля—ю—ще-е — 6 слотов.
о [а] — гл., безудар.
с [с] — согл., пары., глух, мягк.
л [л'] — согл., непарн.‚ зв., мягк.
е [и] — гл., безудар.
п [п] — согл., пари., глух.‚ тв.
л [л’] — согл., непарн‚‚ зв., мягк.
я [а] — гл., уд.
ю [й’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.;
[у] — гл., безудар.
Щ [Ш] — согл., непарн.‚ глух… мягк.
е [и] —- гл., безудар.
е [й’] — согл., непарн.‚ зв., мягк.;
[э] — гл., безудар.
11 букв, 13 звуков.
Проверяем!
Соотнеси термин и определение
1. Фонетика
2. Гласные звуки
3. Согласные звуки
4. Орфоэпия
5. Ударный гласный
Б. звуки, которые образуются
с помощью голоса и шума
А. гласный, на который падает
ударение
Д. наука о звуках речи
Г. звуки, которые образуются
с помощью голоса
В. наука о правилах
произношения
слов и постановки ударения
сегодня я узнал(а)…
мне понравилось…
теперь я могу…
я понял(а), что…
на уроке мне было непонятно …
мне захотелось подробнее узнать о …
самым интересным для меня было задание …
Закончите фразу:
Рефлексия
Домашнее задание
Прочитайте поэтические строки. Повторение каких звуков помогает поэтам создать выразительный образ, передать звучание живой природы и т. д.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(М. Лермонтов)
В художественных произведениях поэты и писатели часто используют выразительные возможности языка. Они «заставляют сознательно работать» звуки на создание ярких образов
Источники
1. Презентация «Урок …» с сайта «К урокам Хабазовой М.Н.» -http://www.habazavr.ru
2. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.