Лайфхаки и секреты финского образования
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Лайфхаки и секреты финского образования

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 04.06.2020 Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-72074 от 29.12.2017 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Лайфхаки и секреты финского образования
Cвидетельство участника
150 ₽
0

В современном мире неуклонно возрастает значение качественного образования, с его развитием связывают духовный, культурный и нравственный потенциал общества. Как мы сегодня можем обеспечить требуемое качество образования?

Понятие «качество образования» всеми участниками образовательного процесса понимается по-разному: родители обучающихся отождествляют его с образовательной успешностью своих детей; педагогии — с уровнем материальной обеспеченности процесса обучения, условиями руда и активной жизненной позицией обучающихся; для детей — это комфортный климат учебного заведения, понимание процесса обучения для жизненных целей и его результативность.

Говоря о качественном образовании, приводят опыт Финляндии. Согласно исследованиям PISA-2018, система образования Финляндии по качеству обучения читательской и естественнонаучной грамотности занимает 6-е место, а математической – 16-е. Россия же занимает места в третьем десятке.

Результаты исследования PISA-2018

Направление исследования

Место РФ среди других стран-участниц
(по кол-ву баллов)

Кол-во баллов РФ 
(по 1000-балльной шкале)

Естественнонаучная грамотность

33

478

Математическая грамотность

30

488

Читательская грамотность

31

479

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования.
Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности. Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения: удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе.

Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Приоритет отдается обучению в малых группах.

В основе финского образования лежат доверие, свобода, профессионализм и равенство.

Доверие

Основополагающий принцип финской образовательной реформы — взаимное доверие. Педагоги с доверием следуют новым методикам, даже если они кажутся, на первый взгляд, не всегда логичными. Государство доверяет педагогам, минимизируя проверки и отчетность. Учащиеся и учителя доверяют друг другу: домашние задания и контрольные работы сведены к минимуму.

В начале обучения особое внимание уделяется формированию навыков самоконтроля, т.к. именно эти навыки помогают детям планировать свою деятельность и чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Свобода

С 90-х гг. в Финляндии на государственном уровне регламентируются только ключевые компетенции/навыки. Это:

  • критическое мышление и умение учиться;
  • умение следить за собой;
  • коммуникационные навыки;
  • творческие навыки;
  • мультиграмотность;
  • навыки работы с компьютером, сетями и интернетом;
  • предпринимательские навыки.

Формы и методы формирования этих компетенций определяет сам педагог, решает, как строить уроки — особенно это заметно в младших классах, где один учитель ведет класс несколько лет, имеет возможность смешивать дисциплины.

Старшеклассники обычно сами определяют свою нагрузку: ребенок может продлить программу обучения или же, наоборот, сократить. Также сделать выбор направления обучения: академическое обучение направлено на подготовку поступления в университет, прикладное — дает профессию сразу по окончании школы. Если в школе есть оба направления, то ученик может посещать занятия обоих направлений.

Пример Финляндии замечателен еще и потому, что школам не навязывают систему образования, а интересуются мнением как учителей, так и учеников. Финны считают, что спрашивать ученика, чему и как его учить – это прогресс и развитие.

В Финляндии прижился около 4 800 начальных, средних и старших школ. Но каждая школа имеет свою планировку, свою уникальную систему занятий, педагоги и ученики также имеют свою индивидуальность.

Чтобы каждая школа имела свое лицо, в Финляндии была предложена общая гибкая система реорганизации и перестройки. Каждая школа адаптировала систему под свои реалии. Каждому учителю был предложен гибкий план перехода от преподавания отдельной дисциплины к обсуждению более общих вопросов и развитию креативности, критического мышления, широкого взгляда на вещи. Каждый педагог сам определяет систему преподавания, а также формы и методы контроля. Каждому ученику было предложено выбрать «феномен», который он будет изучать со своей группой, выбрать стул или кресло и поставить его туда, где ему будет удобно. Метод «открытых школ» прижился в Финляндии.

Профессионализм

В основе доверительных отношений лежат реформы, которые с 80-х годов внедрялись в систему подготовки педагогов. Профессия учителя является престижной, творческой и хорошо оплачиваемой. Учителя, работающие в школе, должны иметь дипломом магистра (либо в педагогике, либо в предметной области).

Подготовка педагогов чем-то напоминает интернатуру: они не только преподают, но много времени посещают занятия других преподавателей, перенимая опыт. Каждый урок анализируется студентами и профессором. Один из ключевых принципов преподавания — избегать монолога: для этого есть учебники. Учитель должен задавать ход работе, которую учащиеся выполняют самостоятельно, модерировать дискуссию, конструировать интерактивный учебный процесс, его действия должны быть сосредоточены на помощи отстающим. Цель учителя — воспитать привычку думать.

Равенство

Равенство в финских школах возведено в абсолют: отстающих подтягивают всеми силами, дети с ограниченными возможностями занимаются вместе со всеми, нет классов с углубленным изучением предметов, деления на «сильные» и «слабые» группы. В школах практикуется бесплатное питание, где учителя, ученики и администрация едят в одном помещении.

Хотя родители и имеют возможность выбора любой школы, чаще всего они выбирают школу по месту жительства, т.к. нет особых различий между учебными заведениями, поэтому незачем тратить время на дорогу в школу. Различия между школами определяются методиками преподавания или базовым иностранным языком. Частных школ в стране тоже практически нет.

Организации школьного пространства

Финская школа – это открытое и наполненное воздухом пространство: прозрачные стены, видимость всех переходов и этажей, почти все помещения открыты взгляду со стороны и открыты для посещения.

 Финские школьники могут беспрепятственно взаимодействовать со школьной средой: трансформировать ее, размещать свои работы, самовыражаться при помощи рисунков, подписей, указателей, пробковых и маркерных досок. В целом, это то пространство, где детям и учителям приятно и хочется находиться.

Новые школы строятся согласно концепции «открытого пространства», остальные подвергаются перепланировке и адаптируются к новой концепции, предполагающей создание более гибкого пространства для учебы. Но в системе open space есть и недостатки: один шумный человек может мешать работать целой группе, а если на одном этаже соберется сотня непоседливых учеников. Именно для того, чтобы снизить уровень шума в больших помещениях, здесь вместо парт расставляют большие диваны, мягкие кресла. Если необходимо больше тишины, ученики могут использовать передвижные стенки и ширмы, создавая островок спокойствия и тишины.

Отдельные фрагменты финской системы и применяемых в стране методик использовали и используют другие государства. Но пока что лишь Финляндия отважилась собрать эти методы в единую систему образования и внедрить ее в масштабах страны. И – самое важное – преуспеть в этом начинании.

Например, ранее попытки использовать в школах открытые пространства предпринимали в Австралии. Но австралийские учителя сами оказались не готовы к тому, чтобы убрать из школ стены и парты, исключить из занятий школьную доску и дисциплины. Растерянные преподаватели всеми доступными способами старались в открытых учебных пространствах создать подобие классов и парт: рассаживали учеников рядами и отгораживали прямоугольные зоны – «классы» – учебными пособиями, ширмами, мебелью, воссоздавая картину традиционной школы, в которой они привыкли работать. Инновационный эксперимент провалился.

Преподавание и обучение на основе феноменов

Образование, основанное на изучении «феноменов», – визитная карточка Финляндии. Финны стали проводить образовательную реформу, в рамках которой рассматривается возможность перехода от предметного обучения к обучению на основе явлений (феноменов).

Занятия не предполагают обучение отдельным предметам (математике, физике или языку), дети изучают «феномены» /«явления», разбирают какие-то практические примеры из реальной жизни. Таким образом, в Финляндии сломаны барьеры не только между помещениями, но и между классами и предметами.

Переход на «многодисциплинарное обучение» был анонсирован не так давно. В школьном расписании таким «урокам из жизни» уделяется особое время – им отведен довольно длительный период в учебном году. Метод, который имеет международное название PBL (phenomenon-based teaching and learning – англ. «феномено-ориентированное обучение и преподавание», или проще: «преподавание и изучение явлений»), во многом стал результатом эволюции методов научно-практических интенсивов и методики обучения Task Based Learning and Teaching («обучение и преподавание, ориентированное на решение конкретного задания»). А они, в свою очередь, во многих образовательных учреждениях пришли на смену наиболее привычной нам всем системе PPP (Presentation – Рractice – Рroduction), когда изначально идет «начитка» лекций, потом учащиеся делают упражнения на базе полученного материала, а далее переходят к применению изученного на более практических примерах.

В Финляндии учащиеся сами решают (или принимают активное участие в решении), какой «феномен» они будут разбирать на следующей сессии. В таком случае школьники находят тему, к которой у них больше всего лежит душа, – и никакой предмет не будет скучным, если его тему придумали сами дети.

Выбрав популярную «большую» тематику, ученики углубляются в экономические, математические и финансовые, гуманитарные, социальные, физические, экологические, химические и другие аспекты этой темы. Они не просто познают мир, а обучаются наблюдать любое явление, любой феномен с разных сторон. Таким образом у детей складывается понимание сложности взаимосвязей мира, развивается критическое и комплексное мышление, которое у современной молодежи вытесняется «клиповым» мышлением, развитым и навязанным современным миром, и образом жизни в индустриальных и постиндустриальных странах. Именно критическое мышление и способность видеть проблему во всем многообразии ее форм и аспектов – один из наиболее важных навыков современного мира.

Почему феномено-ориентированное обучение результативно? Все события и действия в реальной жизни не делятся на науки и дисциплины – любая жизненная ситуация комплексна и включает большое количество наук. Так и разум человека легче воспринимает информацию и находит выход из проблем, подходя к вопросу комплексно. Человек мыслит не категориями математики или грамматики, а воспринимаем мир целостно. Банальное приготовление яичницы – это и химия, и биология, и физика. И это касается любого, даже самого простого действия в реальном мире. Поэтому система обучения PBL – более естественный способ погрузиться в явления жизни и разобраться в их составляющих, получить более глубокие знания в каждой из областей изучения и умело применять их на практике.

Так называемое изучение феноменов (Phenomenon-based learning) предлагает школьнику построить целостную картину мира, изучая его часть – феномен. Феноменом может быть любое целостное понятие, предмет, концепт. Главное – начать рассматривать и разбираться, что делает этот феномен именно таким, какие более широкие вещи находятся за ним. В финских школах концентрируются на формировании осознанного отношения ко всему происходящему вокруг.

Феномено-ориентированное обучение объединяет и проектный метод, и событийный подход, и артефакт-педагогику, в процессе обучения развиваются гибкие навыки (soft skills), такие как эмпатия, умение работать в команде, умение работать с информацией, способность принимать решения.

Приведем пример занятия в 4 классе, на котором изучали Балтийское море:

  • география: рисовали флаги окружающих стран и кубиками на полу показывали количество жителей (1 кубик – 1 миллион);
  • язык: по школе и собирали qr-коды, на которых были записаны слова на языке стран, отмеченных на карте;
  • изобразительное искусство/биология: работают в группах, изображение представителей балтийской фауны;
  • химия/экология: дети получили тазики с водой, в котором на огражденной соломинками территории устраивали мини-разлив нефти, опускали туда перышко, чтобы понять, что происходит с птицами, и потом всеми способами пытались очистить поверхность воды, фиксируя свои эксперименты через фото и заметки на планшетах.

Смысл – не просто узнать что-то про море, а понять, что может случиться, если прибрежные страны не будут договариваться, может произойти экологическая катастрофа. Феномен используется как инновационная социальная технология, где основой деятельности становится не факт, а эмоциональная составляющая. В свою очередь система PBL не притупляет эмоции учащихся, которые остаются живыми людьми в комфортной среде, помогает не только заглянуть за смысл сказанных слов, а увидеть факты, уяснить суть явлений.

Система образования, которая заставляет детей заучивать факты, а не развивать творческое начало, безнадежно устарела и ее необходимо в корне менять.

Сейчас, когда опыт Финляндии пытаются перенимать другие страны, важно, чтобы, осваивая методику, систему «открытости», они сумели бы перенять и ее гибкость.

В чем же кроется формула успеха финского образования?

Высокое качество обучения складывается из многих факторов:

  • Каждый ребенок, вне зависимости от того, богаты его родители или бедны, получает бесплатное школьное образование.
  • Все учебные заведения хорошо оснащены и оборудованы.
  • Престижность профессии учителя.
  • Практическая направленность образовательного процесса: обучение ориентировано не на усвоение учениками большого объема знаний, а на применение полученных знаний и умений в жизни.
  • Не следует забывать, что дети должны еще бегать, играть, кататься на велосипедах, кататься на коньках и санках, а не посвящать все свободное время выполнению заданий.

Список источников:

  1. Колбасина Л. В. Качественное образование — будущее нации // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 448-454. — URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/62/9243/ (дата обращения: 19.03.2020).
  2. Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201684 (19.03.2020).
  3. Финская система образования: учебное пространство и phenomenon based learning. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edguru.ru/blog/edguru/513.html (19.03.2020).
  4. Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/international/school-finland/ (19.03.2020).
  5. Система образования Финляндии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infofinland.fi/ru/living-in-finland/education/the-finnish-education-system (19.03.2020).