Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практике преподавания информатики
В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход, так как все больше возрастает социальная потребность в нестандартных мыслящих творческих личностях. Конечно же, все это зависит от содержания и технологического обучения будущих специалистов.
На сегодняшний день существует широкий выбор ИКТ, которые повышают эффективность организации учебно-воспитательного процесса. Обладая высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют значительному усилению мотивации обучающихся к изучению дисциплины, повышения качества знаний, развития коммуникативных способностей, повышения информационной компетентности студентов и прочности усвоения знаний и навыков.
В практике преподавания информатики наиболее эффективными ИКТ я считаю:
1) объяснительно-иллюстративные методы с использованием мультимедийных презентаций - заметно повышается познавательная активность обучающихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). В архиве кабинета информатики имеются презентации по всем изучаемым темам дисциплины. Например, презентация «Архитектура и устройство ПК» наглядно знакомит обучающихся с внутренним строением компьютера, с процессом обработки информации на нём и многообразием внешних и внутренних устройств. Используется на занятии в качестве сопровождения к лекции.
В зависимости от цели и формы работы возможно варьирование использования мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора (обычно при объяснении нового материала, фронтальном опросе), так и индивидуально на компьютере каждого обучающегося.
2) цифровые образовательные ресурсы с использованием интерактивной доски. ЦОР представлены в виде модулей (в своей деятельности использую материалы сайта fcior.edu.ru). Модули позволяют ёмко представить изучаемый материал, в интерактивном режиме выполнить задания для закрепления материала. С помощью интерактивной доски можно передвигать представленные объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам выделять ключевые области. Из опыта своей деятельности могу сделать вывод, что использование ЦОР с интерактивной доской делают занятия увлекательными для обучающихся, позволяет лучше понять материал.
3) интерактивные формы обучения. К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы, презентации, проблемно-поисковое обучение. Например, на занятиях по обобщению знаний обучающихся провожу «Свою игру». Обучающиеся делятся на команды и отвечают на выбранные вопросы разных категорий, которые совпадают с пройденными темами дисциплины. Задания игры разрабатываются в виде интерактивной презентации с гиперсвязями.
4) применение компьютерного тестирования (разноуровневые тестовые задания). В своей деятельности использую программу MyTesyX, которая позволяет раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе, без выставления оценки при прохождении теста в обучающем режиме); самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
5) для активизации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности использую: метод проектов и разработку мультимедийных презентаций, развивая тем самым у обучающихся творческую активность и повысить познавательный интерес. При подготовке проекта обучающиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта, творчески применяют полученные знания и умения на практике. Необходимо отметить, что высокий уровень мотивации к обучению достигается, если обучающиеся получают возможность с помощью ИКТ представлять результаты своей продуктивной деятельности (например, мультимедийной презентации или ролика).
Я считаю, что в преподавании информатики наименее приемлемыми ИКТ являютя:
1) прослушивание аудиозаписей в наушниках и без. Во-первых, человеческий мозг 80% информации усваивает через органы зрения; во-вторых, в информатике трудно освоить материал без наглядного объяснения материала на конкретных примерах. Например, работа с конкретным программным обеспечением.
2) подготовка стандартных рефератов, докладов и презентаций, т.к. обучающиеся идут по пути наименьшего сопротивления и заимствуют в Интернете готовый продукт или находят большой объем информации, который воспринимают как законченную работу (без осмысливания, анализа, отбора интересной и действительно нужной информации)
Таким образом, компьютер и педагогические программные средства помогают преподавателю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (например, тестовый контроль) и оставляя преподавателю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных обучающихся преподаватель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.