Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практике преподавания информатики

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Информационно.docx

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практике преподавания информатики

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход, так как все больше возрастает социальная потребность в нестандартных мыслящих творческих личностях. Конечно же, все это зависит от содержания и технологического обучения будущих специалистов.

 На сегодняшний день существует широкий выбор ИКТ, которые повышают эффективность организации учебно-воспитательного процесса. Обладая высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют значительному усилению мотивации обучающихся к изучению дисциплины, повышения качества знаний, развития коммуникативных способностей, повышения информационной компетентности студентов и прочности усвоения знаний и навыков.

В практике преподавания информатики наиболее эффективными ИКТ я считаю:

1) объяснительно-иллюстративные методы с использованием мультимедийных презентаций - заметно повышается познавательная активность обучающихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). В архиве кабинета информатики имеются презентации по всем изучаемым темам дисциплины. Например, презентация «Архитектура и устройство ПК» наглядно знакомит обучающихся с внутренним строением компьютера, с процессом обработки информации на нём и многообразием внешних и внутренних устройств. Используется на занятии в качестве сопровождения к лекции.

В зависимости от цели и формы работы возможно варьирование использования мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора (обычно при объяснении нового материала, фронтальном опросе), так и индивидуально на компьютере каждого обучающегося.

2)  цифровые образовательные ресурсы с использованием интерактивной доски. ЦОР представлены в виде модулей (в своей деятельности использую материалы сайта fcior.edu.ru).  Модули позволяют ёмко представить изучаемый материал, в интерактивном режиме выполнить задания для закрепления материала.  С помощью интерактивной доски можно передвигать представленные объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам выделять ключевые области. Из опыта своей деятельности могу сделать вывод, что использование ЦОР с интерактивной доской делают занятия увлекательными для обучающихся, позволяет лучше понять материал.

3) интерактивные формы обучения. К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы, презентации, проблемно-поисковое обучение. Например, на занятиях по обобщению знаний обучающихся провожу «Свою игру». Обучающиеся делятся на команды и отвечают на выбранные вопросы разных категорий, которые совпадают с пройденными темами дисциплины. Задания игры разрабатываются в виде интерактивной презентации с гиперсвязями.

4) применение компьютерного тестирования (разноуровневые тестовые задания). В своей деятельности использую программу MyTesyX, которая позволяет раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе, без выставления оценки при прохождении теста в обучающем режиме); самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

5) для активизации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности использую: метод проектов и разработку мультимедийных презентаций, развивая тем самым у обучающихся творческую активность и повысить познавательный интерес. При подготовке проекта обучающиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта, творчески применяют полученные знания и умения на практике. Необходимо отметить, что высокий уровень мотивации к обучению достигается, если обучающиеся получают возможность с помощью ИКТ представлять результаты своей продуктивной деятельности (например, мультимедийной презентации или ролика).

Я считаю, что в преподавании информатики наименее приемлемыми ИКТ являютя:

1) прослушивание аудиозаписей в наушниках и без. Во-первых, человеческий мозг 80% информации усваивает через органы зрения; во-вторых, в информатике трудно освоить материал без наглядного объяснения материала на конкретных примерах. Например, работа с конкретным программным обеспечением.

2) подготовка стандартных рефератов, докладов и презентаций, т.к. обучающиеся идут по пути наименьшего сопротивления и заимствуют в Интернете готовый продукт или находят большой объем информации, который воспринимают как законченную работу (без осмысливания, анализа, отбора интересной и действительно нужной информации)

Таким образом, компьютер и педагогические программные средства помогают преподавателю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (например, тестовый контроль) и оставляя преподавателю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных обучающихся преподаватель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера.