Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?"

Оценка 4.9
docx
25.05.2020
Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?"
методическая разработка.docx

Урок литературы в 6 классе № 12.

Дата _____________________________

Тема: Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?"

Цель урока: формирование умения работать над сочинением.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: совершенствовать умения распознавать басни Крылова.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Основные понятия: басня, баснописец, мораль, аллегория.

Методические приемы: беседа, слово учителя, работа в тетрадях.

Оборудование: учебник, тетрадь, приложения.

Структура урока

I.       Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте!

– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. 

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.

- Готовы! Тогда начинаем наш урок. Садитесь, пожалуйста.

Критерии оценивания.

Индивидуальная работа.

Устная работа на уроке.

Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Индивидуальная работа. Приложение 1.

Работа с классом.

Беседа

- что называется басней? (краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение)

 

- как построены басни? (басни состоят из двух частей: основной и морали)

 

- что такое мораль? (та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание)

 

- где в басне может быть расположена мораль? (в начале басни или в конце)

 

- что называется аллегорией? (иносказание, изображение отвлечённого понятия в конкретном виде) Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

 

- как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.)

 

- как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.)

 

- что такое «эзопов язык»? (вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н.э. Эзопа – создателя жанра басни)

 

- назовите известных вам баснописцев.

 

III. Этап целеполагания и построения плана по разрешению возникших затруднений.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

 Вступительное слово учителя

И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX, читают их и в XXI веке.

 

 Его басни – книга мудрости самого народа.   Н.В. Гоголь

 

 За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира.

   В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека зовут И.А.Крылов. А звери- герои его басен. Здесь герои басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Слон на воеводстве» и другие известные вам с первых лет учебы крыловские герои.

 

       На передней части пьедестала надпись «Крылову. 1855 год». Это год, когда на том месте, где Крылов любил гулять с Пушкиным и другими своими друзьями, русский скульптор П.К.Клодт на народные деньги поставил памятник великому баснописцу.

 

– Сегодня на уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.

 

- Поставьте конкретные задачи на урок. Именно для себя.

 

IV. Этап реализации на практике выработанного плана.

Цель этапа: выполнение упражнений по теме; повторение и закрепление знаний о частях речи, их классификации.

 

● Из каких басен извлечена мораль?

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… («Лебедь, Рак, Щука»)

2. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и жемчужное зерно»)

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

4. Хоть видит око, да зуб неймет («Лиса и виноград»)

5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку. («Две бочки»)

 

●Назовите басни, в которых действует Волк

.

1. «Волк и ягненок»

2. «Волк на псарне»

3. «Волк и кот»

4. «Волк и журавль»

5. «Волк и пастух»

6. «Волк и лисица»

7. «Волк и волчонок»

8. «Волк и кукушка»

 

·         «Узнайте басню по ключевым словам»     

- Лещик, потроха, соседушка. («Демьянова уха»)

- Вертит, прижмет, понюхает, полижет. («Мартышка и очки»)

- Волк, кость, Журавль, коварный. («Волк и журавль»)

 

● С помощью предмета, который изображен в басне Крылова, можно было увидеть, «что

там за рожа» (зеркало)

● Героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала» (очки)

● Какая вещь пустая. Не глупо ль, что его высоко так ценят (жемчуг)

● На взгляд-то он хорош, да зелен (виноград)

 

● Назовите басню, из которой вышла поговорка

 Ты виноват, что хочется мне кушать («Волк и ягненок»)

 Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться («Синица»)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

А Васька слушает да ест («Кот и повар»)

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

 

·         Вспомните «крылатые» выражения из басен Крылова.

«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» («Лебедь, Щука и Рак »)

«Спой, светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона» («Слон и Моська»)

 

 

V. Этап включения в систему знаний и умений.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

 

- За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова.  Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих   руках юных читателей.

 

- Басни Крылова будут актуальны всегда, потому что …

 

- В. Г. Белинский: “Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

 

Почему басням суждена долгая жизнь?

 

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

 

Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного — и всё. Поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

 

И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

 

- Дома вам предстоит написать сочинение на тему: «Что осуждается в баснях?»

 

- Давайте познакомимся с планом сочинения. Приложение 2.

Что осуждается в русских баснях?

 

План

Вступление. Что такое басня? (Можно кратко об истории возникновения.) Зачем нужно читать басни? Зачем их пишут? В чём воспитательная сила басни?

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть пишется на примере творчества одного автора.

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?

Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?

Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение. Есть ли у басен будущее? Почему?

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

 

VI. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

 

- Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?

 

- Какие задачи перед собой ставили?

- Достигли ли их и как?

                                   

- Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?

 

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

 

- Оцените свои знания.

 

Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

VII. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  

 

Написать сочинение «Что осуждается в русских баснях?»

По желанию. Приложение 3.

 

Источники

https://globuss24.ru/doc/plan-k-sochineniyu-chto-osuzhdaetsya-v-russkih-basnyah-6-klass

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/22/urok-vneklassnogo-chteniya-po-literature-mir-basen-ia-krylova

https://infourok.ru/material.html?mid=33336

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/21/urok-vneklassnogo-chteniya-ego-basni-perezhivut-veka-basni-i-a

https://infourok.ru/urokigra-basni-ia-krilova-klass-2928154.html

https://урок.рф/library/urok__viktorina_po_basnyam_ia_krilova_123743.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/08/test-po-basnyam-krylova-ia

https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-na-tiemu-basni-i-a-krylova.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/21/urok-vneklassnogo-chteniya-ego-basni-perezhivut-veka-basni-i-a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

- Угадать название басни по началу.

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… __________________________

2. Голодная кума Лиса залезла в сад,

В нем винограду кисти рделись ______________________

3. Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала … ___________________________

4. Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала … _____________________

5. Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там… _____________________________

 

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

- Угадать название басни по морали.

1. У сильного всегда бессильный виноват… ___________________________

2. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна … _______________________________

3. Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться ________________________

4. Избави Бог и нас от  этаких судей ___________________

5. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука ______________________________

 

 

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

Укажите название басни, из который взяты строки:

— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…» _______________________
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»

_________________________________________________
— «Спой, светик, не стыдись!» ___________________________________
— «А только воз и ныне там!» _____________________________________
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» ____________________________
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю» ____________________

 

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

АЗ. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

1.    пустое мудрствование 3) невежество  жадность 4) самолюбование

А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто бе­рутся судить невежды?

1.    «Листы и Корни» 3) «Осел и Соловей»   «Ларчик» 4)«Ворона и Лисица»

В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!» _________________________________________________

В2. Какой художественный прием лежит в основе басни? __________________________

 

Приложение 2

Что осуждается в русских баснях?

План

Вступление. Что такое басня? (Можно кратко об истории возникновения.) Зачем нужно читать басни? Зачем их пишут? В чём воспитательная сила басни?

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть пишется на примере творчества одного автора.

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?

Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?

Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение. Есть ли у басен будущее? Почему?

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

 

Что осуждается в русских баснях?

План

Вступление. Что такое басня? (Можно кратко об истории возникновения.) Зачем нужно читать басни? Зачем их пишут? В чём воспитательная сила басни?

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть пишется на примере творчества одного автора.

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?

Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?

Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение. Есть ли у басен будущее? Почему?

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

 

Что осуждается в русских баснях?

 

План

Вступление. Что такое басня? (Можно кратко об истории возникновения.) Зачем нужно читать басни? Зачем их пишут? В чём воспитательная сила басни?

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть пишется на примере творчества одного автора.

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?

Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?

Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение. Есть ли у басен будущее? Почему?

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

Приложение 3

ФИ _________________________________класс____________дата________________

«Выбери правильный ответ».

1. Басня – это: 

а) Юмористическое стихотворение; 

б) Сатирический рассказ; 

в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение. 

2. По глаголам определите басню 

Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут. 

а) «Волк на псарне»; 

б) «Мартышка и очки»; 

в) «Волк и ягнёнок». 

3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”: 

а) Ворона; 

б) Голубь; 

в) Чиж. 

4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”: 

а) Мартышка; 

б) Лисица; 

в) Свинья. 

5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок». 

а) гипербола; 

б) антитеза; 

в) олицетворение. 

 

ФИ _________________________________класс____________дата________________

«Выбери правильный ответ».

6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”: 

а) Рак; 

б) Муравей; 

в) Стрекоза. 

7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть: 

а) Ворона; 

б) Моська; 

в) Лисица. 

8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?: 

а) Лисица; 

б) Моська; 

в) Ягненок. 

9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?: 

а) Слон; 

б) Косолапый Мишка; 

в) Рак. 

10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?: 

а) Слона; 

б) Осла; 

в) Козла. 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 6 классе № 12

Урок литературы в 6 классе № 12

Индивидуальная работа. Приложение 1

Индивидуальная работа. Приложение 1

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира

С помощью предмета, который изображен в басне

С помощью предмета, который изображен в басне

Прошло уже два века, как басни

Прошло уже два века, как басни

Оцените свои знания. Приложение 1

Оцените свои знания. Приложение 1

Приложение 1. ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________ -

Приложение 1. ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________ -

Приложение 2 Что осуждается в русских баснях?

Приложение 2 Что осуждается в русских баснях?

Приложение 3 ФИ _________________________________класс____________дата________________ «Выбери правильный ответ»

Приложение 3 ФИ _________________________________класс____________дата________________ «Выбери правильный ответ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020