Тема: « Два друга» Цель: создать условия для знакомства обучающихся с пьесой Н. Носова «Два друга».
Задачи урока:
Образовательная:
- совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; - расширение словарного запаса; - учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий
Развивающая:
-развивать внимание, память, речь учащихся, умение определять отличительные черты пьесы; - работать над выразительностью чтения, умением передавать различные интонации;
Воспитательная:
-воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;
-воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечание |
1.Организационный момент |
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Алена Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте проверим, всё ли нужное для урока есть у вас на партах. Учебник, ручка, карандаш. Отлично! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку |
|
2.Актуализация знаний |
- Скажите, пожалуйста, с произведением какого автора вы познакомились самостоятельно дома? - С какими произведениями этого автора вы уже знакомы?
- Чем отличаются произведения Н.Носова от произведений других авторов? - Кто обычно бывает главными персонажами его рассказов?
- Кто из вас читал повесть Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»? -Что вам из неё больше всего запомнилось? - Что вы знаете о жизни и творческом пути этого замечательного писателя? Хорошо, спасибо. Послушайте краткую биографию писателя. Родился Носов недалеко от Киева в семье киноактёра. После школы работал на заводе. В юности ему случалось быть землекопом и возчиком брёвен, он увлекался радиолюбительством и фотографией, электротехникой и химией, учился игре на скрипке и мандолине, торговал газетами и промывал «золотой» песок, пел в хоре и учил малышей грамоте, дрессировал собак и многое другое. Окончив институт кино, Носов занялся режиссурой учебных и мультипликационных фильмов. На вопрос о том, как он стал детским писателем, Носов ответил в своей обычной шутливой манере: «детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чём порассказать людям. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Со временем дети вырастут, станут взрослыми и им не нужно будет читать о том. О чём они уже прочитали в детстве. К тому же, по моим наблюдениям, дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не воображают о себе много, то есть не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться…» Книги Носова отличаются искрящимся юмором, дарят детям радость. Но в то же время они помогают задуматься о своей жизни. Так, в одном из лучших произведений писателя- забавной повести «Витя Малеев в школе и дома»- постоянно проходит важная мысль: нельзя жить неучем! Раз ты родился, то проживи свою жизнь с пользой. Многие персонажи Носова легко переселились из книг в фильмы и спектакли и очень естественно чувствовали себя там, оставаясь непоседами, изобретателями и фантазёрами, как в книгах. Книги Носова широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Очень скоро после повестей о Незнайке и его друзьях весёлые коротышки заговорили на многих языках мира. Вот такой творческий и жизненный путь был у Николая Носова |
Николаем Носовым
«Живая шляпа», «Митя Малеев и в школе и дома», «Мишкина каша», «Приключение Незнайки и его друзей», «Заплатка», «Затейники», «Карасик»… Короткие и смешные
Чаще всего бывают мальчики, от имени которых нередко и ведётся рассказ
Отвечают Отвечают
Отвечают
|
|
3.Совместное определение и принятие учебной задачи учениками |
Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома». Ваша задача- внимательно слушать и читать пьесу, для того чтобы ответить мне на такой вопрос, чем похожи отрывок из повести и отрывок из пьесы и чем они отличаются, то есть нужно найти сходства и различия между отрывками. |
|
|
Физминутка. |
Прежде чем мы приступить к работе, давайте немножко отдохнём, встаньте все около парт и повторяйте за мной |
Повторяют за учителем |
|
4.Освоение учебного материала учениками |
Теперь мы с вами отдохнули и можем приступить к работе. Давайте откроем учебники на странице 104. И прочитаем, какие действующие лица представлены в пьесе. Кто хочет прочитать?
У нас здесь 9 действующих лиц, значит нам нужны 9 человек, которые будут читать по лицам. Кто будет действующими лицами пьесы? У нас есть автор, Витя Малеев, Костя Шишкин, Ольга Николаевна, Ира, Ваня, Ася, Стасик, Игорь, Толя. Итак, я буду автором. -Кто будет читать за Витю Малеева? - За Костю Шишкина? -За Ольгу Николаевну? -За Иру? -За Ваню? -За Асю? -За Стасика? -За Игоря? -За Толю? Все запомнили свои ? Тогда давайте приступим к работе. А вы не забыли. На какой вопрос вы должны дать ответ после прочтения текста? Кто может озвучить заданный мною вопрос? Итак, какой вопрос я задала?
Спасибо, всё верно. Давайте приступим к чтению. Чтение по лицам:
|
Один ученик читает вслух
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают Отвечают
Сходства и различия между отрывком из повести и отрывком из пьесы
Читают по лицам |
|
5.Первичное закрепление |
Итак, мы закончили читать отрывок из пьесы. Кто мне может сказать, о чём идёт речь?
Чем похожи эти отрывки?
Чем отличаются?
|
Здесь идёт речь о том, что мальчик Костя попросил своего друга сказать, что он болеет, а он в это время тренировался, хотел стать акробатом (стоял на голове). Витя пришёл к Косте сказать, что к нему идёт весь класс, навестить его. Когда пришли дети к Косте, то они начали его расспрашивать, что с ним, чем болен, чем его лечат. Ребята собрались домой уходить, а Костя вскочил с постели и начал прыгать по комнате и тут вошёл Стасик, начал расспрашивать Костю, он рассказывает всем ребятам. Что Костя не болен. Ребята начали спрашивать , зачем он их обманывает и тут стук в дверь. Это учительница. Ей рассказали, что Костя не болен, почему он так поступил, а учительница сказала что расскажет маме. Она всех отпустила домой, так как надо учить уроки. И они с учительницей начали заниматься.
Похожи содержанием, авторским отношением к героям
В пьесе написано, кто что говорит, а в повести нет, в повесте не всегда понятно, кто говорит |
|
6.Итог, рефлексия. д/з. |
Наш урок подходит к концу, кто может сказать. Что мы делали сегодня на уроке?
Какую задачу перед собой ставили?
Достигли мы задачу? Докажите, что мы достигли, поставленной задачи. Назовите мне сходства и различия повести и пьесы.
Домашнее задание будет у вас творческого характера. Вам нужно представить, что вы художники. Вам нужно «устно» нарисовать декорации к приведённому здесь фрагменту пьесы. Всем понятно домашнее задание? Тогда, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. Урок окончен, до свидания |
Мы читали отрывки из пьесы по повести « Витя Малеев в школе и дома», пытались определить сходства и различия двух отрывков из повести и из пьесы Наша задача- найти сходства и различия между двумя отрывками Отвечают Похожи содержанием, авторским отношением к героям
В пьесе написано, кто что говорит, а в повести нет, в повесте не всегда понятно, кто говорит
Отвечают
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.