План открытого урока
Дата: 12.03.2020 г. Отделение: фортепианное
Предмет: фортепиано Учащаяся: Могилина Соня 2 класс
Преподаватель: Шилина Вера Викторовна
Тема урока: « Работа над полифонией с учениками младших классов»
Цель: учебная - развитие внутреннего слуха и полифонических навыков мышления
Задачи:
1. Образовательные – знакомство с видами полифонии (гомофонный склад, имитация, полифоническая секвенция, канон); жанровые понятия: старинная танцевальная сюита, прелюдия, бурре на примерах изучаемых произведений: Р. Шуман «Первая утрата», И. С. Бах «Маленькая прелюдия №2», Сен-Люк «Бурре».
2. Познавательные – домашняя подготовка реферата на тему «Старинные танцы. Сюита»
3. Развивающие – технические приемы голосоведения, звукоизвлечения
Вид учебного занятия: урок с элементами лекции, практическое занятие
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фортепиано, синтезатор, нотный материал: И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», Р. Шуман «Альбом для юношества», И.С.Бах «Английские сюиты»
Возраст учащейся: 9 лет
Принципы подачи учебного материала: опора на исследовательские и энциклопедические данные, доступность изложения согласно возрасту уч-ся, осмысление и наглядный показ
Перечень вводимых понятий:
1. Полифония и ее виды: гомофонный склад, имитационный, полифоническая секвенция, канон
2. Жанровые понятия: прелюдия, бурре, сюита
3. Темповые понятия: poco pio lento, a tempo
Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования
План урока:
1. Приветствие. Организационный этап.
2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.
Ход урока:
Этапы урока |
Работа педагога |
Работа учащегося |
Термин «Полифония»
|
Поскольку темой нашего сегодняшнего урока объявлена полифония, то для полной уверенности я поспрашиваю Сонечку: 1. знакомо ли ей понятие «полифония»? 2. Сколько голосов может быть в полифонии? Да, это верно. Можно сказать, что неполифоничной музыки не существует, ведь по сути два звука взятых одновременно уже являются полифонией. И сегодня попробуем до конца разобраться с видами полифонии. 3. Известны ли тебе какие виды полифонии? Разбирая программу, мы знакомились с построениями в тексте, и проговаривали кое-какие термины. Если помнишь-назови.
|
1.Полифония – это многоголосие 2.Два и более
1.Подголосок, тема, канон, секвенция
|
Сен-Люк «Бурре» |
Итак, в нашей программе сегодня первым номером старинный танец бурре. Что ты можешь рассказать об этом танце. Ведь домашним заданием было подготовка реферата на эту тему. Проверка и оценка домашнего реферата. Исполнение танца. Беседа о происхождении и характере танца, его очередность в танцевальной сюите. Гомофонный склад, где один голос главный, а другой его сопровождает. Но каждый хорошо слышит и ведет свою линию.
|
И.С.Бах «Маленькая прелюдия» №2 до –мажор
Начнем с того, что термин прелюдия имеет несколько значений. В 17-18 веке это обозначает «делаю вступление», перед хоралом,сюитой или фугой. Сборник маленьких прелюдий Баха являются упражнениями для учеников, для того, чтобы и как мы с тобой осваивали игру полифонических произведений. Иоганн Себастьян этот сборник не создавал. Его составили исследователи творчества Баха, взяв эти прелюдии из разных источников. В том числе и из нотных тетрадей сыновей Баха. Как правило, прелюдии имеют имитационный склад, где основой является некая тема или мотив, которая дает жизнь всему произведению. Она должна быть постоянно в центре внимания исполнителя. Нужно понять ее исполнение в другом голосе. Имитация - основной полифонический способ развития темы.
Р. Шуман «Первая утрата» Продолжим работу с миниатюрой композитора Роберта Шумана. Кстати, знаешь ли ты в какой стране жил, преподавал, сочинял музыку этот композитор? Это немецкий композитор. «Первая утрата» - одна из пьес «Альбома для юношества», который был закончен Шуманом в середине 19 века. Первые пьесы задуманы и написаны как подарок ко дню рождения дочери Марии, которой 1 сентября 1848 года исполнилось 7 лет. Затем сочинялись пьесы и для более старшего возраста. Шуман известен молодому обучающемуся поколению еще и тем, что составил для них «Жизненные правила для музыкантов». Как-нибудь обязательно почитай их. Слушаем исполнение пьесы «Первая утрата» |
|
1.Какая форма строения у этой музыки? 2.Вообще, какой характер этой музыки? Да, о характере говорит название пьесы-«Первая утрата». Иллюстрацией в первых изданиях была девочка, сидящая над мертвой птичкой. Сыграй, пожалуйста, основной мотив. Звук должен быть глубоким, певучим. Сфорцандо на первом звуке - отчаянный вздох. В первом разделе показана основная тема, построенная на подголосочной полифонии. Игра второго раздела, где характер более взволнованный. Внимание на окончания мотивов с двойными нотами, играть их без утяжеления. Встреча с темповым понятием poco pio lento, a tempo. Кульминация - полифоническая секвенция. Сначала канон, потом голоса сливаются. Заключение – внезапная смена характера, взрыв отчаяния. Встречающаяся полифония в этой маленькой миниатюре: подголосочная,имитационная, полифоническая секвенции и канон.
|
1.Двухчастная 2.Грустный, печальный и др.
Проигрывание по ходу беседы и пояснение терминов: сфорцандо, poco pio lento, a tempo, кульминация, секвенция, канон. |
Подведение итога урока.
Было ли полезным занятие? Чем? Необходимо запомнить, что очень важным моментом в полифонии является самостоятельность голосов- у каждого своя жизнь, своя линия развития, фразировка, артикуляция, динамика
Дома необходимо проработать тематический материал в различных темпах, точно выполняя все текстовые обозначения. Желательно сверять свое исполнение с метрономом, для более точной ритмической организации. Поиграть отдельно темы и голоса по частям. Повторить все пройденные ранее и сегодня термины.
Дата __________ Подпись преподавателя: ______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.