« Работа над полифонией с учениками младших классов»
Оценка 4.8

« Работа над полифонией с учениками младших классов»

Оценка 4.8
docx
13.12.2022
« Работа над полифонией с учениками младших классов»
открытый урок работа над полифонией 12.03.2020г..docx

План  открытого  урока

 

Дата:  12.03.2020 г.         Отделение:  фортепианное

Предмет: фортепиано   Учащаяся:  Могилина Соня 2 класс                          

Преподаватель:  Шилина Вера Викторовна

Тема  урока: « Работа над полифонией с учениками младших классов»

Цель: учебная - развитие внутреннего слуха и  полифонических навыков мышления

Задачи:

1. Образовательные – знакомство с видами полифонии (гомофонный склад, имитация, полифоническая секвенция, канон); жанровые понятия: старинная танцевальная сюита, прелюдия, бурре  на примерах изучаемых произведений: Р. Шуман «Первая утрата», И. С. Бах «Маленькая прелюдия №2», Сен-Люк «Бурре».

2. Познавательные – домашняя подготовка реферата на тему «Старинные танцы. Сюита»

3. Развивающие – технические приемы голосоведения,  звукоизвлечения

Вид  учебного  занятия: урок с элементами лекции,  практическое  занятие 

Тип  урока: комбинированный 

Оборудование: фортепиано, синтезатор, нотный материал: И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», Р. Шуман «Альбом для юношества», И.С.Бах «Английские сюиты»

Возраст  учащейся:  9 лет

Принципы  подачи  учебного  материала:  опора на исследовательские и энциклопедические данные,  доступность изложения согласно возрасту уч-ся, осмысление и   наглядный показ

Перечень  вводимых  понятий:

1.     Полифония и ее виды: гомофонный склад, имитационный, полифоническая секвенция, канон

2.    Жанровые понятия: прелюдия, бурре, сюита

3.     Темповые понятия: poco pio lento, a tempo

Методы  обучения: Объяснительно-демонстративный,  метод  развития  познавательного  интереса и  эмоционального  стимулирования

План урока: 

1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока:

Этапы  урока

Работа  педагога

Работа  учащегося

 

Термин  «Полифония»

 

 

Поскольку темой нашего сегодняшнего урока объявлена полифония, то для полной уверенности я поспрашиваю Сонечку:

1.     знакомо ли ей понятие «полифония»?

2.    Сколько голосов может быть в полифонии?

Да, это верно. Можно сказать, что неполифоничной музыки не существует, ведь по сути два звука взятых одновременно уже являются полифонией. И сегодня попробуем до конца разобраться с видами полифонии.

3.    Известны ли  тебе какие виды полифонии? Разбирая программу, мы знакомились с построениями в тексте, и проговаривали кое-какие термины. Если помнишь-назови.

 

 

 

 

 

1.Полифония – это многоголосие

2.Два и более

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подголосок, тема, канон, секвенция

 

 

 

 

Сен-Люк «Бурре»

Итак, в нашей программе сегодня первым номером старинный танец бурре. Что ты можешь рассказать об этом танце. Ведь домашним заданием было подготовка реферата на эту тему. Проверка  и оценка домашнего реферата.  Исполнение танца. Беседа о происхождении и характере танца,  его очередность в танцевальной сюите. Гомофонный склад, где один голос главный, а другой его сопровождает. Но каждый хорошо слышит и ведет свою линию.

 

 

И.С.Бах «Маленькая прелюдия» №2 до –мажор

Начнем с того, что термин прелюдия имеет несколько значений. В 17-18 веке это обозначает «делаю вступление», перед хоралом,сюитой или фугой. Сборник маленьких прелюдий Баха являются упражнениями для учеников, для того, чтобы и как мы с тобой осваивали игру полифонических произведений. Иоганн Себастьян этот сборник не создавал. Его составили исследователи творчества Баха, взяв эти прелюдии из разных источников. В том числе и из нотных тетрадей сыновей Баха. Как правило, прелюдии имеют имитационный склад, где основой является некая тема или мотив, которая дает жизнь всему произведению. Она должна быть постоянно в центре внимания исполнителя. Нужно понять ее исполнение в другом голосе. Имитация - основной полифонический способ развития темы.

 

Р. Шуман «Первая утрата»

Продолжим  работу с миниатюрой  композитора Роберта Шумана. Кстати, знаешь ли ты в какой стране жил, преподавал, сочинял музыку этот композитор? Это немецкий композитор.

«Первая утрата» -  одна из пьес «Альбома для юношества», который был закончен Шуманом в середине 19 века. Первые пьесы задуманы и написаны как подарок ко дню рождения дочери Марии, которой 1 сентября 1848 года исполнилось 7 лет. Затем сочинялись пьесы и для более старшего возраста. Шуман известен молодому обучающемуся поколению еще и тем, что составил для них «Жизненные правила для музыкантов». Как-нибудь обязательно почитай их.

Слушаем исполнение пьесы «Первая утрата»

1.Какая форма строения у этой музыки?

2.Вообще, какой характер этой музыки?

Да, о характере говорит  название пьесы-«Первая утрата». Иллюстрацией в первых изданиях была девочка, сидящая над мертвой птичкой. Сыграй, пожалуйста, основной мотив. Звук должен быть глубоким, певучим. Сфорцандо на первом звуке - отчаянный  вздох. В первом разделе показана основная тема, построенная на подголосочной полифонии.

Игра второго раздела, где характер более взволнованный. Внимание на окончания мотивов с двойными нотами, играть их без утяжеления. Встреча с темповым понятием poco pio lento, a tempo. Кульминация  - полифоническая секвенция. Сначала канон, потом голоса сливаются. Заключение – внезапная  смена характера, взрыв отчаяния.

Встречающаяся полифония в этой маленькой миниатюре: подголосочная,имитационная, полифоническая секвенции и канон.

 

 

 

 

 

 

1.Двухчастная

2.Грустный, печальный и др.

 

 

 

Проигрывание по ходу беседы и пояснение терминов: сфорцандо, poco pio lento, a tempo, кульминация, секвенция, канон.  

 

Подведение  итога  урока.

Было ли полезным занятие? Чем? Необходимо запомнить, что очень важным моментом в полифонии является самостоятельность голосов- у каждого своя жизнь, своя линия развития, фразировка, артикуляция, динамика

Дома необходимо проработать тематический материал в различных темпах, точно выполняя все текстовые обозначения. Желательно сверять свое исполнение с метрономом, для более точной ритмической организации. Поиграть отдельно темы и голоса по частям. Повторить все пройденные ранее и сегодня термины.

 

Дата __________                      Подпись  преподавателя: ______


 

План открытого урока

План открытого урока

Принципы подачи учебного материала: опора на исследовательские и энциклопедические данные, доступность изложения согласно возрасту уч-ся, осмысление и наглядный показ

Принципы подачи учебного материала: опора на исследовательские и энциклопедические данные, доступность изложения согласно возрасту уч-ся, осмысление и наглядный показ

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

И.С.Бах «Маленькая прелюдия» №2 до –мажор

И.С.Бах «Маленькая прелюдия» №2 до –мажор

Какая форма строения у этой музыки? 2

Какая форма строения у этой музыки? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022