" Системно-деятельностный подход в курсе ОРКСЭ"
Оценка 4.8

" Системно-деятельностный подход в курсе ОРКСЭ"

Оценка 4.8
docx
16.03.2023
" Системно-деятельностный подход в курсе ОРКСЭ"
Системно-деятельностный подход.docx

 « Системно - деятельностный подход в курсе ОРКСЭ»


                                                                                                                    
Работу выполнила:

учитель начальных классов

                                                                                    Бочарникова О.М.

 

     Фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения обучающихся.

      Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

        В нашей школе я преподаю модуль «Основы мировых религиозных культур». Свои уроки планирую с учетом таких подходов, как:

·         целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности;

·         активизация познавательной активности школьников;

·         создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Совместно с традиционными методами обучения в своей работе использую и такие методы как:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями. В результате, которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

    Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса ОРКСЭ помогают мне обеспечит практическую направленность учебного процесса. Что способствует созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

    Из всех  существующих разнообразных форм и вариантов проведения уроков, я выбираю соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:

·         эвристические беседы;

·         различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, дискуссии и т.д.);

·         учебные и социальные проекты;

·         уроки-экскурсии;

·         деловые и ролевые игры;

·         различные викторины и другие конкурсные события;

·         творческие мастерские.

     Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.

    При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

       Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

    Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

    Работа в парах самая популярная форма работы среди обучающихся на моём уроке. Работая вдвоём за одной партой, дети отрабатывают умения договариваться и общаться. При разговоре смотрят на собеседника, называют товарища по имени, соглашаются или возражают, отстаивают своё мнение, стараются помочь друг другу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

    Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

      Использую индивидуальную форму работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. 
       В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание сочинений, рефератов, докладов; создание презентаций, проведение всевозможных наблюдений и т.д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

     Особое внимание хочу обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями. Это:

·         Составление словаря терминов и понятий. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.      Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся.

·         Это составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы.

·         Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.

·         В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

   Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

    Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

     Творческие формы работы (сочинительство, создание проектов, разработка сценария праздника и т.п.) Театрализация. Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Театрализация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

     Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

      

Таким образом, многообразие методов и форм обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель и учащиеся выступают как единая исследовательская группа, работающая во взаимодействии и ставящая перед собой проблемные задачи, где учитель также выступает в роли модератора и служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.


 

Системно - деятельностный подход в курсе

Системно - деятельностный подход в курсе

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023