ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11»
Тема: « Здоровьесберегающее образовательное
пространство
в физкультурно-оздоровительной работе».
Выполнила: Ковалевская Л.И.
Учитель физической культуры
2021г.
«Здоровьесберегающее образовательное пространство в физкультурно-оздоровительной работе.
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видеофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков. Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов.
Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, мы говорим, прежде всего, о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровье сберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель — формирование культуры здоровья подростков в здоровье сберегающем образовательном пространстве.
Здоровье сберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная
Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания — формированию культуры здоровья.
В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровье сберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.
«Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном обращении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Деятельность школы по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется на основе следующих принципов:
- преемственности учебной и воспитательной деятельности, направленной на обучение средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья, сохранения и его укрепления; - целенаправленного формирования мотивации на здоровый образ жизни;
- субъектного подхода, признающего личные интересы обучаемого, особенности его физического, психического, социального и духовного развития;
-интеграции компонентов (направлений) здровьесберегающего образовательного пространства;
-компетентного использования педагогическим коллективом обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов;
- гибкости и динамичности, которые позволяют перестроить, ввести новые компоненты, расширяющие здоровьесберегающее образовательное пространство в соответствии с изменяющимися потребностями и особенностями личности; Таким образом, социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения. Вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов оказывает самое плодотворное влияние на их здоровье. И тут на первое место выходит организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы, где почти все зависит от нас, учителей физкультуры. Главная цель внеклассной работы в школе – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, соревнования краевые, районные, «дни здоровья» и т.д. В каждой школе выработана своя система внеклассной спортивной работы.
Физкультурные праздники обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам.
На соревнованиях завязывается крепкая дружба между детьми. На протяжении всего мероприятия участники соревнуются в силе, ловкости, быстроте и других качествах. Все задания подбираются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог выполнить их без подготовки, но сначала немного подумав. С первого конкурса и до последнего не умолкают голоса и аплодисменты болельщиков, поддерживающих свои любимые команды. Время на таких мероприятиях пролетает быстро, жюри подводит итоги и награждает всех, ведь проигравших в этот день нет.
Традицией в нашей школе стало проводить в феврале « Баскетбольный триатлон», «Веселые старты».
На протяжении всего учебного года в школе проводится школьная Спартакиада – соревнования между классами по шести видам.
В соревнованиях принимают участие все учащиеся, кроме освобождённых от занятий физкультурой на весь учебный год (так как место класса зависит от двух факторов: показанных результатов и % участия от общего количества учащихся в классе). В конце года подводим итоги Спартакиады, и самый спортивный класс награждается почётной грамотой.
С самых первых дней существования человечества, между людьми, разворачивалась борьба за право быть первым. Это право достигалось при помощи силы, ловкости, быстроты, иногда хитрости, а также других качеств.
В нашей школе тоже идёт борьба, но борьба честная и спортивная. Смысл этой борьбы заключается в том, чтобы установить рекорд школы в силовых, беговых, прыжковых и других заданиях и упражнениях, как на уроках физической культуры, так и на соревнованиях.
За счет этой борьбы преследуются следующие цели:
· заинтересовать учеников в выполнении домашних заданий,
· привлечь ребят к самостоятельным занятиям в свободное от учёбы время,
· создать соревновательную атмосферу между учениками разного возраста и пола,
· поддерживать себя в хорошей физической форме,
· вести здоровый образ жизни, а также быть первым и лучшим в спорте.
Особое внимание уделяю работе спортивной секции «Баскетбол». На секции осуществляю техническую и тактическую подготовку к школьным и районным соревнованиям, укрепление ОФП.
Спортивные игры воспитывают и нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.
Огромное воспитательное значение имеет то обстоятельство, что ребята выезжают на соревнования. Мы побывали в 33школе на турнире по настольному теннису, флорболу. Школа 25 первенство по футболу. Кисловодская школа- краевая Спартакиада, ст.Барсуковская, г.Ставрополь училище Олимпийского резерва.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Традиционны спортивные соревнования для детей это лёгко-атлетическая эстафета, весёлые старты, мисс скакалочка, шашки, пионербол, футбол.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школе проводятся экскурсии на природу, походы.
В походах дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д.).
Основная задача–это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.