008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма
Оценка 4.7

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

Оценка 4.7
Контроль знаний
pdf
биология
7 кл
12.06.2020
008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма
008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма.pdf

Обобщающий урок-игра по теме "Кровь. Кровеносная система. Иммунитет"  Цели урока: 

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови, строении кровеносной системы и значении иммунитета.

Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи при всех видах кровотечения;

Воспитательные: вести пропаганду здорового образа жизни; отметить отрицательное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на работу органов кровообращения.

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами заданий; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания первой медицинской помощи.

Класс делится на 4 команды, каждая из которых заранее придумывает для себя название. В начале урока учащиеся выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов). Конкурсы оценивает жюри.

Ход урока

I.         Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

II.      Проверка знаний учащихся. (Проводится в виде игр-конкурсов – см. Приложения к уроку.)

III.   Подведение итогов урока.

1.   Выставление оценок за терминологический конкурс .

2.   Оценки за участие в конкурсах.

3.   Общие итоги и выводы.

 

Конкурс “Термины”

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (учитель читает определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

Конкурс “Найди ошибку”

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

1.                 Лейкоциты.  Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки

(вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию.

Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И. Мечников).

2.                 Эритроциты.  Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

3.                 Лимфатическая система.  Лимфатическая система – дополнительная картериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

4.                 Сердце.  Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат,обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Конкурс “Приём в травмпункте

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать первую медицинскую помощь “пострадавшему” (задания выбирают жеребьевкой).

Задания:

1.   У пострадавшего сильное кровотечение на левом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1.5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в больницу.

2.   У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз/мин.

3.   У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или

“шапочку”. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4.   У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Конкурс “Сообщения”

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин.).

Темы сообщений. 

Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

Значение физических упражнений для укрепления ССС.

Зачем нужны прививки?

 

 

 

   

 

                                               

 

 

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

к уроку по теме «Кровь. Кровеносная система» Конкурс «ТЕРМИНЫ»

   Задания:

1.     Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)

2.     Самый крупный сосуд. (Аорта.)

3.     красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

4.     Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

5.     Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)

6.     Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания  крови. (Гемофилия.)

7.     Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)

8.     Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)

9.     Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.) 12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

14. Жидкая часть крови. (Плазма.)

15. Группа крови универсального донора. (1 или 00) 

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело. 

17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)

18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)

19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)

20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)

                                                   Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…»

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

    Задания:

1.     90 % (количество воды в крови).

2.     300 г (масса сердца).

3.     60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений). 4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5.     0,8 с (длительность сердечного цикла).

6.     0,9 % (количество NaCI в крови).

7.     5 млн/мм3 количество эритроцитов).

8.     0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).

9.     120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).

10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).

11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).

12. 2,5 см (диаметр аорты).

                          Конкурс « МОДЕЛИ» (домашнее задание)

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Работа сердца» (1-я команда), «Круги кровообращения» (2-я команда), «Образование тромба» (3-я команда), «Формирование иммунитета» (4команда).

Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.

Примеры моделей. (домашнее задание)

1.     «Работа сердца» (сценка). Участвуют 6 человек, четверо из которых изображают камеры сердца (правые и левые предсердия и желудочки), двое – кровь. Участники 1-4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как сердечный цикл длится 0,8 с, то на счет «1» «кровь» (участники 5,6) делает шаг и попадает в предсердия ( кольцо рук участников 1,2), на счет «2-3-4» «кровь» переходит в «желудочки» (участники 3,4), на счет»5-6-7-8» «кровь» выходит из «желудочков», учащиеся занимают исходную позицию.

                       

2.     «Круги кровообращения» (сценка). Участвуют 4 человека: «кровь»,             

      «сердце», «тело», «легкие». «Кровь» (4) идет от «сердца» (2) к «телу»    

      (1), которому отдает красную фишку («кислород») и берет у него

      синюю фишку («углекислый газ»), затем «кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее «движется к легким» (3), где отдает синюю фишку и берет красную, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется.

 

3.     «Образование тромба» (сценка), Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий – ученик из 10 класса читает текст, участники разыгрывают действие.

                                   а)     1                                 2                        

  

  

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5

«застревают» в сетки рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

4.     «Формирование иммунитета» (сценка)

Действующие лица: Девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец  спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

                                             Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течении 1-2 мин в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

   Тексты к конкурсу «Найди ошибку». 1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 ммих 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге),  а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты 

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие  в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников). 3. Лимфатическая система.

 Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).                  4. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный

(четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи-соединительная ткань). Внутри

– клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с.).

                                           Конкурс «ПРИЕМ В ТРАВМОПУНКТЕ» Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку.

Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьевкой).

Задания: 

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт. 2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока. Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз в мин.

3.     У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ:  необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4.     У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.  

                                                                Конкурс «СООБЩЕНИЯ»

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения

(регламент – 3 мин). Каждой команде  даю заранее подготовить сообщения.

 

 

 

Обобщающий урок-игра по теме "Кровь

Обобщающий урок-игра по теме "Кровь

Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды

Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды

Сердце. Сердце – двигатель крови в организме

Сердце. Сердце – двигатель крови в организме

Ответ . Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна

Ответ . Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна

Путь крови от левого желудочка до правого предсердия

Путь крови от левого желудочка до правого предсердия

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Работа сердца» (1-я команда), «Круги кровообращения» (2-я команда), «Образование тромба» (3-я команда), «Формирование иммунитета» (4команда)

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Работа сердца» (1-я команда), «Круги кровообращения» (2-я команда), «Образование тромба» (3-я команда), «Формирование иммунитета» (4команда)

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают…

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают…

Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов)

Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов)

Задания: 1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый

Задания: 1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма

008_8 - Обобщение по теме Кровеносная и лимфатическая системы организма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020