Обобщение по теме: «Дыхательная и пищеварительная системы»
Тип урока: обобщающий
Цель урока: обобщить и повторить темы “дыхание” и “пищеварение” Задачи урока:
• закрепить связь понятий дыхание и пищеварение
• повторить основные понятия тем, строение пищеварительной и дыхательной систем
• закрепить связь понятий дыхание, пищеварение и обмен веществ
• отработать умения работы с таблицей, видеоматериалом, текстом учебника.
• Профилактика заболеваний дыхательной и пищеварительной систем. Вредное влияние алкоголя и никотина.
1. Проверка усвоения домашнего задания в форме цифрового диктанта.
• я утверждаю, что крахмал в сыром виде почти не переваривается (1)
• что обильному сокоотделению способствуют супы и бульоны (1)
• что при употреблении вареного мяса можно заразиться глистными заболеваниями (0)
• что печень самая маленькая пищеварительная железа (0)
• что консервы могут стать источником отравления (1)
• что признаки отравления — это понос и рвота (1)
• что всасывания продуктов расщепления происходит в желудке (0)
• что употребление алкоголя приводит к разрушению печени (1)
• что ферменты печени расщепляют жиры
• что в толстом кишечнике человека живут бактерии (1)
Если положение правильное “1”, если нет – “0”.
2. Актуализация внимания
Отгадайте тему урока. Она состоит из двух понятий. Вычленив одно, обозначающее биологическое окисление, вы найдете другое.
Дыпихащенивареение Тема урока. Дыхание и пищеварение.
3. Основная часть урока. Постановка целей и задач. Отработка основных понятий.
Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить
• какая связь существует между процессами дыхания и пищеварения
• как вредные привычки влияют на работу дыхательной и пищеварительной систем.
• Повторить строение и функции этих систем органов, таким образом готовимся к зачету на следующем уроке.
Не зная строение системы, нельзя говорить о ее функциях.
- работа с видео сюжетом
Посмотрите сюжет о строении дыхательной системы. После просмотра, назовите части образующие дыхательную систему.
- работа с таблицей.
Найдите ошибку. Учитель у доски по таблице намеренно ошибается, показывая различные части пищеварительной системы.
А теперь давайте свяжем работу этих систем вместе.
Вставьте пропущенные слова:
Легкие -? – кровь – клетка (пропущенное слово кислород)
Кишечник – питательные вещества -? – клетка (пропущенное слово кровь)
На что расходуется кислород в клетках? (ответ на биологическое окисление для получения энергии)
Как используются питательные вещества? (ответ для получения энергии и биосинтез) Вывод: работа двух систем обеспечивает процесс обмена веществ.
Если человеку не хватает кислорода, какие процессы могут прекратиться? (обмен веществ) При каких условиях кислорода может не хватать? (плохая работа легких – курение, угарный газ и т. д.).
Учитель ставит задачу: я считаю, что курение приятная и не вредная привычка. Пользуясь текстом учебника, докажите, что я права или нет. Опрос, обсуждение.
Вывод: какой процесс замедляется у курящего человека (ответ обмен веществ)
Как это отражается на организме ребенка или подростка? (перестает расти и развиваться).
- упражнение на зрительную память.
А теперь давайте немного отдохнем. Потренируем зрительную память.
На доске написаны или напечатаны на бумаге крупно слова под номерами. Слова имеют отношение к теме обобщения дыхание и пищеварение. Цель задания не только тренировка зрительной памяти, но и тренировка внимания, умение концентрироваться и повторение изученных понятий, интеграция с другими предметами.
1. Печень |
2. Желчь. |
3. Гортань |
4. Желудок |
5. Легкие |
6. Нос |
Учитель дает возможность посмотреть на эти слова 1 минуту, затем закрывает слова и выполняет с учениками задание.
• сколько слов женского рода (3)
• сколько слов оканчивается на мягкий знак (3)
• какой цифрой обозначена самая крупная железа (1)
• какой цифрой обозначен орган, в котором происходит газообмен (5)
• какой цифрой обозначен орган, в котором происходит согревание, увлажнение и очищение воздуха (6)
• назовите цифры обозначающие части дыхательной системы (3,5,6)
Проверка.
- упражнение на механическую память (работа с кинестетиками). Повторение топографии органов пищеварительной системы Проведем физминутку.
Положите указательные пальцы на носовую полость, гортань, трахею, легкие: правое, левое. Положите правую руку на область желудка, левую на область печени и т.д.
Задачки:
Я чихаю. Какой орган работает? Какой рефлекс?
У человека болит слева под диафрагмой. Предположите, работа какого органа может быть нарушена? То же справа под диафрагмой.
- задание третий лишний
1. Носоглотка, гортань, желудок. Лишнее желудок пищеварительная система.
2. Голосовые связки, надгортанник, трахея. Лишнее слово трахея. Не часть гортани.
3. Кислород, углекислый газ, вода. Лишнее вода не газ или кислород (углекислый газ и вода конечные продукты распада).
4. Желудок, печень, легкие.
5. Пристеночное, полостное, всасывательное.
4. Рефлексия.
Давайте оценим сами себя. Поставьте себе оценку. Проверим совпадет ли ваша оценка с оценкой полученной на зачете
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.