Библиотечный урок по творчеству А.Л. Барто
«По ступенькам детства»
Подготовила: Тегенцева.Наталья Николаевна
Сценарий библиотечного урока для обучающихся начальной школы
Оборудование: выставка книг, портрет, проектор, ноутбук, колонки.
ЦЕЛИ:
· Расширить знания учащихся о творчестве А.Л.Барто на примере героев из её произведений.
· Воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней.
· Формировать устойчивый интерес к чтению.
Ход мероприятия
В зале дети и взрослые, участники и гости.
Выходят два школьника и начинают вести разговор:
1 - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 - Нет, я не выл!
1 - Ну, и они не выли!
2 - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 - Нет, не я один, а мы…
2 - Кто это – мы?
1 - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 - Кто – вымытые?
1 - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 - Что променяли?
2 - Я говорю – не про меня ли?
1 - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться. Наш праздник может начинаться!
Ведущий .
Добрый день! Ребята сегодня я для вас проведу библиотечный урок- праздник. А посвящается наш праздник творчеству детской писательницы А.Л. Барто, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Кому из вас не знакомы строки:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу…
Кто не засыпал в детстве, слушая стишок про бычка:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок…
А «Наша Таня…»? А стихотворение про зайку, брошенного под дождём
хозяйкой? Конечно, эти строки Агнии Львовны Барто знакомы всем без исключения.
17 февраля 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто
Родилась А. Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
Да, прошло уже 115 лет, а её стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут слушать и повторять любимые всеми стихи.
- А вы хорошо помните эти стихотворения? (ответ детей)
- Вот сейчас мы это и проверим.
Я буду читать начало стихотворения, а вы, ребята, продолжайте.
1. Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишки лапу.
Дети (из зала):
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
2. Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Дети (из зала):
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
3. СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
4. Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Дети (из зала):
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
5. Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Дети (из зала):
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
6. Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Дети (из зала):
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
7. Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Дети (из зала):
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч
8. ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Дети (из зала):
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ведущий .
Друзья, отличное начало нашего праздника.
Стихи Агния Львовна начала писать в раннем детстве. Первую свою книгу она выпустила, когда ей было 19 лет-это детские книжки «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван-Ли». В 1928 году вышел сборник стихов «Братишка». В 1936 г вышел цикл стихов для самых маленьких «Игрушки». Барто стала одним из самых любимых детских поэтов. Стихи Агнии легкие и веселые.
Давайте послушаем стихотворение «Кораблик», а прочитает его Степан.
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Ведущий .
Посмотрите на нашу выставку, сколько книг А.Л.Баро посвятила детям.
Ведущий .
И сейчас ВИКТОРИНА «ИГРУШКИ»
- Ваша задача в течение 3 минут соотнести строчки стихотворения с ответом, напротив строчек приклеить ответ
1.Кого дети решили прокатить в грузовике?
(кота, «Грузовик»)
2.Почему плакала Таня в стихотворений и «Мячик»?
(уронила в речку мячик)
3.Кто остался под дождём и весь промок?
(зайка, «Зайка»)
4.Куда лёг бычок в стихотворении «Слон»?
(в коробку)
5.Кому оторвали лапу и уронили на пол?
(мишке, «Мишка»)
6. Куда поехал главный герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»?
( в гости)
7.Как зовут мальчика, который сидел как взрослый»? (Андрюшка)
8.Про какую страшную птицу написала А.Л.Барто? (Про воробья)
9.О каком
насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой. )
9.Кто бродил
возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.)
Ведущий: А вы помните, как пришли первый раз в первый класс. Многое давалось не легко, не легко было выводить аккуратно первые буквы, держать в руке ручку и карандаш, научиться поднимать руку, вставать из-за парты.
Стих: «Первый урок». Читает Анастасия.
Я на
уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?
Как
надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне
говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как
много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на
уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Ведущий: Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно ее волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли они быть верными в дружбе, не ссорятся ли по пустякам, помогают ли старшим, любят ли читать, учиться?
Стих: «Мы с Тамарой», читает Ангелина.
Целый
день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами,
Мы с
Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
Если
что-нибудь случится,
Приходите к нам лечиться.
Мы
умеем класть компресс:
Мы с Тамарой Красный Крест.
Можем
сделать Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой санитарки,
Я недаром вас зову.
Санитарам
не везёт:
Есть и марля, есть и йод,
Не хватает пустяков -
Нет ни ран, ни синяков…
Наконец
нашлась работа
И для Красного Креста.
Наконец
ушибся кто-то.
Санитары! На места!
Почему
у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?
Руки
Танины ослабли:
- Ой, у Вовочки порез!
И,
увидев крови капли,
Разревелся Красный Крест.
-
Вот, ребята, йод и вата,
Вот и марля и бинты...
Только я не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты!
Целый
день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами.
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
Может,
сделать Вам припарки?
Дать целебную траву?
Мы с
Тамарой санитарки:
Тамара лечит, Я - реву...
Ведущий.
На многие стихи Барто положена музыка и они звучат как песни.
Звучит песня-вальс В.А. Долиной:
Ба-ба-ба-ба-бабушка
Барто.
Знала и про это, и про то,
Знала, никому не говорила,
Знала то, чего не знал никто.
Бросит
зайку кто-нибудь в саду –
Бабушка Барто, скользя по льду,
Прибежит, обнимет, приголубит,
Одолеет зайкину беду.
Таня
громко плачет – ничего.
Бабушка Барто сильней всего:
Все на свете мячики поймает,
Переловит все до одного.
Ведущий.
Отгадайте загадку:
Пожалеем вместе зайку,
И уложим спать слона,
Мяч достанем нашей Тане,
Лапу мишке мы пришьем…
Знают взрослые и дети:
Лучше нет стихов на свете.
Про бычка, флажок, кораблик,
Куклу, Вовку, самолет.
И про это, и про то,
Это Агния … (Барто).
Ведущий . Вот и подходит к концу наш праздник. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ. Ведь Агния Львовна Барто - это ещё и сценарист. Фильмы и мультики по её стихам и прозе входят в нашу жизнь лет с 3 – 4….
Вывод:
-С какими героями мы с вами встретились?
-О чем вас заставляют задуматься юные герои А.Л. Барто?
-Какие качества высмеивает А.Барто?(Лень, жадность, грубость, неумех)
-Вы узнали какого – нибудь знакомого в этих стихах?
-А заставляют ли задуматься?
-Чем близки нам стихи А.Л. Барто? (Они про нас)
-Чему учит нас творчество А.Л. Барто?
Ведущий.
Давайте все вместе споем песню «Улыбка»
Песня «Улыбка»
От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей ,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И
тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река. 2 раза
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки станет всем светлей:
И слону, и даже маленькой улитке.
Так пускай повсюду на земле,
Словно лампочки включаются улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Темный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.