Методические рекомендации к проведению урока
Тема: Статистические данные и их характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Цель обучения: 6.4.3.1 знать определение среднего арифметического нескольких чисел, размаха, медианы и моды ряда числовых данных;
Критерии оценивания:
Учащийся:
– знает определение среднего арифметического, размаха ряда числовых данных, медианы, моды;
– вычисляет среднее арифметическое;
– находит размах, моду ряда числовых данных;
– делает анализ и выводы по статистическим характеристикам.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Вызов: Слышали ли вы когда-нибудь такую песню: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Как вы думаете, что это значит?
Сегодня мы познакомимся с новой наукой – статистикой. Узнаем, что она изучает и как можно применить те знания, которые вы сейчас получите.
III. Актуализация знаний
– Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел?
(Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых).
Индивидуальная работа.
Задача: дан ряд чисел 5, 6, 8, 12, 15, 4, 17, 8, 10, 15.
1. Найдите среднее арифметическое ряда чисел.
2. Найдите наибольшее и наименьшее значение ряда чисел, вычислите их разность.
Самооценивание. Ученики выполняют задания в тетради и по слайду проверяют правильность вычислений.
IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
– Ребята, вы начинаете изучать новый раздел: «Статистика. Комбинаторика».
– Где в реальной повседневной жизни мы сталкиваемся с этими науками?
– Вы что-нибудь слышали об этом разделе математики?
– А разве вам не приходилось подсчитывать среднюю скорость движения, средний балл ученика, класса. Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики, и в частности ее раздел «Математическая статистика».
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Давайте рассмотрим пример одного из многих опросов:
Группа из 12 учащихся отметили время, затраченное на выполнение домашнего задания по математике, получились следующие данные:
23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26, 34, 25
Определите сколько минут в среднем затратили учащиеся на выполнение домашнего задания?
– Что для этого нужно сделать? (сложить все числа и разделить полученную сумму на их количество).
Число 28, полученное в результате, называют средним
арифметическим рассматриваемого ряда. Обозначение: .
Мы вычислили, что на выполнение домашнего задания по математике учащиеся затратили в среднем 28 минут. Проводя аналогичные наблюдения, можно проследить, какова была средняя затрата времени на выполнение в какой-либо день домашнего задания по математике и русскому языку.
Заметим, что иногда вычисление среднего арифметического не дает полезной информации, так как время, затраченное некоторыми учащимися, значительно отличается от среднего арифметического.
Наибольший расход времени равен 40 минут, а наименьший расход времени равен 18 минут.
Определение: Разность между наибольшим и наименьшим значением называется размахом ряда.
Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.
-Ребята, нас могут интересовать не только среднее арифметическое и размах, но и другие показатели.
Например, интересно знать, какое число встречается в ряду данных чаще всего.
Таким числом является число 25.
Определение: Число, наиболее часто встречающееся в данном ряду, называется модой чисел.
Ряд может иметь две моды, а может не иметь моды. Например, 47, 46, 50, 52, 47, 49, 52, 55 – имеет две моды: 47 и 52.
69, 68, 66, 70, 67, 71, 74, 63, 73, 72 – этот ряд не имеет моды.
– Ребята, где еще можно встретить понятие моды ряда чисел?
– Данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день в универмаге. Здесь мода – размер пользующийся спросом, мода – цены на товар распространенный на рынке и т.п.
Открыли учебник на стр. 32, прочитали.
Вывод: (вывести на экран, затем записать в рабочие тетради)
- среднее арифметическое может не совпадать ни с одним из чисел ряда;
- мода обязательно совпадает с несколькими числами ряда;
- слово “мода” относится не только к числовым данным.
1. Среднее
арифметическое некоторого ряда данных, состоящего из 10 чисел, равно 7. К этому
ряду приписали числа 17 и 18. Чему равно среднее арифметическое нового
ряда?
2. Сколько чисел в ряду, если его медианой служит: а) пятнадцатый член; б)
среднее арифметическое семнадцатого и восемнадцатого членов?
3. В ряду чисел 12, __, __, 7, 15, 20 пропущены два числа, одно из которых
вдвое больше другого. Найдите эти числа, если известно, что среднее
арифметическое ряда равно 13.
4. В ряду чисел 8, 16, 26,__, 48,__, 46 два числа оказались стертыми. Найдите
эти числа, если известно, что одно из них на 20 больше другого, а среднее
арифметическое этого ряда чисел равно 32.
Подведение итога урока
–
Итак, о каких статистических характеристиках мы говорили на уроке?
– Где находят применение статистические характеристики?
– Где используются результаты статистики?
В среднем в день ребёнок улыбается 400 раз, взрослый — 17.
Теперь все улыбнулись, чтобы испортить статистику.
Для размышления:
«Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистическая»
Б. Дизраэли (английский премьер министр, X I X в).
Группы учащихся организованны по схеме «Сильный – слабый», что позволяет слабому ученику улучшать свои навыки, а сильному учащемуся совершенствовать свои, осуществляя оценку деятельности другого и корректировку его знаний.
Самооценивание. Ученики выполняют задания в тетради и по слайду проверяют правильность вычислений.
На уроке запланированы виды деятельности, способствующие передвижению учащихся по классу.
Список полезных ссылок и литературы
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. – М.: ИОЦ «Мнемозина», 2014 – 264 с.
2. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Учебник в 3 частях. – 2-е изд., перераб. – М. «Просвещение», 2010; Ч. 2 – 128 с.
3. Виленкин Н.Я. и др. Математика. Учебник для 6 класса. – М.: ИОЦ «Мнемозина», 2013 – 288 с.
4. Yaklass.ru
5. School-assistant.ru
6. https://interneturok.ru/
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.