1. Теоретические основы процесса психологического консультирования.
Оценка 4.8

1. Теоретические основы процесса психологического консультирования.

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
1.     Теоретические         основы       процесса        психологического консультирования.
1. Теоретические основы процесса психологического консультирования..docx

Лекция 1.     Теоретические         основы       процесса        психологического консультирования.

 

1.     Понятие  о  психологическом  консультировании. Различие  понятий  «психотерапия»,         «психокоррекция»,          «неврачебная        психотерапия», «консультирование». 

2.     Психоанализ как направление психотерапии. Понятие      невротического       конфликта.

      

1.     Понятие  о  психологическом  консультировании и психотерапии

Психологическое консультирование - область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога психологической помощи в виде советов и рекомендациймна основе личной беседы и предварительного изучения проблемы (Р.Немов).

Психологическое консультирование проводится в оговоренные часы, в специально оборудованном помещении, изолированном в конфиденциальной обстановке.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства психолога, т.е. там, где психологические знания, не нужны и необходим лишь, житейский, основанный на здравом смысле совет.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается

Цели     консультирования:

Алешина Ю.А.(1994) - оказание психологической помощи, т.е. помощь в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.

Задачи:

выслушивание клиента;облегчение эмоционального состояния;

принятие клиентом ответственности за происходящее с ним; определение возможных изменений в ситуации.

Абрамова Г.С. (2001) - культурно-продуктивная личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения.

Кочюнас Р-А.Б. (1999) - появление у клиента черт зрелой личности.

Обозов Н.Н.(1993) - прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций, доведение до клиента психологической информации.

Флоренская Т.А. (1994) - духовно-ориентированный подход к консультированию. Основная задача - помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я».

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. Выслушав клиента, понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к выводу о проблеме клиента.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, психологических знаний и умений, освоение которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

 

Психотерапия (или просто терапия) традиционно фокусируется на серьезных проблемах, связанных с психическими, внутриличностными проблемами и конфликтами. Она занимается «восстановлением адекватности».

Для психотерапии характерные особенности:

а) преимущественное обращение к прошлому, а не к настоящему;

б) акцент на понимании, а не на изменении;

в) отстраненность психотерапевта;

г) терапевт выступает в роли эксперта.(С.Глэддинг)

Психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений.

Эйдемиллер, Юстицкий, говорят о   неврачебной   психотерапии , имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений.

Глэддинг-   гештальтерапия Перзл, Транзактный анализ,

 

2.      Психоанализ как направление психотерапии. Понятие      невротического       конфликта.

Психоана́лиз (нем. — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века  неврологом Зигмундом Фрейдом, Психоанализ расширялся, критиковался коллегами Фрейда, Альфред Адлер и К. Г. Юнг, Эрих ФроммКарен Хорни

Согласно Фрейду, личность состоит из трех частей; Ид, Эго и Супер-эго.

В Ид сосредоточены два основных вида энергии, два инстинкта: инстинкт жизни, известный как эрос, и инстинкт смерти – танатос.

Эго усредняет желания и стремления Ид и Супер-эго, помогая человеку избежать излишней безответственности или, напротив, моральной закомплексованности.

Супер-эго, является результатом нравственного обучения ребенка родителями и добивается совершенства индивидуума, функционирует согласно моральному принципу.

Супер-эго, если ему предоставлено господство, удерживает личность в очень жестких моральных границах. Поскольку его цель – совершенство, Супер-эго иногда при столкновении с Дилеммами принуждает людей к ограничению деятельности или вообще к бездействию, когда они сталкиваются.

Другим базовым понятием психоанализа, помимо трехуровневой структуры личности, является то, что Фрейд называл психосексуальными стадиями развития.

Стадия

Возраст

Задачи

Доверия/недоверия

От рождения до одного года

Акцент на удовлетворении основных физических и эмоциональных потребностей

Автономии / стыда / сомнения

От 2 до 3 лет

Акцент на изучении и на развитии самостоятельности

Инициативы / вины

От 4 до 5 лет

Акцент на достижении ощущения компетентности и инициативы

Умения / бессилия

От 6 до д] 2 лет

Акцент на постановке и достижении персональных целей

Идентичности / смешения ролей

От 12 до 18 лет

Акцент на исследовании границ допустимого, достижение самоидентичности

Интимности / изоляции

От 18 до 35 лет

Акцент на достижении близких межличностных отношений

Порождения/застоя

От 35 до 65 лет

Акцент на помощи следующему поколению; стремление к продуктивности

Интеграции / отчаяния

Старше 65и лет

Акцент на интеграции жизненной активности, ощущение собственной ценности

 

Конечная цель состоит в том, чтобы помочь клиентам приспособиться к окружающей среде, особенно в работе и личной жизни. В центре внимания находится укрепление Эго таким образом, чтобы восприятие и планирование стали более реалистичными.

Фрейдистские методы чаще всего применяются в определенной обстановке, например в кабинете консультанта или в комнате для бесед в больнице. Среди наиболее известных психоаналитических методов – метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация.

Метод свободных ассоциаций. Сдерживаемое содержание бессознательного всегда ищет выхода. В психоанализе клиенту помогают расслабиться и свободно вспоминать события или эмоциональные переживания раннего детства. В свободных ассоциациях клиент отказывается от обычной цензуры мыслей, сознательно сдерживая ее, и вместо этого говорит все, что приходит на ум, даже если мысли кажутся глупыми, иррациональными, непристойными или болезненными.

Толкование сновидений. Клиенты регулярно сообщают консультантам содержание своих сновидений. Фрейд считал сны главным звеном в понимании бессознательного. Он даже называл их «самым легким путем к бессознательному». Он рассматривал сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений. Он проявлял упорство в постижении природы сновидений, раскладывая их на части и анализируя их мельчайшие подробности, насколько это оказывалось возможным

Анализ переноса. Перенос представляет собой реакцию клиента на консультанта, как если бы консультант был некоторой значащей фигурой в прошлом клиента, как правило, фигурой отца. Высвобождение эмоций является терапевтическим, эмоциональным катарсисом. Но реальная значимость этих переживаний заключается в увеличении знания клиента о себе, которое происходит через анализ переноса консультантом..

Анализ сопротивления. Сопротивление клиента терапевтическому процессу может принимать разные формы, например пропуск назначенных встреч, опоздания, отказ рассказывать сновидения или ранние воспоминания. При наличии любой формы сопротивления важно, чтобы консультант реагировал на него немедленно. Анализ консультантом сопротивления может помочь клиентам постичь его суть, так же как и другие проявления поведения. Если сопротивление не преодолеть, терапевтический процесс, возможно, придет к остановке.

Интерпретация. При интерпретации консультант помогает клиенту понять значение прошлых и настоящих событий. Если ее проводить слишком рано, в начале отношений консультирования, то это может увести клиента в сторону. С другой стороны, если ее не использовать вообще или использовать нечасто, клиент может не достичь инсайта. Только когда клиент подготовлен, интерпретация может оказать значительное воздействие на его рост и развитие.

Невротический   конфликт  по  Фрейду - борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура).

Фрейд  полагал, что  невротический  симптом является попыткой разрешения ключевого конфликта. Согласно Фрейду, ключевой конфликт в жизни индивида происходит в детском возрасте на этане перехода от двухсторонних отношений к трехсторонним отношениям. Фрейд назвал этот конфликт «эдиповым комплексом» и считал его «стержневым комплексом», то есть конфликтом, лежащим в основе невроза. Возникновение адекватного  невротического   конфликта является существенной предпосылкой нормального Психологического развития, поскольку условием противоречия между структурными и динамическими элементами психики является минимальный уровень их развития и дифференциации. 
В случае адекватного психосоциального развития их развитие и дифференциация достигают подобного уровня на эдиповой стадии, то есть в возрасте 4—5 лет.




 

Скачано с www.znanio.ru

Лекция 1. Теоретические основы процесса психологического консультирования

Лекция 1. Теоретические основы процесса психологического консультирования

Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности

Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности

Супер-эго , является результатом нравственного обучения ребенка родителями и добивается совершенства индивидуума, функционирует согласно моральному принципу

Супер-эго , является результатом нравственного обучения ребенка родителями и добивается совершенства индивидуума, функционирует согласно моральному принципу

Анализ сопротивления . Сопротивление клиента терапевтическому процессу может принимать разные формы, например пропуск назначенных встреч, опоздания, отказ рассказывать сновидения или ранние воспоминания

Анализ сопротивления . Сопротивление клиента терапевтическому процессу может принимать разные формы, например пропуск назначенных встреч, опоздания, отказ рассказывать сновидения или ранние воспоминания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021