«Здравствуй, школа!»
I. Вступительное слово.
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Разрешите мне поздравить вас с торжественным днём, днём Знаний, который отмечается 1 сентября по всей Беларуси.
Дорогие мои первоклассники! Сегодня вы впервые переступили порог школы, и вам предстоит отправиться в увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по Школьной стране знаний. Этой страны вы не найдёте ни на одной карте мира. Её предстоит открывать вам самим и с помощью учителей. И только от вас зависит, кем вы станете в этой стране - Знайками или Незнайками.
Я уверена, что вы с нетерпением ждали этого дня. Вы заметили, что каждый из вас сегодня немного повзрослел? Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: «Это ученик, школьник». А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим.
- Старательные девочки здесь?
- Умные мальчики?
- Заботливые мамы?
- Умелые папы?
- Добрые и ласковые бабушки и дедушки?
- Тогда можно начинать.
Учитель:
Нарядные! Парадные!
Такие ненаглядные!
Причесанные, с бантиками
Девочки пришли!
И мальчики отличные!
Такие симпатичные,
Такие аккуратные,
С букетами пришли!
Все бывшие проказники –
Сегодня первоклассники.
Сегодня все хорошие,
Таких ребят я с нетерпением жду!
II. Знакомство.
Учитель: Пришла пора и познакомиться. Я ваша первая учительница. Зовут меня ... Я очень ждала встречи с вами, думала о вас. И даже написала вам письма. Думаю, что мы с вами станем большими друзьями.
Я научу вас, милые мои первоклашки, читать и писать, складывать и вычитать, рисовать, фантазировать и дружить.
Каждый день вы будете получать подарки. Но это не игрушки и не конфеты. Это знания. Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми.
А теперь я хочу познакомиться с вами. Каждый по очереди представиться, ответит на мой вопрос и получит медаль.
Рассказ детей о себе, вручение медалей. (Ф.И., любимая игрушка, животное, сказка, цветок, мультфильм, фрукт, кушанье, пора года, как зовут друга, хотел ли ты идти в школу и т.д.)
Итого в нашем классе 7 мальчиков и 13 девочек. Я очень хотела бы, чтобы школа стала для вас вторым домом.
На доске: Мы будем вместе (сначала закрыто)
4 зимы 816 дней
4 весны 32 тысячи уроков
4 осени 50 тысяч часов
Учитель. Может ли кто-нибудь объяснить, что обозначают эти цифры и слова? Может теперь станет понятнее? (открываю строку)
Да, вы правы, именно столько зим и вёсен, дней и уроков мы будем с вами вместе.
III. Страна Знаний.
В стране Знаний могут жить только школьники. А кто такие школьники? Как по-другому их можно назвать? Как вы думаете, какими должны быть ученики?
А вы умеете себя хорошо вести? Сейчас проверим, поиграв в игру «Да-нет». Отвечаем хором.
Друга выручим всегда? (Да.)
Врать не будем никогда? (Да.)
В классе списывать ответ? (Нет.)
Кинуть камень кошке вслед? (Нет.)
Брать в автобусе билет? (Нет.)
Ай-ай-ай! Как это нет?
Надо брать билет всегда? (Да.)
Не робеть, когда беда? (Да.)
Не жалеть для дел труда? (Да.)
Рук не мыть, когда обед? (Нет.)
Как же это рук не мыть?
Грязь смываем без следа? (да.)
Солнце, воздух и вода-
Наши лучшие друзья? (Да.)
Мы лентяем шлём привет? (Нет.)
А тем, кто трудится всегда? (Да.)
Учитель. Вижу, что знаете правила поведения. А каждый ли из вас знает, что взять завтра в школу, а какие вещи лучше оставить дома? Сейчас проверим. Игра «Собери портфель».
Итак, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Ручка и тетрадки,
Расписание, дневник.
Вот и собран ученик!
Молодцы! Но чтобы быть настоящим первоклассником, нужно не только уметь собрать портфель и не опоздать в школу, но и справляться с разными заданиями. Я подготовила для вас несколько испытаний. Когда пройдете все испытания, вы получите свой первый школьный документ. А какой я скажу потом. Готовы к испытаниям?
Итак, испытание первое.
Я буду читать стихи-загадки о букве, а вы будете их называть все вместе.
ü Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …(А)
ü Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Здесь дощечек ровно три,
А какая буква? (И)
ü Хорошо известно всем:
Где метро, там буква …(М)
ü Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква…(Ю)
Испытание второе.
Решите задачи. Кто знает ответ, тот поднимает руку.
· Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
Сколько всего было рыбок? (1+3=4)
· Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудные цветы!
А сколько их – нам скажешь ты? (2+2=4)
· В хоре 6 кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре 2 кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов? (6-2=4)
· Росла одна берёза,
На ней 8 ветвей.
На каждой по апельсину.
Сколько апельсинов было на берёзе? (0)
Испытание третье. У каждого ученика есть помощники, без которых невозможно хорошо учиться. О них я загадаю загадки. Отвечаем вместе.
Ø Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные-
Все ужасно важные. (Портфель или ранец.)
Ø То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь.)
Ø Отгадай, что за вещица-
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке-
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
Ø Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
Вы прошли все испытания, а теперь можно и отдохнуть. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово. Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Пожалуйста, похлопайте.
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Учитель. Спасибо, ребята! Пользуйтесь этим словом и в школе, и дома.
IV. Беседа о нашей Родине - республике Беларусь.
Первый урок во всех школах страны посвящается нашей Родине. Все мы живём в стране, которая носит имя - Республика Беларусь. Давайте все вместе хором произнесем название нашей Родины.
Родина – это земля, на которой вы родились, где выбудете учиться и работать. Земля, где живут ваши родители, дедушки, бабушки и все мы.
Дети читают стихи о Беларуси.
Блакіт нябёс, і белы бусел,
І кветкі ў полі, як абрус…
Мой край завецца Беларуссю,
А сам я – хлопчык-беларус. С. Сокалаў-Воюш.
Твар румяненькі,
Белая хустачка.
Я ўжо ведаю,
Я- беларусачка!
І хачу
Так, як тата і мама,
Родны край свой любіць
Я таксама. А. Бадак.
Я-дзяўчынка-беларуска
З васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма… Л. Пранчак
Я– беларус маленькі,
З блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей
Жыла мая Радзіма. М.Маляўка
- Молодцы! Вы с любовью и гордостью читали стихи о нашей Родине. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Когда мы говорим моя Родина – Беларусь, мы имеем в виду всю страну. У каждого человека есть ещё и малая родина. Для вас, например, это город Костюковичи, т.к. вы здесь родились, ходили в детский сад, пошли в школу. Помните, Родина у нас одна, как мама. И взрослые, и дети испытывают огромное счастье, когда она есть. Сегодня по всей Беларуси пройдут первые уроки на тему «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца”.
- Поднимите руки, кому нравится наш город. А что именно? А благодаря какому заводу наш город знают во многих странах мира?
- Как вы думаете, а зависит ли от вас, каким будет наш город?
- Каждый из вас получил в подарок книгу «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта РБ А.Р.Лукашэнкі першакласніку”. Книга поможет вам узнать много интересного про нашу Родину, станет началом вашего знакомства с историей и культурой нашей страны, традициями белорусского народа.
Начинается книга письмом, в котором Президент, обращаясь к каждому из вас, верит, что, когда вы подрастёте, будете работать и своим трудом принесёте пользу своей Родине.
На следующей странице – символы нашего государства – герб, флаг и гимн. Сегодня гимн звучал на школьной линейке. Его всегда слушают стоя.
Знакомство с книгой самостоятельно.
С каждым годом Беларусь становится красивее. Это мы видим на примере даже своего города…
V. Вручение свидетельства первоклассника.
Дорогие ребята! Наступает важный момент вручения первого школьного документа: свидетельство первоклассника. Вручение.
С сегодняшнего дня вы – первоклассники! Я поздравляю вас! Пусть в вашей школьной жизни всё будет хорошо. Я надеюсь, что вы будете с интересом учиться, с уважением относиться к учителям, активно участвовать во всех школьных мероприятиях.
VI. Рефлексия.
Вот и заканчивается наш первый урок. На нём присутствовали ваши родители. Посмотрите, как они улыбаются.
А вы хотели бы прийти завтра в школу, но уже без пап и мам?
Я хочу рассказать вам и вашим родителям очень интересную сказку. Внимательно послушайте её, и вы узнаете об одном секрете. Зная его, вы будете чувствовать себя в школе уверенно и свободно.
Лапка с поцелуем (сказка)
Маленький енот Честер стоял на опушке леса
и плакал.
– Не хочу идти в школу, – сказал он маме. – Я хочу остаться с тобой дома,
играть со своими друзьями и игрушками. Хочу читать свои книжки и качаться на
своих качелях. Разреши мне остаться дома, пожалуйста.
Мама взяла Честера за лапку, почесала за ушком и сказала ласково:
– Иногда нам всем приходится делать не то, что хочется. Даже если это кажется
нам поначалу странным и страшным. Но тебе понравится в школе. У тебя появятся
новые друзья, ты будешь играть с новыми игрушками, читать новые книжки и
качаться на новых качелях. И потом, – добавила мама, – я знаю один
замечательный секрет, который поможет тебе чувствовать себя в школе так же
хорошо, как и дома.
Честер утер слезы и с интересом спросил:
– Секрет? Что за секрет?
– Это старинный секрет, – ответила мама. – Я узнала его от своей мамы, а она –
от своей. Он называется «лапка с поцелуем».
– Лапка с поцелуем? А что это такое?
– Сейчас покажу.
Мама взяла левую лапку Честера и раскрыла его маленькие пальчики, как веер.
Потом она наклонилась и поцеловала Честера прямо в середину ладошки.
Честер почувствовал, как мамин поцелуй побежал вверх по его лапке и добрался до
самого сердца. От этого поцелуя стало горячо даже мордочке Честера, покрытой
черной шелковистой шерстью.
– Теперь, – улыбнулась мама, – если ты почувствуешь себя одиноко и заскучаешь
по дому, просто прижми лапку к щеке и скажи про себя: «Мама меня любит, мама
меня любит». И тогда мой поцелуй перепрыгнет тебе на щеку и наполнит тебя
приятными теплыми мыслями.
Она взяла лапку Честера в свою и осторожно сжала его пальцы в кулачок.
– Смотри, не потеряй мой поцелуй. И не волнуйся – если ты будешь мыть лапки,
поцелуй не смоется.
Честеру очень понравилась его лапка с поцелуем. Теперь он знал, что мамина
любовь навсегда останется с ним, куда бы он ни пошел. Даже в школу.
Через некоторое время Честер и его мама стояли напротив школы. Честер
задумался. Внезапно он повернулся к маме и улыбнулся:
– Дай мне твою лапу.
Честер взял мамину лапу своими лапками и раскрыл ее большие, такие знакомые ему
пальцы. Потом он наклонился и поцеловал маму в середину ладони.
– Теперь у тебя тоже есть лапка с поцелуем. После этого Честер ласково сказал
маме:
– До свидания, я люблю тебя.
Он повернулся и побежал вприпрыжку.
Мама смотрела, как Честер перепрыгнул через ветку дерева и вошел в школу.
И когда старая сова позвонила в колокольчик, объявляя о начале нового учебного
года, мама прижала свою левую лапу к щеке и улыбнулась. Тепло поцелуя Честера
наполнило ее сердце, которое стучало: «Честер тебя любит, Честер тебя любит».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.