1. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».
Оценка 4.9

1. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

Оценка 4.9
docx
17.01.2023
1.	Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».
. реферат.docx

 

Введение

С обретением независимости перед казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственного - духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между его гражданами добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости.

В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. В последующие годы эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.

Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки в посланиях Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». [1]

Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.

В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости - Любовь, а секрет счастья - в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире. [2]

О значимости активного, деятельностного подхода в самопознании и самосовершенствовании в четырнадцатом слове Абай писал: «…Многие сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления.»[3].

Педагоги «Самопознания» понимают: долг каждого педагога заключается в том, чтобы дать ребенку обрести свое «Я». Теперь особенно актуально звучит высказывание знаменитого грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, чей педагогический авторитет признан во всем мире: «Действительно гуманная педагогика- это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя» [4].

 

 

 

 

1.                 Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

Под ценностями принято понимать предметы, явления, свойства, имеющие положительное влияние на личность. Все ценности личности можно подразделить на два вида, которые имеет большую значимость, другие меньшую значимость для личности. Но в течение жизни человека одни ценности могут выходить на первый план, другие, же отходить на второй.

В основу программы нравственно – духовного образования «Самопознания» вложены пять абсолютных общечеловеческих ценностей, которые не зависят от вероисповедания, национальности, расы, места, где проживают и неизменны во времени. Для приобретения внутреннего равновесия, человек должен наладить гармонию между мыслями, словами и действиями.[5]

XXI век – это век технического прогресса, развития добывания природных ресурсов и их переработка, но в это же время идет и потеря ценностей человека. Человечество нацелено только материальный успех, теряя самое главное в жизни – любовь. А ведь данная ценность проходит по всей нашей жизни и все, что мы делаем должно сопровождаться этим чувством.

Для возрождения абсолютных общечеловеческих ценностей в нашей стране вводится предмет «Самопознание», который нацелен на развитие нравственно – духовного образования человечества. Данный предмет нацелен на достижении у детей и молодежи гармонии в физическом, психологическом, духовном, общественном и творческом развитии, что в дальнейшем должно привести к совершенствованию и самореализации в нравственно – духовной жизни личности.

Как говорил Адольф Дистервег «Ни одна книга не должна и не может заменить духа учителя» [6], поэтому прежде чем вести данный предмет учитель должен восстановить в себе нравственно – духовное начало, чем мы и занимаемся на кусах «Самопознание» базового уровня и курсах, которые мы проходили до них. Учитель самопознания должны быть, прежде всего, для своих учеников нравственно – духовным наставником и другом.

Для примера, нравственно – духовного образования учителю мало только говорить о поступках, мыслях и словах, но и самому подтверждать на действия все сказанное им, только так мы можем прививать ученикам человеческое через общечеловеческие ценности.

Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование, в том числе высшее. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Мы эволюционируем. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша технократическая власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. Человечество зашло в тупик – политический, социальный, экономический, экологический и, прежде всего, духовный. Почему же стала возможной такая ситуация? Может быть, развивая свой интеллект, мы забыли о чём-то более важном, о том, что делает нас истинно человеческими существами? Это то, что присуще нам всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи. Это то, что не зависит от времени или места, то, что неизменно – общечеловеческие ценности. Это качества, присущие не уму, но сердцу. Качества любви, праведности и справедливости, уважения ко всем проявлениям жизни, сострадания и терпимости. Разве именно не в этом нуждается сейчас наш беспокойный мир, каждый из нас? Человек научился летать в небе как птица, плавать под водой как рыба, он даже осваивает космос, но он всё ещё не научился жить на земле как истинно человеческое существо. Изменить ситуацию может только образование, сориентированное на общечеловеческие ценности. Истинное образование должно не только давать знания и прививать навыки, полезные для жизни в современном мире, но, прежде всего, формировать добродетельный характер. Существо, наделённое развитым интеллектом, которое в своих действиях не руководствуется общечеловеческими ценностями, это чудовище. Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели? Истинная сила человека в его характере, а не в его интеллекте, благосостоянии или образованности. История знает тому множество примеров.
          Общечеловеческие ценности не привносятся извне, им нельзя научить, это истинная природа каждого человека, то, что отличает нас от животных. И то, что скрывает их блеск, всё наносное, неистинное в нас, должно быть удалено, с тем, чтобы засияла наша истинная природа. Поэтому система образования призвана создать благоприятные условия для выявления и реализации этих, внутренне присущих каждому человеку, качеств.
         Каким должен быть механизм этого процесса? Это единство головы, сердца и рук. Информация поступает через органы чувств в голову, перерабатывается там и формируется в суждение. Это суждение должно быть критически рассмотрено сердцем сквозь призму присущих ему общечеловеческих ценностей. И только выверенные таким образом решения должны быть реализованы в конкретных действиях, то есть руками. В этом и состоит основной конечный результат образования. Проблема современного образования в том, что оно с избытком нагружает голову, гораздо в меньшей степени заботится о руках, стараясь привить некоторые трудовые навыки, и почти полностью пренебрегает сердцем. Поэтому, если мы действительно хотим изменить существующее в мире положение дел, мы должны создать такую модель образования, при которой достигалось бы более сбалансированное гармоничное соотношение между этими тремя составляющими. Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.

Итак, что же такое общечеловеческие ценности?

Первая самая важная из общечеловеческих ценностей – это истина. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Вторая общечеловеческая ценность – праведное поведение. Она естественным образом вытекает из первой. Иисус выразил её в божественно лаконичной форме: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель - реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Третья общечеловеческая ценность – покой. Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.

Четвертая общечеловеческая ценность – любовь. Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.

Пятая общечеловеческая ценность – это ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.

1.                 Любовь как основа человеческих взаимоотношений

Любовь - нежное растение и не живет долго,

 если его орошают слезами. 
Купер Ф.

Любовь… Это слово мы слышим и встречаем в книгах, фильмах, в песнях много чаще других слов. Любовь воспета поэтами и художниками, о любви написаны тысячи книг и стихов, о любви сняты фильмы и поставлены спектакли, любви посвящены песни, оперы, балеты. Существует множество мнений и объяснений любви. Любовь – многозначное явление и понятие. Каждый человек чувствует ее по-разному. Есть любовь к противоположному полу, любовь к родителям, детям, Родине, истине, добру и так далее.  Но это не то.  Я  поняла за время курсов, не о той любви о которой пишут нет, это что то другое, огромное,светлое,сильное, могущественная, которой нет конца и края, которая возвышает, дает силу,энергию, заполняет все пространство. Сама жизнь – это любовь. Без нее человек, общество не могут существовать. Это движущая сила, стимул к действию. Любовь должна постоянно прогрессировать. Это божественный дар, мощное и возвышенное чувство, которое ведет нас к познанию себя и окружающего мира. Она формирует моральный и духовный облик человеческого рода. Любящий богат духовно. Как правило, он не требует ничего взамен, но готов идти на самопожертвование. Она таинственна, тем самым притягательна. Нет такого человека, который не знает любви. Удовлетворение достигается лишь при способности любить другого человека и окружающий мир.

В.С. Соловьев в своей работе «Смысл любви» писал : «Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы… Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле» [7]. Думаю, с этими словами нельзя не согласиться, ведь точно никто не может дать определение любви, каждый чувствует ее по-своему. И действительно нельзя утверждать, что любовь не существует, только потому, что ты в нее не веришь, в нее верит каждый человек, но лишь сильные духом могут признать это чувство и указать себе на свои же ошибки, увидеть и преодолеть свои недостатки. Мне кажется, что все, что нужно сказать такому человеку: 

«Поверь в Себя, полюби Себя, и если ты будешь любить Себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с  других, и Ты сам сможешь ее щедро раздавать». Ведь действительно трудно любить человека, который отталкивает любовь, закрывается от нее, не может или не хочет быть любимым. Эти действия относятся не только к любви, но и к уважению, и к открытости, и к интересу.      

Любовь начинается с мысли. Мы становимся тем, о чем мы думаем. Поэтому я считаю, что изменив свои мысли  можно изменить и свои переживания. Но каждый человек интересуется в первую очередь собой и заботится только о себе. И полностью преодолеть это не невозможно, но в разумных пределах скорректировать необходимо. Просто нужно научиться тому, что у каждого есть свое место на Земле. Каждый из нас уникален, каждый бесценен – независимо от того, какой у него цвет кожи, какой бы ни была его религия, или его мировоззрение.

Нужно уметь дарить свою любовь. Чем больше вы дарите - тем больше вы ее получаете. Любовь похожа на бумеранг - она всегда возвращается обратно. Может быть, не всегда от того человека, которому вы ее дали, но она все равно к вам вернется. Любовь – самая мощная исцеляющая сила во Вселенной, только при помощи любви мы можем увидеть всю полноту жизни, и действительно начать жить.

Чтобы дать ученику искорку знаний, 

учителю надо впитать целое море света. 

В.А.Сухомлинский. 

Школа - это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама. Это такое счастье, заходить в школу и знать, что тебя ждут там дети, когда они бегут тебе навстречу с распахнутыми объятиями, больше никакой награды не надо – это и есть блаженство.

Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть и не просто гореть, а все с любовью передавать детям. Ведь дети – это тонкие психологи, они хорошо чувствуют фальшь, поэтому не стоит их обманывать. Я считаю, что без любви к детям нельзя приходить работать в школу.

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за – мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.

Есть любовь к родителям. Мои родители – это мои любимые люди. Их не сломили никакие трудности жизни, ни какие испытания. Они всегда вместе, всегда рядом. Они всегда придут на помощь.  И, видев, такой пример перед собой, я стараюсь быть лучше с каждым днем, честнее с собой и ближними, получать удовольствие от каждого прожитого дня и благодарить за это Господа Бога. Благодаря моим родителям, их мудрости, жизненного опыта и любви к нам, в нашей семье мир и гармония.

Находясь на курсах «Самопознание» случилась беда с моим сыночком, необходимо было ехать на операцию. Вся группа поддерживала меня до отъезда, вместе со мной переживали, хотя мы не были знакомы раньше, все жили своей жизнью. И болезнь моего ребенка сблизила нас настолько, что я не могла сама поверить, что мы только все встретились. Со мной была моя мама, она не поняла, что происходит, говорит: «доча такое ощущение как будто мы в каком то вакууме...», а это оказалась энергия на растоянии, которую посылали на тот момент каждое утро вся наша группа и куратор Айнагуль Жакеновна.

Я точно знаю, только помогло выжить моему сыну. Я рада, что это произошло именно на курсах, так как исход мог бы быть другим.   Не проходило и дня без звонка или смс от них, в которых мне посылали свет и любовь свою. Это яркий пример бескорыстной любви! У меня много знакомых и друзей, которых я знаю много лет, но такой отдачи и поддержки я от них не чувствовала, как от одногруппников. Мне это тяжело принимать, но это так и есть. В этот момент я задумалась, действительно курсы меняют человека, совсем по-другому смотришь на мир вокруг. Если раньше те же явления природы я воспринимала как что-то такое, что должно быть, то сейчас я с наслаждением слежу за каждой снежинкой, дуновением ветра, каплей дождя, и мне это нравится. Стоит только остановиться на несколько секунд, чтобы увидеть всю красоту вокруг. Любовь к родному краю, к Родине.

Курсы самопознания дают возможность открыть себя с другой стороны. Ведь в каждом человеке есть добро, любовь. Но не каждый хочет это признавать, оставаясь в эгоистичной оболочке. Необходимо помочь такому человеку. Все чаще я использую знания, получившие во время учебы, на практике. Показываю примером своим. Недавно я вступила в группу «Волонтеры помощи СКО», передала маленькие вещи своего сына нуждающимся. И я это делаю не для галочки, я действительно убеждена, если человек хоть на чуточку попытается сделать добро ближнему, то изменение последует тут же. Мир станет ярче и добрее!

 

Заключение.

Мы сами пишем книгу жизни. Жизнь меняется, когда меняемся мы. Следующая страница не обязательно будет такой же, как предыдущая. Мы можем начать новую главу. Неважно, что произошло в прошлом. Счастье возможно лишь в настоящем. Настоящая Бескорыстная Любовь - это просто принятие другого человека. Полностью и безусловно. В.С.Соловьев говорил «Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди». Но я считаю, что, не смотря на эту идеализации, важно доверять отношениям, жить так, что произойди хоть пожар, хоть потоп, взаимоотношения никогда не закончатся. Человек ждал, ждет и будет ждать любовь, потому что это чувство спасает его в трудные моменты жизни и делает счастливым. Многие люди создают себе проблемы в жизни прежде, чем они на самом деле действительно появляются. Нужно помнить, что единственный человек, который может изменить что-то в вашей жизни – это вы сами. Никто другой. А Любовь – это единственное измерение, в котором стоит меняться. Не рассуждая, нужно идти к любви – это  безопасно. Любовь создаем мы сами - это не результат судьбы или удачи.

У каждого из нас есть способность любить и быть любимым. Неважно, как ты сейчас живешь, жизнь может измениться, и именно ты способен изменить ее.

Настоящая любовь бескорыстна. Она не имеет в себе эгоистического пристрастия и отличается благоразумием. 


 

Введение С обретением независимости перед казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственного - духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между его гражданами…

Введение С обретением независимости перед казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственного - духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между его гражданами…

В этих условиях Первая леди Сара

В этих условиях Первая леди Сара

Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания»

Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания»

Для примера, нравственно – духовного образования учителю мало только говорить о поступках, мыслях и словах, но и самому подтверждать на действия все сказанное им, только…

Для примера, нравственно – духовного образования учителю мало только говорить о поступках, мыслях и словах, но и самому подтверждать на действия все сказанное им, только…

Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели?

Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели?

Первая самая важная из общечеловеческих ценностей – это истина

Первая самая важная из общечеловеческих ценностей – это истина

Родине, истине, добру и так далее

Родине, истине, добру и так далее

Эти действия относятся не только к любви, но и к уважению, и к открытости, и к интересу

Эти действия относятся не только к любви, но и к уважению, и к открытости, и к интересу

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за – мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет…

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за – мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет…

Стоит только остановиться на несколько секунд, чтобы увидеть всю красоту вокруг

Стоит только остановиться на несколько секунд, чтобы увидеть всю красоту вокруг

У каждого из нас есть способность любить и быть любимым

У каждого из нас есть способность любить и быть любимым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023