11-ый класс Планы по РСВ

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала планы по РСВ в 11 классе.doc

11 класс  1 четверть.

I. Речевой материал   обиходно – разговорной речи:

1.     Чем ты занимаешься в свободное время? Как ты организуешь свой досуг?

2.     Унеси эти книги в библиотеку.

3.     Что ты ел сегодня на обед?

4.     Назови фамилию мэра города Томска.

5.     Какие черты характера ты хочешь в себе воспитать?

6.     Зачем нужна служба   «Телефон доверия»?

7.     Какие ты знаешь учебные заведения Томска?

8.     Ты любишь читать книги?

9.     Сколько дней в феврале месяце?

10.                      Где ты любишь отдыхать в каникулы?

II.               Фразы,   связанные с  изучением   общеобразовательных дисциплин:

1.    Просклоняй слово «солнце».

2.    В русском языке шесть падежей.

3.    На какой вопрос отвечает  имя прилагательное?

4.    Какие разряды имен прилагательных  ты знаешь?

5.    Определи вид  односоставного предложения.  «Смеркалось».

6.    Сказуемое подчеркиваем  двумя чертами.

7.     Какой второстепенный член предложения мы подчеркиваем волнистой линией?

8.    Какими единицами пользуются для измерения площадей?

9.    Какая дробь называется правильной?

10.                      Какие единицы объема ты знаешь?

11.                      Назови несколько обыкновенных дробей.

12.                      Что такое «лексика»?

13.                      Что называется корнем слова?

14.                      Какие слова называются диалектными?

15.                      Предприятия, где  в основном применялся ручной труд, назывались мануфактурами.

16.                      Мощное   Северо- Атлантическое течение  несет к берегам Европы теплые воды.

17.                      Баренцево море богато рыбой.

18.                      Органы чувств насекомых  способны воспринимать самые легкие раздражения.

19.                      Ящерицами питаются различные птицы, мелкие зверьки, змеи.

11 класс  1 четверть.

 

20.                      Активны лягушки в  теплое время года, с наступлением осени они уходят на зимовку.

21.                      Кислород имеет большое народно- хозяйственное значение в промышленности, транспорте, быту, медицине, в жизни человека и  всего живого.

22.                      Кислород поддерживает горение и дыхание.

23.                      Реакция кислорода с веществами называется   реакцией окисления.

24.                      А вещества, получающиеся при   этом,   называются оксидами.

25.                      Воздух- это смесь газов.

26.                      Из воздуха получают азот, кислород, инертные газы.

27.                      Чтобы прекратить горение, необходимо…

28.                      Кровососущие насекомые снижают удои  молочного скота и мешают людям работать и отдыхать.

29.                       Как можно отличить ужа от змеи?

30.                      Самая глубокая впадина на суше – Мертвое море.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 11 класс              1 четверть

Тема: «Явления природы».                               Текст: «Медовая радость».

    Мед – это нектар  цветов,  который пчелы собирают все лето.

Мед   бывает   разный   как  по вкусу,  так и по цвету.

 Он бывает  цветочный  и  смешанный.

Это зависит от цветов,  с которых  был  собран  нектар.

Он  сладкий,  ароматный  и  очень  полезный.

Мед – настоящий  убийца микробов, именно поэтому лечение простуды не  проходит  меда.

Его  также используют  для лечения ран, ожогов, кожных заболеваний.

Цветочный  нектар можно  использовать  и  в  косметических целях.

Полезно, когда ходишь в баню, натирать тело медом.

После таких процедур кожа становится нежной и бархатистой.

 Мед очень вкусный и полезный.

 

 

Фразы и задания к тексту:

1.    Что такое мед?

2.    Какой бывает мед?

3.    Как можно  использовать мед?

4.    Где пчелы хранят мед?

5.    Продолжи   предложение «После таких процедур…»

 

Словарь: цветочный нектар, микробы, косметика, процедуры, соты, улей, пчелы, труженицы.

 

 

 

 

Диалог.

-  Хочешь, я угощу тебя чаем с цветочным медом?

- Да, я очень   люблю пить чай с медом.

-  А знаешь, почему этот мед называется  «цветочным»?

- Нет, но я догадываюсь. Думаю,  что   этот мед пчелы собирают из цветов.

- Верно! А еще мед бывает «луговой, лесной, горный».

- Да, не зря пчел называют  «труженицами».

 

 

11 класс  1 четверть

Тема: «Мой край родной».      Текст: «История родного края».

  Первый человек  появился  на территории Томской области более 30 – 40 тысяч лет назад. Томская область образовалась 13 августа 1944 года. Протяженность области   с севера  на юг составляет 600  километров. С запада на восток – 700 километров. Общая площадь  нашей  области составляет 319, 9 тысяч квадратных километров. На территории Томской области можно  разместить   Германию,  Бельгию,   Францию,  Голландию. По Томской области протекает более 600 рек и речушек. Главные реки нашей области -  Обь,  Чулым,  Васюган,   Томь. Административный центр нашей области – город Томск. На территории нашей области расположены: на севере – город Стрежевой,  на реке Оби- город   Колпашево, недалеко от  Томска – город Асино,  рядом с Томском – город   Северск.

       Задания к тексту:

1.    Когда появился первый человек на территории Томской области?

2.    В каком году образовалась Томская область?

3.    Назови площадь Томской области.

4.    Назови и покажи на карте главные реки  нашей области.

5.    Назови и покажи на карте города: Стрежевой,  Колпашево,  Асино, Северск,  Томск.

6.    Расскажи о месте, где ты родился.

 

 

Словарь:

Томская   область,   территория Томской области,  общая площадь, река Томь, река Чулым, река  Васюган,  административный центр, город  Колпашево.

 

 

Диалог.

- У вас есть  в классе ребята из Томской области?

-Да, насколько я знаю, трое ребят из Томской области.

-  Они из одного района?

- Нет из разных: из Асиновского, Томского, Первомайского.

- Ребята часто рассказывают  о своем  месте  жительства?

- Да, конечно. Ведь это их малая родина. Там живут их родители, братья, сестры. И сами ребята часто приезжают к себе домой

 

11 класс   1 четверть.

Тема: «А. С. Пушкин – великий русский писатель». Текст: «  Записки о Пушкине»

   Не было силы остановить   лошадей у крыльца. Я  оглядываюсь:  вижу на крыльце Пушкина,   босиком,    в   одной   рубашке,  с  поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что  тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату.  Смотрим  друг на друга и молчим.   Наконец,  пробила   слеза – мы  очнулись.

    Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор. В этой небольшой комнате помещалась кровать с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросанные  исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.

      Наконец, мы уселись с трубками: многое надо было рассказать, о многом расспросить друг друга. Пушкин показался мне серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость.  Он,  как дитя, был рад нашей встрече, несколько  раз повторял, что ему не верится, что мы вместе. Среди разговора  внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге, в Москве? Я ему ответил,  что читающая наша публика  благодарит его за литературный подарок, что его стихи приобрели народность во всей России.    Что    друзья  помнят  его  и   любят, искренне желая, чтобы скорее закончилась его  ссылка (изгнание).

  Он терпеливо выслушал меня и сказал, что примирился со своей жизнью, отдыхает от прежнего шума и продолжает трудиться  охотно и усердно.   ( По И. И. Пущину).

Вопросы и задания к тексту:

1. Послушай   внимательно  текст   и дай ему свое название.

2.  Назови главную  мысль текста.

3. Как выглядела комната Пушкина в Михайловском?

4. Какое значение для Пушкина имела встреча со своим  другом, лицеистом,  Пущиным?

Словарь:

поэтический беспорядок, перо для письма, стать серьезнее прежнего, охотно трудиться, о многом расспросить, искренне желать, ссылка ( изгнание), публика.

 

 

 

11 класс  1 четверть.

Тема:  « Не забывайте  своих учителей!»

Текст: « Поступок учителя».

      Однажды  мы с ребятами пошли за цветами  и  за  саженцами для  школьного  двора на Лысую гору.  Поднялись  до середины горы и решили отдохнуть. Вдруг  кто-то  из ребят закричал: «Ой,  змея,  змея!..»

И все  увидели змею. Она обвилась вокруг подснежников  и , разевая зубастую пасть, злобно шипела.

   Мы ничего не успели  подумать, как наш учитель схватил палку и стал бить по змее. Вверх полетели обломки палки. Змея шипела и подбрасывалась на хвосте.

     Кто- то из ребят предупредил учителя: «Не бейте через плечо!» Но учитель никого не слышал. Он бил и бил змею, пока она не  перестала шевелиться. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся. Руки его дрожали. Весь он дрожал. Ноздри и глаза его расширились, и весь он был белый.

    Мы посыпались с горы. А учитель шел за нами, постоянно огладываясь, готовый снова оборонять нас, если змея оживет и погонится следом.

- А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку  через плечо? Разве так нельзя?

- Закинуть  ее  на    шею   можно. Она, зараза такая …  Обовьется вокруг палки! .. – объяснили мы учителю. А кто-то неожиданно спросил: - Да вы раньше – то видели змею?

- Нет, в первый раз,- виновато улыбнулся учитель. – Там, где жил, никаких  гадов не водится. Я же с Кубани. Там нет таких гор  и тайги такой нет.

     Мы  стояли  с  открытыми ртами  и думали:  «Это нам надо  было защищать   учителя,  а не ему нас».   Мы на всю жизнь запомнили нашего учителя и то, как он защищал нас.

 

Вопросы и задания:

1.    Куда ходили ребята?

2.    Что произошло в дороге?

3.    Почему нельзя было бить палкой  через плечо?

4.    В чем винили себя ребята?

5.    Как ты оцениваешь поступок учителя?

 

 

 

11 класс  1  четверть.

 

Словарь:

подбрасываться на хвосте  -  подпрыгивать,  злобно шипела, предупредить кого- то,   расшириться,  дрожать от  чего- то,  защищать    от кого-то.

 

Диалог.

- Ты читал книгу Астафьева «Последний поклон»?

-  Да, читал. Ты хочешь спросить меня, прав ли был учитель, когда  стал защищать ребят от змеи?

- Да, мне интересно твое  мнение.

- Я считаю, что прав. Он несет за ребят  ответственность, отвечает за их  жизнь.

- Я  не совсем с тобой согласен.  Ведь, прежде чем идти в  поход, он должен был  познакомиться с   местностью и приемами борьбы со змеями.

- В этом ты  прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11      класс  2 четверть

I.  Фразы   разговорно   -  обиходного характера:

1.    Почему больным гриппом нельзя посещать школу?

2.    Почему мы не видим микробов простым глазом?

3.    Активный ученик- это тот ученик, который активно работает и   выполняет общественную работу.

4.    Межличностные отношения:  дружба, вражда, любовь, одиночество.

5.    Назови номера телефонов экстренных служб.

6.    Какие национальности ты знаешь?

7.    Ты смотришь новости по телевизору? Какие происшествия произошли на этой неделе?

8.    Какие национальные блюда ты знаешь?

9.    Подскажите, пожалуйста, где мне выходить.

10.               Куда идет этот автобус?

11.               Скажите, как доехать до …?

12.               Сколько  стоит билет до …?

13.               Когда закрывается магазин?

14.               Покажите мне, пожалуйста, эту книгу.

15.               Мы хотим пойти за покупками.

16.               Сходи в магазин и купи…

17.               Где находится ближайший почтовый ящик?

18.               Можно получить письмо до востребования?

19.               Где я  должен расписаться?

20.               На чье имя я должен написать заявление?

II.             Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин:

1.    Что такое физика? (Это наука о  природе.)

2.    Какие явления изучает физика? (механические, световые, магнитные, оптические,  тепловые).

3.    Назови любые положительные и отрицательные числа.

4.     Начерти координатную плоскость.

5.    Что обозначает X   и  Y?   (X  –  абцисса,    Y-  ордината).

6.    Какие виды искусства ты знаешь? ( архитектура, литература, живопись,   кинемотография,  музыка, театр,  графика, скульптура, хореография, пантомима,  декоративно- прикладное искусство).

7.     Что такое литература, как вид искусства? (все произведения письменного характера).

 

11 класс 2  четверть.

8.    Что такое живопись,  как вид искусства? (искусство писать разные картины).

9.   В   какую Книгу занесены названия животных, которые находятся  под охраной государства?

10.  Что  написано   в   Конституции  о  правах пожилых людей – пенсионеров?

11.Объясни фразеологизмы:  «Где раки зимуют», «Камень на сердце».

12.  Назови несколько обыкновенных дробей.

13. Что такое  синтаксис?

14.  Что такое пунктуация?

15. Какие части слова служат для образования слов?

16.  Назови корни с чередованием О – А.

17. Из каких частей состоит  сложноподчиненное предложение?

18.  Определи вид придаточного предложения:  «Я  пошел  в  магазин, чтобы купить молочные продукты».

19.   Какие слова называются синонимами?

20. Подбери синонимы к словам:  огромный -   …, смелый   -   …, скорый-  …,  жизнерадостный -  …,  горе  -    ….

21.               Монолог –   это     … .

22.               22. Вода составляет 2:3 массы человека.

23.               Масса сердца человека составляет 250-  300 грамм.

24.               Взрослый совершает 16 дыхательных движений в минуту.

25.               В истории жизни и гибели Лермонтова есть какая- то тайна.

26.               На Кавказе  Лермонтов участвовал в боях и проявлял чудеса храбрости.

27.               Хлор- газ желто- зеленого цвета, с резким запахом.

28.               Свет – это электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения.

29.               Гражданская война началась в 1918 году.

30.               Террор – это устрашение с использованием  самых жестоких методов.    

 

 

 

 

 

11   класс       2 четверть

Тема: «Дружба».

Текст:  «Поговорим о дружбе и друзьях».

Один итальянский   историк сказал: «Нет ничего драгоценнее друзей;  не теряйте, поэтому, случая  приобретать их, когда только можете!»

Говоря о дружбе, мы говорим о всех вас,  ребята. Мы все хотим   иметь  настоящего друга, и чтобы нас считали верными, надежными друзьями. Прожить на свете без друзей нельзя!  Дружба – это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы. И так важно, чтобы кто-то радовался вместе с нами. А как трудно перенести  наши несчастья без друзей! Без   тепла и света,   которые нам дают друзья,   жизнь становится скучной и нудной. Какие правила существуют у друзей?

- разговаривать с другом на равных;

-уважать мнение другого, слушать, не перебивая;

-  не повышать голоса (не кричать), не обзывать, не оскорблять.

Для дружбы необходимо трудиться. Но друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг- это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник. Какие важные черты присущи вашим друзьям?

- уважение, преданность, доброта, сострадание, взаимопомощь, понимание.

Каждый, кто хочет быть настоящим другом отдает свое тепло, свою доброту и внимание другим людям, своим друзьям.

 

Вопросы ми задания к тексту:

1.    Что такое дружба?

2.    Может ли быть дружба между детьми и родителями?

3.    Может ли быть дружба между мальчиками и девочками?

4.    Какие черты характера ты ценишь больше всего в своем друге?

5.    Какой ты друг? Выскажи свое мнение.

 

Словарь:  настоящий друг, перенести несчастья, личное, быть нудным,  необходимо трудиться.

 

 

11 класс 2 четверть.

     Обсуждение ситуации.

«На перемене Наташа подбежала к Косте и попросила: «Костя, ты мой друг. Поэтому скажи учителю, что ты тоже не выучил басню». Костя торопился и не успел сказать учителю то, о чем просила Наташа. Его сразу спросили и он рассказал басню. После уроков Наташа прошептала: «Как тебе не стыдно!» 

Оцените поступок Наташи.  Оцените поступок Кости.

 

      -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  2 четверть.

Тема: «Биография и творчество известного  русского художника».

Текст: « Иван   Иванович   Шишкин».

   И. И. Шишкин- великий русский пейзажист.  Сын купца. Родился в городе Елабуге (Вятской губернии)  13 января 1832 года. В 12 лет был определен в ученики  первой казанской гимназии. Проучившись в ней 5 лет, оставил ее и поступил в Московское училище живописи. Годы, проведенные в училище, а затем в  Петербургской  Академии художеств – это   годы   изнурительной  работы, напряженных поисков, неудач, жизнь впроголодь.

По окончании Академии отправился за границу, где учился у лучших мастеров. Поездка помогла ему выбрать свою манеру письма. Шишкин стал пейзажным художником. Он целыми днями бродил с этюдником и рисовал природу.  В 1872 году на выставке появилась его первая картина «Сосновый бор».

     Газеты писали, что глядя на картину,  начинаешь слышать шум леса и запах сосны. Прославленные нынче картины Шишкина следовали одна за другой: «Сосновый бор», «Рожь»,  «Корабельная роща», «Рубка леса», «Утро в сосновом лесу».

    В картинах художника Шишкина всегда присутствует радостное настроение. Пейзажи его помещены в лучших музеях и картинных галереях нашей страны. На них разнообразный мир природы Земли русской.

В. В. Стасов писал: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».

Задания к тексту:

1.         Подбери картины  Шишкина и описание к ним. Прочитай выразительно описание картины.

- Картина «Рожь»;

-Картина «Лесные дали»;

- Картина «Зима»;

- Картина «Дубы»;

-  Утро в сосновом лесу».

 

11 класс  2 четверть

2.  Когда и где  родился Шишкин?

3.  Где он учился? Легко ли ему давалась учеба?

4.   Какое настроение присутствует на картинах Шишкина?

Словарь:

Бескрайние,  не имеет соперников, пейзажный художник - пейзажист, пейзаж,   глушь,  этюдник, выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина И.И. Шишкина «Рожь»

«Ты и убогая,

Ты  и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, матушка – Русь».

Писал  поэт  Некрасов.

Словно море в  ясный день легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ты любуешься золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной русской земле.

   Могучие стройные сосны с темно- зелеными кронами величественно возвышаются над  полем, а за ними ржаное поле до самого горизонта. Над полем- шатром раскинулось светло – голубое  небо.

 

Картина Шишкина «Лесные дали»

 

Широкой панорамой раскинулись лесные  массивы северного края нашей Родины. Далеко- далеко тянутся они по холмам и долинам. Побуревшая от солнца поляна, изображенная на переднем плане, плавно спускается к лесу, а потом поднимается на холм. А дальше ее сменяет густой лес, покрывающий далекие холмы. В центре глубокой впадины – лесное озеро. А за озером лес простирается до самого горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина Шишкина «Зима».

 

Картина правдиво передает зимнее оцепенение природы, холод лесного погожего дня. Лес спит под пушистым снеговым покровом. Вокруг тишина и покой. Смотришь на картину и на душе светло, радостно и спокойно.

 

 

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».

 

Картина была написана в 1889 году. Перед нами зеленое царство леса. Сосны расположены то вблизи, то вдали.

 Картина рассказывает о  красоте раннего утра в лесу, когда встает золотой день. Художник с большим мастерством показал в живописи красоту русского леса.

 

 

Картина Шишкина «Дубы».

 

В ней воплощение силы и спокойной уверенности русского характера. Могучие дубы освещены яркими лучами солнца. Природа радуется солнцу, радость эта предается каждому, кто смотрит на картину.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  2 четверть

Тема: 4 ноября-  «День  народного  единства ».

Текст:  « Подвиг Минина и Пожарского».

4   ноября   наша страна  отмечает «День народного единства». Эта дата выбрана на основе великих событий.. Тяжелыми для Руси стали годы начала XVI века. На  царский престол вошел Борис Годунов. Голод,  вспыхивали  постоянные народные восстания,  вызванные слухом, что царь Дмитрий жив, и право престола должно быть за ним.

Со смертью Годунова бояре почувствовали власть над  страной. В 1610 году благодаря их поддержке на трон был приглашен польский  король Владислав. И вскоре, осенью того же года  поляки захватили Кремль. Под угрозу попадало все Московское государство. Одновременно шведы  заняли Великий Новгород. Казалось, что страна разваливается на глазах народа. Но зимой 1611 года нижегородские войска, в их состав входило 1000 человек, поднялось  на защиту Руси. В эти войска входили  ополченцы из многих городов: Ярославля, Чебоксар, Казани. Среди ратников находился нижегородец Козьма Минин.

Однако, в первое время,  народное ополчение потерпело поражение.   Но Минин не опустил руки, а стал набирать новое войско. Минин  проводил беседы, шла подготовка,  жители жертвовали средства  на создание войска.

В самом конце зимы в 1612 году  войско под  руководством опытного воина, Дмитрия Пожарского, подошли   к  Арбатским  воротам.   Народное ополчение оказалось в трудной ситуации: С одной стороны были гетманы, с другой стороны – поляки. Но наши воины придумали хороший план: переправиться через Москву – реку и внезапно  нанести удар. Поляки не ожидали такого хода действий и бежали. Но битвы продолжались. И  только осенью 1612 года  народное ополчение  одержало  победу.  Временным правительством стали Дмитрий Пожарский и князь Трубецкой. А герой сражений Минин жил при дворе. Подвиг Минина и Пожарского навсегда запечатлен в   истории  свободной Руси.

 

 

 

 

 

11 класс  2 четверть.

 

Вопросы и задания к тексту:

1.    Как называется праздник, который отмечают в России 4 ноября?

2.    Кто такие  Минин и Пожарский?

3.    Что ты можешь рассказать о событиях, произошедших в 1610  -1612годах?

4.     Почему не удалось победить захватчиков в первом бою?

5.    Что придумали руководители  народного ополчения?

 

Словарь:

Ополчение, царь Борис Годунов, быть на престоле,

Внезапно нанести удар, под руководством,  польский король, опытный воин.

 

Диалог.

- Какой  праздник стала отмечать  наша страна 4 ноября?

- «День народного единства»

- Как ты думаешь,  в честь какого события  узаконен этот праздник?

- Я думаю, в честь Минина и Пожарского.

Благодаря этим людям поляки не   смогли захватить Московское государство.

- Да, трудное для страны было это время. Но герои были и в те времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11        класс  3  четверть.

I.                 Фразы разговорно- обиходного характера:

1.    Какие формы общения ты знаешь?

2.    Назови ситуации техногенного характера.

3.    Когда отмечают «День матери?»

4.    Какие подарки ты подаришь своей девушке, маме и бабушке на  «8 марта»?

5.     Какое твое самое любимое блюдо?

6.    Ты чувствуешь себя комфортно, когда  носишь индивидуальный слуховой аппарат?

7.    Какую музыку ты больше всего любишь слушать?

8.     Чему служит Конвенция о правах ребенка?

9.    Что такое счастливый брак?

10.              Какие меры предосторожности необходимы, чтобы не заболеть туберкулезом?

II.              Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин:

1.    Что такое молекула? (Молекула- это мельчайшая частица вещества)

2.    Что такое тело?  (Тело- это любой предмет.)

3.    Какие существуют состояния вещества? (твердое,  жидкое  и газообразное).

4.    Какие ты знаешь страны Северной Америки?  (Канада, США, Мексика).

5.    Начерти координатную плоскость.

6.    Найди сумму чисел 15 и 40.

7.    Уже с древних времен люди строили ветряные мельницы.

8.    Почему в слове ветряная пишется одна буква Н?

9.    Антарктида – огромный материк на Южном полюсе.

10.               Алмазы ценят больше всего не за красоту, а за твердость. Природа наделила Урал необыкновенной красотой. Назови вопросы винительного падежа.

11.              Вырази в часах: сутки, двое суток.

12.              На экваторе растительность более пышная и разнообразная.

13.              Индия – страна древней культуры.

14.              В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.

15.              Чем зеленее радуга, тем  больше  будет дождя.

16.              Сосны доживают до 400 лет.

17.              Вода  в  морях и океанах горько-  соленая.

 

 

11 класс 3 четверть.

 

18.  Карта необходима геологам и мореплавателям. Историкам и военным.

19. Земная орбита- это путь, по которому Земля движется вокруг Солнца.

20. Солнце- раскаленное шарообразное небесное тело. Свет Солнца распространяется прямолинейно.

21. Луна не излучает собственного света, а только отражает солнечные лучи.

22. Заразные болезни:  дифтерия, грипп, корь, туберкулез, чесотка, коклюш. Корь, ангина.

23. Назови основные органы человека.

24. Чем отличается  сложноподчененное   предложение от сложносочинененного   предложения?

25.  Подбери к словам антонимы: высокий - .., глубокий - ….

26.  Единица жизни – клетка.

 27. Одни клетки отвечают за движение организма, другие за размножение, третьи – за оборону и захват пищи.

28.   В  30-е   годы было расстреляно около 1000 писателей.

29. Учиться надо с  увлечением.

30. В природе встречается самородная сера как простое вещество.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  3 четверть

Тема: « Отношение человека   к   природе».

Текст: «На Еловом ручье».

     В феврале на Белом море начинается зверобойный  промысел. Охота  на тюленей  идет как с берега, так и с ледоколов.  На мачтах кораблей сидят на особых площадках люди и смотрят  в бинокли. Как только увидят на льдинах черные точки, так ледокол останавливается. Зверобои выходят на берег,  и начинается охота.

      Охотятся  с берега  по- другому. В самых глухих местах стоят на берегу зверобойные  избушки, в которых живут  зверобои.  Такая избушка стояла и на Еловом ручье. Вот какой  случай произошел  там однажды. Проснулись люди, поставили чайник, включили радио. Посмотрел один из зверобоев в окно и закричал:

- Ребята, тюлени!

  Выскочили зверобои из избушки с винтовками, глядят – на льдине стадо тюленей. Поднялась тут частая стрельба. Законом запрещено  убивать самок тюленей, у которых маленькие детеныши. Но часто в спешке случается, что  и убивают.

      3.  Так случилось и в этот раз. Кто-то нечаянно  подстрелил мать, у которой был маленький тюлененок, два дня как родился.

 Он был  совсем   крошечный: маленькая головка, тельце, шейка. Но удивительней   всего   были  его   глаза. Черные  большие глаза, из которых катились по мордочке  крупные слезы.  Жалко было  малыша, который остался без матери.

         4. Поморы- люди суровые. Они бьют всю жизнь  тюленей. Такая у них работа. Они охотятся в любую погоду:  и в  шторм  и   в грозу. Все они в жизни видели и ничего не боялись. А  тут им тяжело стало, стыдно, что убили мать малыша.

         5.   Тюлененок мог бы погибнуть без матери. Зверобоям некогда с ним возиться: кормить, поить, ухаживать за ним. Хорошо пришел к дяде Зосиму   внук   Вася, сахару принес, табаку, ватрушек. Увидел тюлененка и решил взять  его в школу, в живой уголок.

  Всю зиму ухаживали ребята за малышом. Кормили молоком. Потом рыбу стали давать. Ко всем относился тюлененок хорошо, а к Васе лучше всех. А весной стали ребята спорить, куда же определить тюленя.

Одни предлагали отправить в зоопарк, кто – то предлагал выпустить  на волю.  Решили, что тюленю нужна свобода.

        

 

         6.  Пустили его к воде, а он боится, забыл все. Вот облило  его волной один раз, другой. Вдруг он вспомнил и хвостом зашлепал и  в воду нырнул.  Уплыл далеко. Но ребятам показалось, что он смотрит на них издалека , прощается.

Задания к тексту:

1.    Какая проблема поднята  Ю. П. Казаковым в тексте?

2.     Докажи, что эта проблема существует, подтверди  фактами из жизни.

3.    Кратко предай содержание текста.

4.    Подбери синонимы к словам:  избушки - …,  зверобойный промысел - …,  тоска - …,  крохотный -- … ,  выскочить - …,

 

Словарь:

Зверобои, зверобойный промысел – охота на кого-то, избушки,

поморы, суровые люди,   Архангельск, Белое море,  ледоколы, винтовка (и),  бинокль (и),  затопить печку, сидеть на мачтах.

 

Ответ на 1 задание.

 Экологическая проблема давно волнует людей планеты Земля. Юрий Казаков в своем рассказе пытается еще раз напомнить всем, что наша планета живая. Каждый цветок, каждое дерево, любая былинка и букашка- живые организмы.  Береги их!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       11 класс  3 четверть

Тема: «  Три ступени, ведущие вниз».  Текст «О  вреде  алкоголя».

      О спиртных напитках люди узнали давно.

 В Древней Руси пили очень мало.

 На большие праздники варили брагу   или   пиво.

 Сейчас есть проблема употребления алкоголя среди подростков.

 О вреде алкоголя знают не все.

Ученые провели эксперимент с насекомыми.

 Пчелам давали спиртное – они прекращали летать и целый день спали. Человек выпивает немного спиртного, а алкоголь долго сохраняется в организме.

После алкоголя ухудшается речь и координация движений.

 Будущим мама следует задуматься.

У них могут родиться больные дети.

У подростков, употребляющих алкоголь  -  плохая память.

Сильно пьющие люди живут меньше на 10- 12 лет.

 Люди сначала пьют пиво, а потом привыкают к алкоголю.

Привыкание к алкоголю – причина различных преступлений.

В состоянии алкогольного опьянения человек не помнит, что  он совершил преступление.

Но по закону он несет уголовное  наказание,  которое усугубляется, если человек был в состоянии алкогольного опьянения.

 

Задания к тексту:

1.    Когда люди узнали об алкоголе?

2.    Как ты думаешь, алкоголь  вреден и почему?

3.    Какие бывают вредные привычки?

4.    Почему их называют вредными?

5. Ты пробовал алкогольные напитки?

6.   Повтори:  «Пиво – вредный напиток»

7. Ты бы хотел дружить с пьющей девушкой?

Словарь.

Спиртные напитки, родятся больные дети, следует задуматься, проблема употребления чего- то, сохраняется в организме.

 

 

 

 

 

 

11 класс  3 четверть

 

Диалог:  «Умей отказаться».

- Привет!

- Привет!     Пришел в магазин за продуктами. А ты?

- Мы собираемся в поход, хотим взять пива. Пойдем с нами. Будет весело.

 

-  Ну что ты! Я не  думаю, что будет весело, если выпьешь.

Это искусственное веселье. Мне весело, когда я смотрю  смешной фильм или читаю смешные рассказы. Извини, меня дома ждут к обеду.

-  Ты меня удивляешь отказом.   Пока!

- Не удивляйся, я занимаюсь спортом, а алкоголь, по – моему мнению, только разрушает здоровье.

  

   

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  11 класс  3 четверть.

Тема:   «Мифы Древней Греции».

Текст:   « Дедал и Икар». (изл. 7)

          Люди еще в глубокой древности мечтали о том, чтобы овладеть небом. Древние греки  придумали об этом легенду.

    В Афинах жил великий художник, скульптор и архитектор. Звали его Дедал. Он высекал из мрамора такие дивные статуи, что они были как живые. Он сам изобрел новые инструменты такие, как топор  и бурав.

    Дедал работал у царя Миноса, который  никуда  не хотел отпускать своего мастера. Долго думал Дедал, как убежать с острова, и придумал.

        Он набрал перьев от птиц. Скрепил их крепкими льняными нитками и воском. Дедал работал, а его сын Икар играл рядом. Наконец, крылья были готовы. Мастер привязал их  на спину, взмахнул и плавно поднялся в воздух. Икар смотрел на отца с изумлением.

     Дедал спустился на землю  и сказал сыну: « Сейчас мы с  тобой улетим с Крита.  Но будь очень осторожен. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы вода не намочила твои крылья. И не поднимайся слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск на крыльях. Они могут  разлететься. Лети за мной и не отставай»

          Отец с сыном надели крылья  и легко поднялись  в воздух. Часто Дедал оборачивался, чтобы посмотреть, как летит сын. Он волновался за него. А быстрый полет нравился Икару,   и  он забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он решил подлететь близко к солнцу.

   Солнечные лучи растопили воск, который скреплял крылья. Крылья разлетелись по воздуху, гонимые ветром. Икар взмахнул руками, а крыльев нет.   Упал  он  со страшной высоты и погиб в морских волнах.

               Оглянулся Дедал, посмотрел по сторонам. Нет Икара. Громко стал его звать: «Икар! Икар!». Нет ответа. Увидел мастер перья в море и понял, что случилось. Он возненавидел свое искусство и тот день, когда он решил убежать  с острова

            А тело  Икара  долго носилось  по волнам моря. И с тех пор море стали называть  Икарийским.

 Дедал продолжил свой полет и прилетел в Сицилию.

 

 

 

 

 

 

11 класс  3 четверть.

 

 Задания к тексту:

1. Какая мечта была у древних греков?

2. Назови имя великого художника и скульптора, который трудился у царя Миноса.

3. что придумал мастер, чтобы убежать  с  острова   Крит?

4. Какой  наказ  он  дал  своему  сыну  Икару?

5. Как ты думаешь, почему побег превратился в трагедию?   Кто виноват?

6 . Ты всегда слушаешь своих родителей?  Расскажи ситуацию непослушания из твоей жизни.

7. Продолжи предложения: « Слушай ,  Икар. Не  спускайся слишком близко к морю, чтобы … .  Не поднимайся слишком высоко, близко к солнцу, чтобы  …  .

Словарь:

В глубокой древности, легенда, инструменты, бурав. Льняные нитки, скрепить перья, воск- воском,  смотреть с изумлением. Не отставать, отстать.   Забавлять  кого- то.   Соленые  брызги.  Растопить воск. Возненавидеть свое искусство. Продолжать полет.

 

Диалог.

- Тебе нравиться  читать  «Легенды Древней Греции»?

- Да, особенно «Мифы Древней Греции»,  о подвигах Геракла.

- А я очень  расстроилась, когда прочитала легенду об Икаре.

- Но он сам виноват, что не слушал отца. Ведь за свою жизнь человек отвечает сам.

- А ты всегда слушаешь родителей?

- Всегда. У нас в семье принято прислушиваться к их мнению. Потому что они старше, и плохого нам не посоветуют. Но родители   учитывают и  мою точку зрения.

- Это, здорово!  У меня не  всегда  получается  договориться с моими родными. Мне всегда хочется настоять на  своем, хотя я бываю не всегда    прав.     

              

 

 

 

 

11 класс  3 четверть.

Тема: «Наши пернатые друзья».  Текст: « Скворцы»

           Как многие  перелетные птицы, поздней  осенью  скворцы отлетают  на юг. Они не улетают в далекие жаркие страны, а зимуют на юге нашей страны, на побережье   Каспийского моря и в других теплых краях, где не бывает суровой зимы.

         Осенью, собираясь к отлету,   как бы  желая проститься  с родными местами, скворцы иногда возвращаются ненадолго в свои скворечники, и тогда можно услышать их прощальную знакомую песню.

        К осени они собираются в многочисленные шумливые стаи.

 Беспорядочным клубком  носятся они над полями, садятся на сучья деревьев, на береговой легкий тростник. В  полете скворцов есть что- то радостное и веселое. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают  в жестокие драки. Грустными стаями, похожими на черное плотное облако, поздней осенью отлетают скворцы на юг. В пути  останавливаются.

      На теплом юге скворцы не расстаются между собою, держатся стайками.

      Весною скворцы неизменно возвращаются в свои скворечники, безошибочно находя свой путь.

  Задания к тексту:

1.    Улетают ли  скворцы в жаркие страны поздней осенью?

2.    Как ты думаешь,  зачем  перед отлетом  возвращаются скворцы  ненадолго в  свои скворечники?

3.    Ссорятся ли скворцы?

4.    Определи тип текста и стиль речи. Докажи это.

5.     Объясни знаки препинания в предложении: «Грустными стаями, похожими на черное облако, поздней осенью отлетают скворцы на юг.

Словарь:   Перелетные птицы, собираются в стаи, не расстаются между собой, суровая зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс 3 четверть.

 

Диалог.

-  Привет!

- Добрый день!.

- Вчера кошка поймала скворца, а я отобрала и выпустила на  волю.

- Ты – молодец!  Знаешь,   какие это  умные птицы!

- А в чем это проявляется?

- Они всегда из года в год прилетают  на старое место,    именно  в  свои скворечники.

- Удивительно, как они находят их?

- А еще эти птицы никогда не дерутся, даже,  если бывают небольшие перепалки.

 И людям нужно  у  наших пернатых друзей учиться  дружбе.

- Как это ?

- Очень  просто. Наблюдая за  скворцами, ученые пришли  к выводу, что они никогда не расстаются между собой.

- Да, природа одарила  птиц и зверей особыми качествами.

 

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11      класс  3 четверть.

Тема: «Путешествие по стране».

Текст: «Эрмитаж».

Эрмитаж- самый  большой музей в нашей стране. Он находится в Санкт – Петербурге на берегу реки Невы.

Основала Эрмитаж императрица Екатерина II  в  1764 году.

Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец,  где раньше отдыхали  русские цари.

 Однажды в Зимнем  дворце был  пожар,  и многое  сгорело.

 Но   потом   музей   снова  восстановили.

Сейчас   он  занимает  6 зданий  и  более  350  залов.

В Эрмитаже около 3 миллионов различных произведений искусства.

 В роскошных залах царского дворца  хранятся картины, вазы, скульптуры.

Говорят, чтобы просмотреть все экспонаты, хотя бы по одной минуте, то   потребуется 11 лет.

Посмотреть эту красоту приезжают не только жители нашей страны.

 На экскурсиях в  Эрмитаже  бывает много людей из разных стран мира.

Эрмитаж – это гордость русского народа.

Задания к тексту:

1.Что такое Эрмитаж?

2. Где он находится?

3. Как раньше назывался   Санкт- Петербург?

4. Какая река протекает в   Санкт – Петербурге?

5. Кто основал музей?

6. Ты был в Эрмитаже?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  3 четверть.

Диалог.

- Привет, Дима!

- Привет, Володя!

- Как ты провел каникулы?

- Отлично! Мы с  одноклассниками ездили в Питер.

- Ну,  как?  Тебе понравился город?

- Да, очень! Мы много ходили на экскурсии, даже  были в  Эрмитаже.

                - Вот здорово! А я читала про Эрмитаж. Это самый большой и красивый музей в нашей стране.

- Да! Советую тебе обязательно побывать в Питере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  4 четверть.

Фразы  разговорно- обиходной речи:

1.Как ты провел  каникулы?

2. Назови причины возникновения взрывов.

 3.  Что ты знаешь о празднике «Татьянин день»?

4.  Чем занимаются коренные народы Севера?

5. Назови правила самозащиты на улице.

6. Что значит «настоящий друг»?

7. Расскажи о службе папы в армии.

8. Какая семья называется «неблагополучной?».

II. Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин:

1.    Назови  площадь  Российской  Федерации. (Площадь РФ 17, 1 млн. км.)

2.    2. Назови океаны, омывающие Россию. ( на севере  Россию омывает  Северно- Ледовитый  океан, на востоке  - Тихий океан, на западе  - Балтийское и Черное моря).

3.     Какие  бывают  причастия? (Действительные  и страдательные).

4.     Выдели причастие,   найди определяемое слово и  прочитай причастный   оборот.

5.    Как микробы попадают в дыхательные пути?

6.     Какие хлебные растения ты знаешь?

7.     Образуй краткую форму имен прилагательных:  светлый, добрый, хороший.

8.     Какие части речи могут иметь при себе предлоги?

9.     Замени деепричастие  глаголом. Подумав, он написал письмо.

10.              Почему в данных прилагательных пишется НН? (оловянный, стеклянный, деревянный)

11.             Поставь глаголы в неопределенную форму: пишет, говорят, умеешь.

12.             Повтори и определи стиль речи.  «Желающим  поступить в училище, понадобятся следующие документы: паспорт и аттестат.

13.             Вегетарианство- хороший, здоровый режим питания.

14.             Самые  вредные для веса жиры и алкоголь.

 

 

 

 

11 класс   4четверть.

15.             Булгаков зачитывался произведениями  Гоголя  и  сам  стал  писать   в 7 лет.

16.              Маяковский    был  резким  в  своих  суждениях, но всегда искренен.

17.              Петр I обменял на солдата несколько шведских офицеров.

18.             Собака знает, что ее хозяин – человек, и доверяет ему.

19.             Как  ты  понимаешь  пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

20.             Что такое материальные ценности,  духовные ценности?

21.             Князь Александр Невский был  обижен на новгородцев и жил  в захолустье.

22.                 Преподобному  Сергию Радонежскому исполнилось бы в   2014 году 700 лет.

23.             Что такое армия, из кого она состоит?

24.             Что такое конкуренция? Может ли развиваться производство без конкуренции?

25.             Скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека.

26.             вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом Пушкинского гения.

27.             Дикие животные, занесенные в Красную книгу, находятся в   заповедниках  страны.

28.             Как называется наука о вымерших животных?

29.             В комедии   Грибоедова     «Горе от ума» есть  много крылатых выражений. Например:  «Счастливые  часов не наблюдают», «Служить  бы рад, прислуживаться тошно…»

30.               Назови главных героев Фонвизина «Недоросль».

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  4 четверть.

Тема: «Познай самого себя».  Текст  « Настоящие герои».

   Это случилось в центре города Омска.

Как- то днем два десятиклассника Ярослав и Артем гуляли после уроков.

 Вдруг они увидели бегущего мужчину.

 В руках у него была женская сумка.

Парни сразу  поняли, что что- то случилось, и бросились вдогонку.

Догнать преступника им оказалось несложно, ведь  оба подростка – спортсмены.

Ярослав занимается легкой атлетикой, а Артем   -  боксом.

Ребята быстро догнали хулигана, скрутили его и вызвали  полицию.

Оказалось, что хулиган украл сумку у бабушки.

Он ударил старушку по голове, выхватил у нее сумку и побежал.

 Полицейские вернули бабушке сумку и рассказали ей о ребятах, которые помогли поймать преступника.

Старушка  нашла  подростков  и поблагодарила их за помощь и храбрость.

Она  рассказала  об  их смелом   поступке в школе, в которой они учились.

Выяснилось, что ребята никому и слова не сказали о  своем поступке.

Парни оказались настоящими героями.

Вопросы  и задания к тексту:

1.     В каком классе  учились Артем и Ярослав?

2.       Какими видами спорта занимались ребята?

3.     Расскажи,  как мальчики поймали преступника?

4.     Подбери синонимы к словам   преступник, парни.

5.     Назови главные члены предложения  «Полицейские  вернули бабушке  сумку  и рассказали ей о ребятах».

6.     Почему мальчиков можно назвать героями?

Диалог.

- Ты смотрел сегодня новости?

- Нет, я был в школе.

- Сегодня по  «Новостям» рассказали про мальчиков, которые помогли пенсионерке.

- А что случилось?

- Бабушка шла по улице, в руках была сумка. Вдруг,  сумку  кто-то выхватил.

 

 

 

 

 11 класс 4 четверть.

- Что было дальше?

- Десятиклассники догнали преступника, скрутили его и вызвали полицию.

- Какие мальчики смелые, не испугались хулигана.

Словарь:

Омск,  десятиклассники, вдогонку, легкая атлетика, бокс, нетрудно, полиция, полицейские, преступник, хулиган, пенсионерка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс   4 четверть

Тема:  «Этикет».         Текст: «Этика, мораль, нравственность»

Нужно  ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам?

Что же подразумевается под понятием «манеры»?

- Способ держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Что же принято считать хорошими манерами?

- Скромность, сдержанность, способность сдерживать себя,  умение контролировать свои поступки. Откуда появились  правила поведения? Человечество существует много веков. Миллиарды раз в жизни  людей  повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации.  Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чем- то, отказывали в просьбе, дарили подарки, приглашали гостей. Огромное количество раз это повторялось, и  люди стали отбирать самые удобные,   экономные и разумные способы действия. Так возникли правила поведения – этикет.

На приеме у короля Людовика XIV  выдавали на балу этикетки- бумажки с  правилами. Вот от слова этикетка появилось слово «Этикет».

Каждая нация внесла в этикет свои правила. Скандинавы, например, самые почетные места за столом отводят женщинам и почетным гостям.

За нарушения этикета назначались штрафы. Можно завести блокнот «Воспитанного человека».

Первое правило:  Приветствовать   друг друга при встрече. (Африканцы трутся   носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели  вы  сегодня?»  Монголы приветствуют, спрашивая: «Здоров ли ваш скот?».

А русские говорят: «Здравствуйте»-  значит желают здоровья. Первым здоровается  тот,  кто  вежливее.

Правила поведения:

1.     Уступать друг  другу;

2.     Не доставлять неудобства окружающим людям;

3.     Следить  за  собой всегда и везде;

4.     Учитесь смеяться над собой, а не над другими; Не смеяться громко.

5.     Одеваться   скромно,  и, главное, аккуратно;

6.     Если пришли гости, предложи им пройти  и  сесть  поудобнее;

7.     Учись слушать людей, не перебивая;

8.     Если тебе  принесли подарок, посмотри его и  поблагодари, каким бы не был подарок.

 

 

 

11 класс  4  четверть

Задания к тексту:

1.    Прочитай, какие дурные манеры  существуют и скажи, есть ли они у тебя? (грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость  в одежде, грубость, громко хлопать дверью, употреблять клички и прозвища, ковырять в носу).

2.    Кто здоровается  первым, если встретились старший и младший? (младший)

3.    Вы  вошли в автобус и увидели, что в конце автобуса стоят  ваши друзья,  как вы поздороваетесь? ( Надо просто кивнуть)

4.    Кто первым подает руку старший младшему или наоборот, женщина мужчине  или наоборот? (Старший младшему, женщина мужчине)

5.    Ты идешь с  товарищем по улице. Он встречает знакомого.  Надо  ли тебе здороваться с  его знакомым? (Да.)

 

6. Как ты относишься к такой ситуации?  Девочка  громко       неестественно смеялась. Все шли и  смотрели на нее. Когда  ей сделали замечание, она ответила:   «Мое поведение- мое личное дело». Права ли она?

 

Ответ: Мы живем среди людей, и наши слова, жесты не безразличны окружающим. Надо уважать  людей  и прислушиваться к их  мнению.

6.    У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где вы учились благовоспитанности?» Он ответил:  « У невоспитанных. Я избегал делать  то, что делают они».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс   4 четверть

Тема: «Хлеб – всему голова».                  Текст: «Кусок хлеба».

      На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом.  Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.

        Может, выронил  его какой- то человек, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает.  Бойкий городской воробей нацелился   было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему. Но вот появились чьи-  то пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив кусочек. Шли и шли по тротуару люди… .  Наконец чей – то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

     Плотный   веснушчатый   мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

-  Грех!.. Грех это!.. Большой грех!- раздалось   возле.

     Мальчишка оглянулся.  Недалеко   остановился старик.   Дряхлый   старик, морщинистый.

    Поглядел старик налево,  поглядел направо:  не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся,   кряхтя,

поднял хлеб, сдул с него пыль  и  бережно понес  к  ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а  сам  не  отходит. Стоит. Задумался о  чем- то.  О чем?

          Может  быть,  вспомнил голодное детство. Когда мать даже в праздники подсыпала в муку отруби и кору. Нелегко было выжить большой семье, где  детей  8  человек.

        Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. Он  поклонился  хлебу и тем людям, которые его вырастили: хлебопашцу,  водителю и  пекарю. Поклонился  тем  рабочим рукам, сильным и мозолистым, которые этим хлебом кормят нас.

                                                  ( По А. Нуйкину)

 

 

 

 

 

 

11 класс  4 четверть

Вопросы и задания к тексту:

1.    Где лежал кусок хлеба?

2.    Докажи, что все прохожие не обращали на него внимания.

3.    Что сказал и сделал старый человек?

4.    как ты объяснишь его  отношение к хлебу?

5.    Подбери  синонимы к словам:  на обочине, карапуз,  недалеко, хлебопашец,  мозолистые (руки).

6.     Назовите несколько значений слов: румяный,  поднимать.

7.    Образуй  действительные причастия от глаголов:  торопиться, раскапризничаться.

Словарь:  сомневаться,  карапуз - ребенок,  капризничать- раскапризничавшийся ребенок,   подсыпать в муку отруби, шагать – перешагнуть, начищенный ботинок,  кряхтеть, семенить ногами- передвигаться мелким шагом, нацелился  - хотел…, возле – около.

Фразы разговорно -  обиходного характера:

1.    Сколько стоит хлеб?

2.    Это дорого или дешево?

3.    Люди,   каких профессий участвуют в производстве хлеба?

4.    Что делают пекари?

5.    Что делают колхозники?

6.    Почему говорят: «Хлеб – всему голова?»

7.    Бережете ли вы хлеб?

8.    Как надо относиться к хлебу?

9.    Почему хлеб надо беречь?

10.                      Какие хлебные растения ты знаешь?

11.                      Как выращивают хлеб?

12.                       Что пекут из пшеничной муки?

13.                      Как растили хлеб раньше?

Словарь: дорого- дешево, производство хлеба, пекари, колосья пшеницы, хлебные растения, выращивают хлеб, пшеничная (ржаная) мука

 

 

 

 

 

 

 

 11 класс  4 четверть

Тема: «Великая Отечественная война».  Текст  «Подвиг  Зои  Космодемьянской».

      Зоя  Космодемьянская  -  Герой Советского Союза.   В начале войны Зоя  училась  в 10 классе.  Когда  фашисты начали наступать на Москву, она решила стать  партизанкой.  Вместе с небольшим отрядом она скрывалась в лесу около деревни Петрищево. Однажды зимней ночью Зоя пробилась в деревню и подожгла дом, где жили враги. Через два дня Зоя опять пришла в Петрищево. Когда она зажигала спичку,  ее схватили фашисты и привели в штаб.  Фашисты требовали,  чтобы она сказала, где прячутся партизаны.  Но Зоя никого не выдала.  Фашисты стали бить ее  и   мучить.   Потом привели ее на казнь.  Облили холодной водой и  оставили  замерзать.  А потом  решили повесить.  Перед смертью Зоя громко крикнула людям: « Товарищи!  Бейте фашистов!  Мне не страшно умирать!  Это счастье  - умереть за свой народ!»

              Задания к тексту:

1.    Кто такая Зоя Космодемьянская?

2.    Что решила Зоя, когда фашисты наступали на Москву?

3.    Как погибла Зоя?

4.    Что она сказала перед смертью?

5.     Как люди оценили ее подвиг?

6.    Каких еще героев  В. О. войны ты знаешь?

Словарь:

Герой  Советского Союза,   партизан (кА),    наступать,   фашисты, штаб,   пробираться в деревню,   скрыться – спрятаться.

Диалог:

- Ты смотрела фильм о Зое Космодемьянской?

- Нет, не смотрела. Но я слышала  о  ее подвиге.

- Как ты думаешь, ей было не страшно умирать?

- Я думаю, что страшно, но она не признавалась в этом. Ей было важно то, что она погибала, как герой за свой народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс  4 четверть

Коммуникативные ситуации.    Тема: «Автобиография».

(  При  устройстве   на   работу)

- Здравствуйте!

-  Добрый день!  Вы   пришли  устраиваться на   работу?

- Да. Скажите,   пожалуйста,  что мне необходимо, кроме заявления?

- Садитесь поудобнее.    Возьмите листок бумаги и напишите вашу

автобиографию.

- Хорошо, я понял .

 

Автобиография.

1  Назови   свои   фамилию    имя   отчество.

2. Когда и где родился?

3. Сколько вам лет?

4. Фамилия имя отчество родителей.

5. Кто ваши родители?

6. Назовите ваш домашний адрес.

7. Кто вы по национальности?

8. Когда поступил в школу?

9. Когда закончил?

 

     Словарь: белорус, грузин, русский, детство, жить, завод, институт, имя, поступать, закончить, отец, паспорт,  потом. последний,  работа, родители,  семья, техникум, фамилия.

Примерная автобиография:

Я, Иванов Олег Петрович. Родился 15 июля 1985 года в городе Томске. Мне 18 лет.  Мои родители: мать, Иванова Мария Петровна- учитель русского языка .

Отец: Иванов  Александр Леонидович- слесарь, работает на заводе.

Мой домашний адрес:  г. Томск, улица Нахимова, дом – 15, квартира 65.

В  1992  году  я поступил в первый класс  школы № 12.

В   2010 году   закончил   школу  и   поступил в училище № 34.

Закончил    училище   и   решил  работать   на вашем заводе.