1/30 Становление абсолютизма в России.
Оценка 4.9

1/30 Становление абсолютизма в России.

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
docx
история
10 кл
06.06.2023
1/30 Становление абсолютизма в России.
№ 1, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер). На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
30 Методические.docx

Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:

Рекомендуемая литература:

№ 1, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.                                                                                                                                                                                            №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.                                                                                                                   №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер).

На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г.  для профессиональных организаций; технический профиль.

Наименование разделов и тем

Учебные действия на уроке

Рекомендуемая литература

 

 

№ 1, №2, №3

Интернет-ресурсы

 

№ 4  www.gumer.info (Библиотека Гумер).

 

Библиотека МСК.

Характеристика основных видов учебной деятельности

Д/З

Форма контроля

 

1

2

3

4

5

6

7

1/30 Становление абсолютизма в России.

План изучения.

 

1. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма.

2.Власть и церковь.  Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

3.Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

 

Ход работы.

1.Прочитать №1  стр.184-185 до  пункта  Государственный строй.   5 мин.  

 

XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм. Тенденция усиления власти привела к отказу от созыва Земских соборов. Определяющую роль сыграла Смута.

 

 2. Письменно ответить на вопросы и задания.

 Что такое абсолютизм? Выписать определение из  № 2 стр. 298. 5-7 мин.

 

Абсолютизм – форма государственного управления, ____________________________________________________________________________________________________.

В чём причины его складывания в России?                  Что гарантировала мощная власть? Ответ: 1)___________________________________________________; 2)___________________________________________________; 3)___________________________________________________;

Алексей Михайлович  постепенно добился полной победы принципа________________________________________________, который был закреплён его сыном, Петром I.

В Соборном уложении 1649 было законодательно закреплено______________________________________________________. Всякое выступление против монарха наказывалось________________________________________.

 3. 1.Прочитать №1  стр.185-186 до  пункта  Преобразования в армии.   5-7 мин.              Проанализировать схему  «Система государственного управления».    

 

3.2  Подтвердите или опровергните утверждение. Свой ответ подкрепите  минимум тремя  (*пятью)  историческими фактами-доказательствами. 10 -15 мин.

 

«В России шло становление самодержавной монархии, при которой в идеале царь  правит со своим ближним окружением. Однако, в тех условиях, например,  преодоления последствий Смуты, царская власть не могла обойтись без помощи Соборов. Таким образом, два процесса – усиление самодержавной власти и формирование сословно – представительных органов власти вначале шли параллельно, но затем роль последних уменьшается. Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование. Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли». Сословно-представительная монархия, оформившаяся при царе Михаиле Фёдоровиче, приобретает черты абсолютизма в правление его сына Алексея Михайловича».

 

Ответ: Я (не) согласен с данным утверждением. Свою позицию аргументирую следующими историческими фактами:

1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 Прочитать. 3 мин. Преобразования в армии.

 

Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии.

Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. С 40-х гг. ХVII в. в  драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра  

Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела  непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.

Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наёмных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.

В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая  из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.

 

 

 3.3.Прочитать №1  стр.187-188 до  пункта  Освоение Сибири.   5-7 мин.

 

В 1652 патриархом был избран Никон. Весной 1653 патриарх начал проведение церковных реформ.   Их целью были______________________________________________________________________________________________________с __________________________________ и __________________________________________. По сути, реформа  затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но часть духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник   раскол.  Прочитайте определения «раскол» и «старообрядцы». Подчеркните в тексте ключевые слова, раскрывающие смысл.

 

 

 

 Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором  предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил _______________сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

 

Дополните вывод: Таким образом, суть конфликта Никона и Алексея Михайловича – в борьбе_________________________. Монарх добился низложения патриарха. Победа царя означала, что ________________________________________в стране уже значительно укрепилось.

 

4.1. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

 стр. 188-189

 

Власти надеялись найти в Сибири__________________________________________________________________________________________________. Сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота»- _____________________________________________. Доходы от сделок с пушниной составляли в ХVII в._______________________________________. Местные жители платили московской власти __________________, в состав которого входила главный образом________________________.

 

В ХVII в. в состав России вошли обширные области Сибири. Основание города Якутска, центра русской власти на Лене, способствовало дальнейшему освоению края. Один поток первопроходцев устремился на________________________ на реки Яну, Индигирку, Анадырь, Колыму, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внес землепроходец Семен Дежнёв. В 1648 г. его корабль  первым прошёл по проливу между Америкой и Евразией. Так было сделано___________________________ географических открытий.

Другой поток первопроходцев устремился к Ламскому (Охотскому) побережью и к Амуру. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом казаков перешел Становой хребет и спустился к Амуру. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил несколько городков местных племен по Амуру, а в 1652 г. ему самому пришлось отбивать нападения отрядов маньчжуров, захвативших тогда власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с  10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжурское войско разгромило отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура.

 

За промысловиками и сборщиками _______________________________. Благодаря их труду_____________________________________________________________________________________________________________________________________. Знакомство с ____________________________________________________и ___________________________________________________. При этом и сами русские прерселенцы______________________________________________________________________. Общая численность русского населения Сибири к началу ХVIII в. достигла___________________________________________________.

 

№ 1 § 29,

 

№ 2 стр. 298, 306, 308

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php

Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».

Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти.

Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви.

Характеристика значения присоединения Сибири к России.

Прочитать вслух конспект 10 раз.

 

Выучить значение понятий  «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».

 

Письменный и устный опрос стр. 191

 

Какие изменения были характерны для России в XVII в?

 

Какие реформы проводил патриарх Никон? К каким последствиям они привели?

 В чём состояли истинные причины конфликта между царём Алексеем Михайловичем и

патриархом Никоном? Как он завершился?

 

С какими целями проводилось освоение Сибири и Дальнего Востока?

 

Их удалось достигнуть? Свой ответ аргументируйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:

1/30 «Становление абсолютизма в России».

 

Рекомендуемая литература:

№ 1, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер).                                             На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г.  для профессиональных организаций; технический профиль.                                                                                            

02.11.2015  № 0951      Рабочий лист.                                                            

План изучения

1. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма.

2.Власть и церковь.  Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

3.Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

 

Ход работы.

1.Прочитать №1  стр.184-185 до  пункта  Государственный строй.   5 мин.                                         XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм. Тенденция усиления власти привела к отказу от созыва Земских соборов. Определяющую роль сыграла Смута.

 2. Письменно ответить на вопросы и задания.

 Что такое абсолютизм? Выписать определение из  № 2 стр. 298. 5-7 мин.

Абсолютизм – форма государственного управления, ____________________________________________________________________________________________________.

В чём причины его складывания в России?   Что гарантировала мощная власть? Ответ: 1)___________________________________________________; 2)___________________________________________________; 3)___________________________________________________;

Алексей Михайлович  постепенно добился полной победы принципа_______________________________________________, который был закреплён его сыном, Петром I.

В Соборном уложении 1649 было законодательно закреплено________________________________________________. Всякое выступление против монарха наказывалось________________________________________.                                                                                                    3. 1.Прочитать №1  стр.185-186 до  пункта  Преобразования в армии.   5-7 мин. Проанализировать схему  «Система государственного управления».    

 

            

    3.2  Подтвердите или опровергните утверждение. Свой ответ подкрепите  минимум тремя  (*пятью)  историческими фактами-доказательствами. 10 -15 мин.

«В России шло становление самодержавной монархии, при которой в идеале царь  правит со своим ближним окружением. Однако, в тех условиях, например,  преодоления последствий Смуты, царская власть не могла обойтись без помощи Соборов. Таким образом, два процесса – усиление самодержавной власти и формирование сословно – представительных органов власти вначале шли параллельно, но затем роль последних уменьшается. Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование. Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли». Сословно-представительная монархия, оформившаяся при царе Михаиле Фёдоровиче, приобретает черты абсолютизма в правление его сына Алексея Михайловича».

Ответ: Я (не) согласен с данным утверждением. Свою позицию аргументирую следующими историческими фактами: 1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 Прочитать. 3 мин. Преобразования в армии. Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии. Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. С 40-х гг. ХVII в. в  драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра  Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела  непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.  Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наёмных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.  В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая  из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.

3.3.Прочитать №1  стр.187-188 до  пункта  Освоение Сибири.   5-7 мин.                                                     В 1652 патриархом был избран Никон. Весной 1653 патриарх начал проведение церковных реформ.   Их целью были______________________________________________________________________________________________________с __________________________________ и __________________________________________. По сути, реформа  затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но часть духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник   раскол.  Прочитайте определения «раскол» и «старообрядцы». Подчеркните в тексте ключевые слова, раскрывающие смысл или выписать                     № 2 стр. 298, 306, 308

 

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором  предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил _______________сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Дополните вывод: Таким образом, суть конфликта Никона и Алексея Михайловича – в борьбе_________________________. Монарх добился низложения патриарха. Победа царя означала, что ________________________________________в стране уже значительно укрепилось.

4.1. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. стр. 188-189

Власти надеялись найти в Сибири__________________________________________________________________________________________________. Сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота»- _____________________________________________. Доходы от сделок с пушниной составляли в ХVII в._______________________________________. Местные жители платили московской власти __________________, в состав которого входила главный образом________________________.

В ХVII в. в состав России вошли обширные области Сибири. Основание города Якутска, центра русской власти на Лене, способствовало дальнейшему освоению края. Один поток первопроходцев устремился на________________________ на реки Яну, Индигирку, Анадырь, Колыму, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внес землепроходец Семен Дежнёв. В 1648 г. его корабль  первым прошёл по проливу между Америкой и Евразией. Так было сделано___________________________ географических открытий.

Другой поток первопроходцев устремился к Ламскому (Охотскому) побережью и к Амуру. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом казаков перешел Становой хребет и спустился к Амуру. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил несколько городков местных племен по Амуру, а в 1652 г. ему самому пришлось отбивать нападения отрядов маньчжуров, захвативших тогда власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с  10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжурское войско разгромило отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура.

За промысловиками и сборщиками _______________________________. Благодаря их труду_____________________________________________________________________________________________________________________________________. Знакомство с ____________________________________________________и ___________________________________________________. При этом и сами русские прерселенцы______________________________________________________________________. Общая численность русского населения Сибири к началу ХVIII в. достигла___________________________________________________.

Д/З

1. Прочитать вслух конспект 10 раз.                                         2. Выучить значение понятий  «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».

Письменный и устный опрос стр. 191                                      1. Какие изменения были характерны для России в XVII в? 2. Какие реформы проводил патриарх Никон?  3. К каким последствиям они привели? 4. 5. В чём состояли истинные причины конфликта между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? 6. Как он завершился?

С какими целями проводилось освоение Сибири и Дальнего Востока? Их удалось достигнуть? Свой ответ аргументируйте.

                     


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:

Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:

XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм

XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм

Подтвердите или опровергните утверждение

Подтвердите или опровергните утверждение

Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли»

Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли»

Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при

Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при

По сути, реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии

По сути, реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии

Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо

Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо

Становление абсолютизма в России

Становление абсолютизма в России

Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы: 1/30 «Становление абсолютизма в

Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы: 1/30 «Становление абсолютизма в

Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование

Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование

В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором предстали патриарх

В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором предстали патриарх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023