Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
Рекомендуемая литература:
№ 1, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер).
На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
Наименование разделов и тем |
Учебные действия на уроке |
Рекомендуемая литература
№ 1, №2, №3 |
Интернет-ресурсы
№ 4 www.gumer.info (Библиотека Гумер).
Библиотека МСК. |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
Д/З |
Форма контроля
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1/30 Становление абсолютизма в России. |
План изучения.
1. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма. 2.Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. 3.Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Ход работы. 1.Прочитать №1 стр.184-185 до пункта Государственный строй. 5 мин.
XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм. Тенденция усиления власти привела к отказу от созыва Земских соборов. Определяющую роль сыграла Смута.
2. Письменно ответить на вопросы и задания. Что такое абсолютизм? Выписать определение из № 2 стр. 298. 5-7 мин.
Абсолютизм – форма государственного управления, ____________________________________________________________________________________________________. В чём причины его складывания в России? Что гарантировала мощная власть? Ответ: 1)___________________________________________________; 2)___________________________________________________; 3)___________________________________________________; Алексей Михайлович постепенно добился полной победы принципа________________________________________________, который был закреплён его сыном, Петром I. В Соборном уложении 1649 было законодательно закреплено______________________________________________________. Всякое выступление против монарха наказывалось________________________________________. 3. 1.Прочитать №1 стр.185-186 до пункта Преобразования в армии. 5-7 мин. Проанализировать схему «Система государственного управления».
3.2 Подтвердите или опровергните утверждение. Свой ответ подкрепите минимум тремя (*пятью) историческими фактами-доказательствами. 10 -15 мин.
«В России шло становление самодержавной монархии, при которой в идеале царь правит со своим ближним окружением. Однако, в тех условиях, например, преодоления последствий Смуты, царская власть не могла обойтись без помощи Соборов. Таким образом, два процесса – усиление самодержавной власти и формирование сословно – представительных органов власти вначале шли параллельно, но затем роль последних уменьшается. Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование. Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли». Сословно-представительная монархия, оформившаяся при царе Михаиле Фёдоровиче, приобретает черты абсолютизма в правление его сына Алексея Михайловича».
Ответ: Я (не) согласен с данным утверждением. Свою позицию аргументирую следующими историческими фактами: 1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Прочитать. 3 мин. Преобразования в армии.
Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии. Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др. Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наёмных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы. В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.
3.3.Прочитать №1 стр.187-188 до пункта Освоение Сибири. 5-7 мин.
В 1652 патриархом был избран Никон. Весной 1653 патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были______________________________________________________________________________________________________с __________________________________ и __________________________________________. По сути, реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но часть духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник раскол. Прочитайте определения «раскол» и «старообрядцы». Подчеркните в тексте ключевые слова, раскрывающие смысл.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил _______________сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.
Дополните вывод: Таким образом, суть конфликта Никона и Алексея Михайловича – в борьбе_________________________. Монарх добился низложения патриарха. Победа царя означала, что ________________________________________в стране уже значительно укрепилось.
4.1. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. стр. 188-189
Власти надеялись найти в Сибири__________________________________________________________________________________________________. Сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота»- _____________________________________________. Доходы от сделок с пушниной составляли в ХVII в._______________________________________. Местные жители платили московской власти __________________, в состав которого входила главный образом________________________.
В ХVII в. в состав России вошли обширные области Сибири. Основание города Якутска, центра русской власти на Лене, способствовало дальнейшему освоению края. Один поток первопроходцев устремился на________________________ на реки Яну, Индигирку, Анадырь, Колыму, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внес землепроходец Семен Дежнёв. В 1648 г. его корабль первым прошёл по проливу между Америкой и Евразией. Так было сделано___________________________ географических открытий. Другой поток первопроходцев устремился к Ламскому (Охотскому) побережью и к Амуру. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом казаков перешел Становой хребет и спустился к Амуру. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил несколько городков местных племен по Амуру, а в 1652 г. ему самому пришлось отбивать нападения отрядов маньчжуров, захвативших тогда власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с 10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжурское войско разгромило отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура.
За промысловиками и сборщиками _______________________________. Благодаря их труду_____________________________________________________________________________________________________________________________________. Знакомство с ____________________________________________________и ___________________________________________________. При этом и сами русские прерселенцы______________________________________________________________________. Общая численность русского населения Сибири к началу ХVIII в. достигла___________________________________________________.
|
№ 1 § 29,
№ 2 стр. 298, 306, 308 |
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php |
Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. |
Прочитать вслух конспект 10 раз.
Выучить значение понятий «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».
|
Письменный и устный опрос стр. 191
Какие изменения были характерны для России в XVII в?
Какие реформы проводил патриарх Никон? К каким последствиям они привели? В чём состояли истинные причины конфликта между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как он завершился?
С какими целями проводилось освоение Сибири и Дальнего Востока?
Их удалось достигнуть? Свой ответ аргументируйте.
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
1/30 «Становление абсолютизма в России».
Рекомендуемая литература:
№ 1, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. №4. Интернет-ресурсы: www.gumer.info (Библиотека Гумер). На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
02.11.2015 № 0951 Рабочий лист.
План изучения.
1. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма.
2.Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.
3.Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Ход работы.
1.Прочитать №1 стр.184-185 до пункта Государственный строй. 5 мин. XVII век – это период укрепления царской власти и её преобразования в абсолютизм. Тенденция усиления власти привела к отказу от созыва Земских соборов. Определяющую роль сыграла Смута.
2. Письменно ответить на вопросы и задания.
Что такое абсолютизм? Выписать определение из № 2 стр. 298. 5-7 мин.
Абсолютизм – форма государственного управления, ____________________________________________________________________________________________________.
В чём причины его складывания в России? Что гарантировала мощная власть? Ответ: 1)___________________________________________________; 2)___________________________________________________; 3)___________________________________________________;
Алексей Михайлович постепенно добился полной победы принципа_______________________________________________, который был закреплён его сыном, Петром I.
В Соборном уложении 1649 было законодательно закреплено________________________________________________. Всякое выступление против монарха наказывалось________________________________________. 3. 1.Прочитать №1 стр.185-186 до пункта Преобразования в армии. 5-7 мин. Проанализировать схему «Система государственного управления».
3.2 Подтвердите или опровергните утверждение. Свой ответ подкрепите минимум тремя (*пятью) историческими фактами-доказательствами. 10 -15 мин.
«В России шло становление самодержавной монархии, при которой в идеале царь правит со своим ближним окружением. Однако, в тех условиях, например, преодоления последствий Смуты, царская власть не могла обойтись без помощи Соборов. Таким образом, два процесса – усиление самодержавной власти и формирование сословно – представительных органов власти вначале шли параллельно, но затем роль последних уменьшается. Последний Собор был в 1653 г., затем и вовсе прекращают своё существование. Окрепшая царская власть более не нуждается в поддержке «всей земли». Сословно-представительная монархия, оформившаяся при царе Михаиле Фёдоровиче, приобретает черты абсолютизма в правление его сына Алексея Михайловича».
Ответ: Я (не) согласен с данным утверждением. Свою позицию аргументирую следующими историческими фактами: 1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Прочитать. 3 мин. Преобразования в армии. Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии. Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др. Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наёмных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы. В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.
3.3.Прочитать №1 стр.187-188 до пункта Освоение Сибири. 5-7 мин. В 1652 патриархом был избран Никон. Весной 1653 патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были______________________________________________________________________________________________________с __________________________________ и __________________________________________. По сути, реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но часть духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник раскол. Прочитайте определения «раскол» и «старообрядцы». Подчеркните в тексте ключевые слова, раскрывающие смысл или выписать № 2 стр. 298, 306, 308
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор, но котором предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил _______________сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.
Дополните вывод: Таким образом, суть конфликта Никона и Алексея Михайловича – в борьбе_________________________. Монарх добился низложения патриарха. Победа царя означала, что ________________________________________в стране уже значительно укрепилось.
4.1. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. стр. 188-189
Власти надеялись найти в Сибири__________________________________________________________________________________________________. Сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота»- _____________________________________________. Доходы от сделок с пушниной составляли в ХVII в._______________________________________. Местные жители платили московской власти __________________, в состав которого входила главный образом________________________.
В ХVII в. в состав России вошли обширные области Сибири. Основание города Якутска, центра русской власти на Лене, способствовало дальнейшему освоению края. Один поток первопроходцев устремился на________________________ на реки Яну, Индигирку, Анадырь, Колыму, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внес землепроходец Семен Дежнёв. В 1648 г. его корабль первым прошёл по проливу между Америкой и Евразией. Так было сделано___________________________ географических открытий.
Другой поток первопроходцев устремился к Ламскому (Охотскому) побережью и к Амуру. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом казаков перешел Становой хребет и спустился к Амуру. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил несколько городков местных племен по Амуру, а в 1652 г. ему самому пришлось отбивать нападения отрядов маньчжуров, захвативших тогда власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с 10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжурское войско разгромило отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура.
За промысловиками и сборщиками _______________________________. Благодаря их труду_____________________________________________________________________________________________________________________________________. Знакомство с ____________________________________________________и ___________________________________________________. При этом и сами русские прерселенцы______________________________________________________________________. Общая численность русского населения Сибири к началу ХVIII в. достигла___________________________________________________.
Д/З
1. Прочитать вслух конспект 10 раз. 2. Выучить значение понятий «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».
Письменный и устный опрос стр. 191 1. Какие изменения были характерны для России в XVII в? 2. Какие реформы проводил патриарх Никон? 3. К каким последствиям они привели? 4. 5. В чём состояли истинные причины конфликта между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? 6. Как он завершился?
С какими целями проводилось освоение Сибири и Дальнего Востока? Их удалось достигнуть? Свой ответ аргументируйте.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.