15 советов родителям по развитию и запуску речи

  • doc
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15 советов.doc

            15 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ЗАПУСКА РЕЧИ

1. Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

2. Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

3. Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и  речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – всё равно говорите с ребёнком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребёнок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

4. Уважайте попытки ребёнка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

5. Не говорите в пустоту, смотрите ребёнку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

6. Не сюсюкайте! То, что слышит ребёнок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня холёсенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

7. Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребёнок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как кроха старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, чётко.

8. То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребёнок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

9. Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

10. Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); полезны игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

11. Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик - кап-кап-кап» и т. д.

12. Оберегайте физическое и психическое здоровье ребёнка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при малыше нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

13. Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребёнка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

14. Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если малыш неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребёнка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

15. ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!!!