Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
1/52 «Великие географические открытия. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий» практическое занятие
Рекомендуемая литература:
№ 1 § 32, 31 № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. №4. Интернет-ресурсы:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/07.php § 33. «Экономическое развитие и перемены в обществе» § 34. «Великие географические открытия. Образования колониальных империй».
На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
12.12.2015. № 0951 Рабочий лист ФИО _______________________
сдать по окончанию пары
1/52 «Великие географические открытия. Политические, экономические и культурные последствия ВГО» § 31 стр.199
Персоналии:
Бартоломеу Диаша, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Ахмед ибн-Маджид, Педру Кабрала, эрнан Кортес, Франсиско Писарро
Понятия: колонии, метрополии, торговые компании, АО, биржи, банки, капиталисты, буржуазия.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий): Систематизация материала о ВГО (в форме хронологической таблицы), Объяснение, в чём состояли их предпосылки. Характеристика последствий ВГО и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки
3
Ход работы:
5. Начало географических исследований. Открытие Америки. Путь в Индию.
Прочитайте текст. Озаглавьте._________________________________________.
Со 2/50 XV в. – 1/50 XVII в. европейцами были открыты и обследованы неизвестные ранее моря и океаны. Было доказано, что Земля имеет форму шара, а суша на ней занимает меньшую часть. ВГО оказались возможны благодаря достижениям в географии, кораблестроении, навигации. Эти открытия послужили толчком к колониальной эпохе. Появление новых ценностей, развитие капиталистических отношений породили «жажду золота», которая стала мотивом португальских мореходов для начала колонизации Африки.
Изучите тексты. 1-ый и 3-ий ряд отвечает на вопросы к тексту «Из письма итальянского географа…»; 2-ой и 4-ый ряд отвечает на вопросы к тексту «Из записок участника экспедиции..» 5-7 мин.
Этническая разобщённость, различие культур и языков, политеизм народов, населявших американский континент, способствовали лёгкому захвату их земель испанцами.
Заполните таблицу: «ВГО»
Дата |
Открытие |
Открытие Америки |
|
12 октября 1492
|
|
15 марта 1493
|
|
1493-1496, 1498-1500, 1502-1504
|
|
Назовите страны, которые первыми вступили в полосу ВГО. Объясните причины этого первенства.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Продолжение таблицы: «ВГО»
Дата |
Открытие |
Путь в Индию |
|
1494
|
|
8 июля 1497
|
|
1 марта 1498
|
|
Июль 1499
|
|
1500
|
|
Объясните, что являлось причиной настойчивости испанцев и португальцев, когда они снаряжали одну за другой эскадры на поиск пути в Индию?
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Плавание Магеллана. Испанские завоевания в Америке. Испанские и португальские колонии. стр. 199 -203
Плавания на Запад совершалось задолго до Х. Колумба. Четвёртое его плавание принесло успех. Колумб открыл часть Атлантического побережья Центральной Америки. Картографы стали обозначать весь Новый Свет Америкой с 20-х гг. XVI.
Продолжение таблицы: «ВГО. Плавание Магеллана»
Дата |
Открытие |
|
|
20 сентября 1519
|
|
1520 |
|
6 марта 1521
|
|
6 сентября 1522
|
|
Объясните, какие возможности открылись для испанских властей благодаря экспедиции Ф. Магеллана.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Продолжение таблицы: «ВГО. Испанские завоевания в Америке» стр. 202
Дата |
Открытие |
|
|
1519
|
|
1532 |
|
1536
|
|
В начале XVI в. |
Португальцы начали захват |
5.
Испанские завоевания в Америке. Испанские и португальские колонии.
«Колония» в Новое время - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Страны – метрополии - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Европейские колонизаторы порабощали и
эксплуатировали население Америки. Еще в первые годы пребывания испанцев на
Эспаньоле там сложились определенные формы эксплуатации. Индейцев обращали в
рабство на месте или вывозили в Испанию. Однако скоро рабство запретили, а
индейцев объявили «свободными». В их порабощении не была заинтересована
церковь, которая рассчитывала усилить свое влияние в колониях. Король видел в
туземцах новых подданных. Но колонисты продолжали охотиться на индейцев и
обращать их в рабство под предлогом, что это людоеды.
«Свободные» индейцы должны были отбывать тяжелую трудовую повинность на
рудниках или участках поселенцев из Испании Такая форма эксплуатации была
распространена в Мексике и Перу На островах Карибского моря местное население
вскоре был0 практически уничтожено. Для пополнения недостатка в рабочей силе на
острова стали ввозить рабов из Африки.
Устно. Используя карту,
· сравните протяжённость испанских и португальских колоний в Америке. Установите их сходство и отличие.
· Проследите, как были открыты Южный путь (экспедиция Б. Диаша в Индийский океан) и путь в Индию (экспедиция Васко да Гама). Что схожего в этих экспедициях?
Таким образом, ВГО обеспечили образование первых колониальных империй.
6.
7. Революция цен и её последствия. стр. 206
Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы? Ответы подчеркните в тексте.
Великие географические открытия привели к
глубоким изменениям в хозяйственной жизни Европы. Уменьшилось значение
средиземноморской торговли и итальянских городов. В XVI в. роль посредников
стали играть такие города, как Лиссабон, Севилья, Антверпен. Антверпен стал
внеевропейским денежным центром, в котором купеческие и банковские фирмы всех
стран имели свои конторы и агентов.
Другим важным последствием Великих географических открытий стала революция цен.
В Европе в XVI — начале XVII в. наблюдался усиленный рост цен. Цены на продукты
сельского хозяйства поднялись значительно выше, чем на промышленные товары.
Заработная плата отставала от роста цен. Цены резко возросли в связи с ввозом в
Европу из колоний большого количества золота и серебра.
Революция цен принесла пользу землевладельцам, сдававшим свою землю в аренду,
так как арендная плата выросла. Крестьяне, платившие сеньорам оброк деньгами,
тоже извлекли пользу из революции цен. В лучшем положении оказались
предприниматели, так как зарплата рабочих сильно снизилась. От роста цен не
пострадали купцы. От революции цен сильно проиграли крестьяне, которые вели
мелкое хозяйство, и крестьяне, платившие оброк продуктами. Ухудшилось положение
большинства дворян, так как они не вели хозяйства, рассчитанного на рынок. В
городах от революции цен пострадали широкие слои населения, ведь они жили в
основном на зарплату.
Искусственный приток золота и серебра в Европу из колоний, колониальный грабёж вызвали революцию цен и ускорили развитие товарно – денежных отношений. Кроме того, этот процесс оказал трагическое влияние на положение слабо обеспеченных слоёв населения. Ознакомьтесь со схемой.
8. Развитие торговли и товарно – денежных отношений. Дополните. стр.207
Революция
Цен привела к еще большему усилению духа предпринимательства. Большие и быстрые
доходы давала торговля. Купцам было Легче действовать вместе. Это привело к
складыванию
_____________________________________. Первые компании были семейными
товариществами. Постепенно они расширялись. Стали создаваться акционерные общества. . Их
члены несли ответственность за деятельность компании своим имуществом.
Развитие торговли породило и ___________________. Товарная биржа представляла собой
рынок, где шла торговля большими партиями таких товаров, как пшеница, хлопок,
кофе и др. На бирже продавали и покупали документы, удостоверяющие наличие
товаров по их образцам. В XVII в. почти все торговые города имели биржи. Самыми
большими были биржи в Амстердаме и Лондоне.
Большое значение для торгового дела имели также____________________. Впервые их появление отмечено в
XV в. в Генуе и Барселоне. В это время они уже делились на государственные и
частные. В XVII возникли Амстердамский и Английский банки. Банки осуществляли
посредничество в платежах и кредите.
Внимание разбогатевших купцов со временем стало привлекать
производство товаров на продажу. Купцу было выгодно контролировать весь процесс
— от производства до продажи. Купцы начали вкладывать деньги в производство.
Они становятся владельцами мануфактур. Хозяин мануфактуры нанимал людей,
которые за плату работали на него.
Частные предприятия, на которых работают наёмные работники, называется ___________________________________ (от слова «капитал* — деньги и другие ценности, которые приносят прибыль), а владельцев этого капитала, предпринимателей называют ___________________________________ или____________________________________________.
Д/З. № 1 § 32, 31. Письменно в своих рабочих тетрадях ответить. 1. Можно ли утверждать, что открытие Колумба повлекло «торговую» революцию? 2. Можно ли утверждать, что ВГО произвели в Европе «пищевую» революцию? 3. Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.