1917

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—9 кл
22.01.2019
1917
Публикация является частью публикации:
Конспект.docx
Классный час, посвященный столетию  Февральской революции 1917 года Цели:  1.  Сформировать   у   учащихся   представление   о   причинах,   характере, особенностях и ключевых событиях Февральской революции; 2.   Способствовать   развитию   у   учащихся   способности   анализировать исторические   факты,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   делать самостоятельные выводы и обобщения.  Ход классного часа Вступление СЛАЙД 1. Ребята,   в   этом   году   исполняется   сто   лет   трем   знаменательным   датам: Февральской   революции,   Октябрьской   революции   и   провозглашению Республики в России. Все три события неразрывно связаны между собой и, несмотря на вековую давность, продолжают вызывать ожесточенные споры в современном обществе. Сегодня мы поговорим о Февральской революции; о том,   как   пала   российская   монархия,   когда   в   России   была   провозглашена республика и почему силы, пришедшие к власти в результате революции, так и не смогли решить стоявшие перед страной проблемы.  Основная часть 1. Что такое революция СЛАЙД 2. Прежде чем перейти к рассмотрению событий 1917 года вспомним, что такое социальная революция вообще. Под социальной революцией понимают глубокий насильственный переворот в жизни общества, приводящий к переходу государственной власти от одного класса   к   другому.   Иными   словами,   революция   –   это   смена   общественных элит. Когда господствующий класс перестает реагировать на общественные проблемы,   перестает   понимать,   как   нужно   управлять   государством;   когда единственной   целью   выродившейся   элиты   становится   удержание   своих привилегий и сохранение властных позиций для разворовывания страны, тогда народ получает моральное право на революцию – насильственное свержение правящего режима. СЛАЙД 3. Если   уровень   социальных   противоречий   в   стране   достиг   крайней   черты,   а силы, заинтересованные в сохранении старого порядка, готовы защищать его любой   ценой,   тогда   революция   принимает   форму   гражданской   войны   – максимально   ожесточенного   противостояния     между   разными   группами населения   внутри   государства.   Гражданская   война   не   может   кончиться примирением   враждующих   сторон,   она   всегда   имеет   победителей   и побежденных.   Революцию   в   такой   кровавой   форме   можно   сравнить   с хирургической   операцией,   в   ходе   которой   человек   испытывает   временное ухудшение   своего   состояния,   но   впоследствии   обретающий   душевное   и физическое здоровье. Устраняя старый паразитический класс и тех, кто его поддерживал, революция приводит к власти молодую прогрессивную элиту, решающую роль в которой играют энергичные и талантливые люди, способные преобразовать   управление   и   другие   сферы   жизни   в   соответствие   с потребностями страны.  СЛАЙД 4. О   том,   что   революции   приводят   к   оздоровлению   общества,   способствует быстрому   национальному   прогрессу,   свидетельствует   история   тех   стран,   в которых в  XVII­XX веках  произошли  великие  революционные  потрясения: Англии, США, Франции и России. Англия после революции превратилась в могущественную морскую державу и промышленную мастерскую всего мира. США как самостоятельное государство возникли благодаря революционной войне с Великобританией. Великая французская революция уничтожила все феодальные   пережитки,   мешавшие   развитию   своей   родины,   и   оказала огромное влияние на развитие Европы. Еще большее международное значение имела   революция   в   России,   а   ее   внутренние   результаты   оказались судьбоносными для выживания страны в XX веке. 2. Россия перед революцией СЛАЙД 5. Первое,   что   нужно   иметь   в   виду,   когда   идет   речь   о   событиях   столетней давности,   это   вопрос   о   том,   сколько   революций   произошло   в   1917   году. Согласно первой точке зрения в 1917 году  в России произошла не одна, а сразу две революции: одна в феврале, а другая в октябре. Согласно второй точке   зрения,   которой   придерживаются   сегодня   большинство   ученых, Февральский   и   Октябрьский   перевороты   следует   рассматривать   не   как отдельные революции, а как два этапа одной революции, причем ее второй этап является продолжением и одновременно отрицанием первого. Мы тоже будем   придерживаться   этого   подхода,   используя   понятия   «Февральская   и Октябрьская   революции»   не   в   качестве   обозначения   двух   независимых событий, а в качестве различия двух этапов одного процесса. СЛАЙД 6. Что представляла собой Россия перед революцией? В начале  XX  века наша страна   была   огромной   империей   с   самодержавной   формой   правления, крупнейшей   в   Европе   армией   и   статусом   великой   державы.   По   темпам промышленного роста и по экспорту хлеба Россия занимала первое место в мире. Казалось еще немного и империя догонит развитые капиталистические страны и сможет решить вековую проблему экономической отсталости… СЛАЙД 7. Однако   этим   надеждам   не   суждено   было   осуществиться.   Экономические успехи царской России имели свою обратную неприглядную сторону, которая сводила на нет положительные результаты. Достаточно сказать, что продажа за   границу   огромных   объемов   зерна   обеспечивалась   страшной   ценой хронического   недоедания   крестьян   и   самой   высокой   в   Европе   детской смертности,   а   промышленный   подъем   был   совершен   за   счет   широкого привлечения   иностранного   капитала,   что   в   свою   очередь   вело   к экономическому закабалению страны Западом. Ежегодно в счет погашения иностранных займов из казны уходила огромная сумма в сотни миллионов золотых   рублей.   По   сути   это   была   дань,   которую   Россия   выплачивала иностранным державам. Таким образом, несмотря на свой великодержавный статус   и   миллионную   армию,   Российская   империя   в   начале  XX  века превратилась в сырьевой придаток развитых капиталистических стран и была неспособна проводить действительно независимую политику. СЛАЙД 8. Трагическим следствием экономической зависимости России от Запада стало ее участие в Первой мировой войне. В развернувшемся противостоянии, в котором решающую роль играл конфликт интересов Германии и ее союзников с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны, Российская империя воевала на стороне последних – как своих главных кредиторов. По замыслу англофранцузских   элит   Россия   должна   была   принять   на   себя   основную тяжесть боевых действий с Германией и тем самым минимизировать потери самих   Англии   и   Франции.   Фактически   России   в   войне   была   уготована бесчеловечная роль пушечного мяса, согласившись на которую царский режим вынес   себе   смертный   приговор.   В   течение   двух   с   половиной   лет   русские солдаты   проливали   свою   кровь   за   чужие   интересы,   отрабатывая   долги царского правительства перед европейскими «союзниками», а в начале 1917 года терпение народа закончилось. В стране началась революция.  3. Февральская революция       СЛАЙД 9. Революция началась 23 февраля и сразу получила название Февральской. В этот день, приходившийся по григорианскому календарю на 8 марта, на улицы Петрограда   вышли   женщины   –   работницы   столичных   фабрик,   чтобы   в Международный   женский   день   выразить   лозунгами   «Хлеба!»   и   «Долой войну!» свое недовольство политикой правительства. К ним присоединились рабочие мужчины, и волнения начались по всему городу. Направленные на разгон демонстрантов войска отказались стрелять в народ и перешли на его сторону.   27   февраля   вся   столица   была   в   руках   восставших.   Революция победила.  СЛАЙД 10.  2   марта   русский   царь   Николай   II   подписал   манифест   об   отречении   от престола   в   пользу   брата   Михаила,   однако   на   следующий   день   и   Михаил отказался   от   престола.   300­летнее   правление   династии   Романовых закончилось. 1 сентября 1917 года Россия стала республикой.  Республиканская   форма   правления   отличается   от   самодержавия   способом формирования   высших   органов   власти   и   отношением   народа   к государственной жизни. Если при самодержавно­монархическом устройстве народ не имел политических прав, то в условиях республики право голоса получило все взрослое население страны. Если при царизме верховная власть в России передавалась по наследству, то с установлением республики люди сами стали выбирать должностных лиц на определенный срок. Современная Россия   также   является   республикой:   совершеннолетние   граждане   нашей страны могут выбирать президента и депутатов разных уровней.  СЛАЙД 11.  Что   же   касается   судьбы   свергнутого   самодержца,   то   после   Февральской революции жить ему оставалось чуть больше года. 17 июля 1918 года в самый разгар гражданской войны Николай II будет без суда и следствия расстрелян вместе   со   своей   семьей.   Так   трагически   закончится   жизнь   последнего русского   царя,   правителя   слабого   и   равнодушного   к   судьбам   своих подданных,   еще   при   жизни   прозванного   «Николаем   Кровавым».   Сегодня принято возмущаться жестокостью расправы над царем, вместе с которым погибла вся его семья. Однако логика революции неумолима: казнь Николая II была актом исторического возмездия за втягивание России в ненужную для нее   войну   и   смерть   миллионов   русских   солдат.   И   если   сегодня   кто­то   и заслуживает жалости, то не царская семья, а они – простые русские люди, сложившие  свои головы на полях сражений Первой мировой войны.  СЛАЙД 12. Февральская   революция   имела   буржуазный   характер,   она   должна   была устранить   феодальные   пережитки   и   разрешить   важнейшие   социальные проблемы. Для управления страной было создано руководимое буржуазией Временное правительство, которое в короткий срок осуществило следующие мероприятия:   амнистирование   политзаключенных,   принятие   законов   о свободе слова, печати собраний, отмена смертной казни, упразднение цензуры, отмена сословных ограничений. В результате этих мер, Россия стала самой свободной страной в мире.  СЛАЙД 13. Сохранившиеся   фотографии   весны­лета   1917   года   лучше   всяких   слов передают то опьянение свободой, тот невероятный восторг, которым были охвачены   миллионы   русских   людей   в   первые   недели   после   Февральской революции. СЛАЙД 14. Однако, несмотря на всеобщий энтузиазм и дух свободы, три главных вопроса революции – о мире, о земле и о восьмичасовом рабочем дне – оставались  нерешенными. Превратив Россию в самую свободную страну мира, Временное  правительство, выражавшее интересы буржуазии, не сделало ничего для  облегчения жизни простого народа: русские солдаты продолжали умирать в  бессмысленной войне, крестьяне оставались без земли, а рабочие без  социальной поддержки. Русская буржуазия оказалась неспособна довести  революцию до конца. СЛАЙД 15. Олицетворением   неспособности   русской   буржуазии   решить   назревшие общественные   проблемы   стал   председатель   Временного   правительства   и самый   известный   деятель   Февральской   революции   Александр   Федорович Керенский. Талантливый оратор, умевший возбуждать слушателей пафосными речами,   он   был   абсолютно   никчемным   руководителем,   принимавшим непродуманные   и   противоречивые   решения.   Сама   его   фамилия   стала нарицательной   для   обозначения   политического   дилетантизма, прикрывающегося громкими и красивыми фразами. Временное правительство под руководством Керенского стремительно теряло доверие народа.  СЛАЙД 16.   Отказавшись   от   проведения   дальнейших   преобразований,   Временное правительство   обрекло   себя   на   скорое   падение.  К   нему,  как   и   в   целом   к русской   буржуазии   можно   применить   слова   французского   революционера Сен­Жюста: «Кто делает революцию наполовину, тот сам себе роет могилу». Разочаровавшись   во   Временном   правительстве,   народ   был   готов   пойти   за любой   силой,   способной   прекратить   войну   и   начать   земельную   реформу. Такой силой  стали большевики. СЛАЙД 17.    25 октября 1917 года в ходе штурма Зимнего дворца в Петрограде Временное правительство было низложено. Власть перешла в руки возглавляемой В. И. Лениным партии большевиков. История Февральской революции закончилась. Начался новый этап революции – Октябрьский. О том, как большевики взяли власть, какие революционные преобразования они осуществили и какую роль сыграли в истории нашей страны – мы поговорим на следующем классном часе. А в оставшееся время обсудим некоторые важные вопросы, имеющие отношение к урокам Февральской революции.    4. Вопросы СЛАЙД 18. Первый   вопрос.  В   начале   урока   мы   говорили,   что   революция   это   смена общественных   элит:  к   власти   приходят   новые   люди,   способные   решить внутренние проблемы страны, оздоровить государственный организм. Однако на   примере   Февральской   революции   мы   не   находим   подтверждения   этим словам.   Общественная   жизнь   после   Февраля   действительно   стала   гораздо более  свободной,  была   провозглашена   республика,  но   коренные   проблемы, гораздо более волновавшие простой народ, так и не получили своего решения. Нет ли здесь логического противоречия? Учащиеся делятся своими мнениями.  На самом деле здесь нет противоречия. У любой социальной революции есть внутренняя   логика   развития,   в   соответствии   с   которой   революционный процесс проходит ряд обязательных этапов, на самом первом из которых у власти   оказываются   умеренные   силы,   не   способные   решить   коренные проблемы общества. Популярные в начале революции, эти силы постепенно теряют   свою   популярность   и,   в   конце   концов,   самой   же   революцией   и пожираются.   История   Февральской   революции   –   это   история   о   том,   как оказавшееся   у   власти   умеренное   Временное   правительство,   выражавшее интересы буржуазии, неуклонно теряет поддержку в народе и закономерно оказывается свергнутым более радикальными силами, которые в дальнейшем и решают стоящие перед страной проблемы.  СЛАЙД 19. Из   первого   вопроса   вытекает  еще   один:   что   именно   мешает   умеренным революционным силам начать решение социальных проблем? Применительно к   Февральской   революции:   какие   конкретно   причины   препятствовали Временному правительству реализовать чаяния народа?  Ответ   на   первую   часть   вопроса.   Умеренные,   являясь   представителями богатых   слоев   общества,   боятся   простого   народа   и   не   хотят   решать   его проблемы в ущерб своим интересам.  Ответ   на   вторую   часть   вопроса.   Временное   правительство   оправдывало затягивание социальных реформ обстоятельствами военного времени, а саму войну называло «революционной» и «освободительной». На самом деле курс на   продолжение   войны   объяснялся,   во­первых,   шкурными   экономическими интересами русской буржуазии, которая наживалась на военных поставках и связанной с ними коррупции, а во­вторых, финансовой зависимостью России от Запада. Западные «союзники» готовы были кредитовать Россию только при условии продолжения ее войны.  В начале урока мы говорили, что царское правительство вступило в Первую мировую   войну   на   стороне   Англии   и   Франции   вследствие   экономической зависимости от этих стран. Но в точно такой же зависимости продолжало находиться   и   сменившее   царизм   буржуазное   Временное   правительство, которое продавало русское «пушечное мясо» в обмен на западные кредиты. Русская   буржуазия   не   могла   осуществить   народные   чаяния,   потому   что находились в зависимости от эксплуатирующего Россию западного капитала. А разорвать эту зависимость она была не в силах. СЛАЙДЫ 19­24. В этом прискорбном факте сохранившейся и даже еще более усилившейся после революции экономической зависимости России от Запада и заключается главный урок февральских событий 1917 года сто лет спустя. Государство, лишенное экономической самостоятельности, не может быть независимым в политической сфере и не в состоянии обеспечить достойную жизнь своему народу. Если наша Россия, ставшая сто лет назад республикой, хочет быть по­ настоящему сильной и свободной страной, она должна слезть с нефтяной и долларовой иглы и направить все силы на внутреннее развитие, на создание новых рабочих мест и построение справедливого общества.

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917

1917
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.