1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности 2. Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив. Н.В. Вишнякова Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности? Поставив перед собой цель развивать творческие способности обучающихся , я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;
Иконка файла материала развитие творческих способностей Документ Microsoft Office Word.docx
Учитель физики МБОУ Школа № 128 г.о. Самара  Буданова Ольга Евгеньевна 1. РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА   УРОКАХ    ФИЗИКИ –  Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности 2.   Творчество – это поиск и открытие  личностных жизненных  перспектив.   Н.В. Вишнякова     Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.    Д. Бернал 3.Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались  многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре,  П.Капица и другие. 4.  В.Г.Разумовский  изучал психологическую сторону творчества с целью  развития творческих способностей.  В трудах известных физиков  и ученых в области  методики обучения физики:  И.И. Соколова,   П.А. Знаменского, А.И.Перышкина,  Д.Д.Галанина,    Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,  развитие творческих способностей занимает значительное место, как  составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения. 5. Можно ли  научить творчеству?  Как раскрыть творческий   потенциал личности? Поставив перед собой цель  развивать творческие  способности   обучающихся , я выделила  ряд задач:  поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности;  прививать навыки исследовательской и проектной работы;  развивать логическое мышление, воображение обучающихся;  учить основам самообразования, работе со справочной и научной  литературой, с современными источниками информации (интернет);  показывать практическую направленность знаний,  получаемых на уроках физики;      6. Методы обучения:  словесные, которые дают возможность задать высокий уровень  теоретических знаний;  наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов),  позволяющие активизировать ребят с наглядно­образным мышлением;  практические (лабораторные работы,  исследовательские задачи), которые  формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор  для творчества.7. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность,  способствующую развитию целого комплекса качеств творческой  личности:  умственной активности,  смекалки и изобретательности,  стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной  практической работы,  самостоятельность в выборе и решении задачи,  трудолюбие,  Способность видеть  главное.  8. В качестве примера развивающих методик по физике рассмотрим  некоторые приемы  развития памяти, внимания, мышления  Упражнения на развитие восприятия. Цель данного блока заданий ­ развитие способностей к продуктивному  восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности  сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие  пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения  предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий. 1Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины: Для 9 класса: a, p, S, t, F, m, v, N, R, V  Для 7 класса 1в.­­время,масса 2.в.­­путь,объём 3.в ­­сила,температура  9. Таблица 10 Упражнения на развитие внимания. Цель ­ тренировка и развитие особенностей произвольного  внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объема,  переключения и распределения. Задание. (8кл.)     Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали  термины, соответственно указанным ниже вопросам                                              Найти слова, обозначающие физические понятия  1.Единица измерения сопротивления. 2.Переход вещества из твердого состояния в жидкое. 3.Сила, всегда направленная против направления скорости движения. 11.­ таблица   Н        К А О К А В Е Т АЗ Э З Л Г И К И Е Е Л З У Ч З И Т Р Р О А Р Е Н Ф Н Е Д Н Т Я Е И Е И Е П Р Е И Я В Н А Л О М И К А Ч А Н Е Н Е Ж О Т Ы Р В Л Е И Н Ц К Е О К П 12.­ таблица          Задание.( 7 кл).   Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее  найти  одинаковые(за 2 минуты) 2) 1) v = s/t P = gm Л Е И Д И Н Е П С И Н Н Г А М Р А И 3) N = A/t 4) s = vt 5) t = s/v 9) N = A/t 6) F = gm 10) v = s/t 7) P = F/S 11) s = vt 8) P = gph 12) A = FS 13. Упражнения на развитие мышления. Упражнения предназначены для развития способности к   классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений.        Задания. Обучающимся предлагается бланк с рядами слов.    В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием,  четвертое к ним не относиться.  За три минуты найти лишние слова и вычеркнуть их.    1. Масса, скорость, секунда, плотность (7кл)       Весы, сила, мензурка , динамометр      Килограмм, ньютон , джоуль , путь 2.  Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон (11кл)      Альфа­лучи, альфа­частицы, бета­лучи, гамма­лучи      Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон14. Для развития творческих способностей и поддержанию творческой  активности обучающихся на уроках физике применяются следующие  задания: Рефераты и доклады.  В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность  *самореализации через исследовательскую деятельность,  приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации,  умение анализировать различную информацию и  создавать собственную работу, включая постановку целей и задач,  их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Задачи. Графические задачи.  Решение задач развивают смекалку и сообразительность ,логику  обучающихся. Литературные фрагменты. Выполнение задания способствует развитию образного видения физических  явлений. Эксперименты.  Физика является экспериментальной наукой. Обучающиеся приобретают навыки планирования физического  эксперимента в соответствии с поставленной задачей,  учатся выбирать рациональный метод измерений,  выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых  экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и  родители. Изготовление   приборов.  Позволяют проявить свои творческие способности . развивают интерес к  предмету. Кроссворды.  Обучающие анализируют и синтезируют знания по физике. 15.Развитие творческих способностей обучающихся при использовании  графического метода Метод используется в обучении физики  для формирования и анализа изучаемых физических  понятий (путём  раскрытия их связи с другими понятиями),  для решения задач,  обобщения, систематизации знаний и др.Графические задачи могут иметь тренировочный или проблемно­ творческий характер  * в зависимости от того, как они решаются:по образцу или нет),  *  в зависимости от условия при их решении    нужно или строить график по известным параметрам  (заданным  словесно, аналитически, в виде таблицы)  или извлечь информацию из приведённого графика.   16.­ таблица      а к и ф а р г   е и н е о р т с о П     Табличные данные  По данным таблицы постройте график зависимости скорости трактора от  движущей силы:  v  ,м/с  3,2  F  ,кН  94,0  4,4  6,4  8,8  10, 5  65, 0  42, 0  27, 3  25, 0  Выразите графически функциональную  зависимость силы тока от  напряжения по закону Ома для  металлического проводника   I =  U / R                  ,  Постройте график изменения  температуры воздуха  в течение одного дня      t  0   (  t  )  Функциональная  зависимость  Наблюдения  и измерения  17.­ таблицаи и ц а м р о ф н и а к и ф а р г   з и   е и н е ч е л в з И Что означает  точка пересечение  графика…….   Словесное описание  процесса.  Какие процессы  представлены на  графике?      18.  Литературные фрагменты   способствую видению физических  явлений,   а это углубляет восприятие и понимание физики. Зачитывается литературный фрагмент.       Схема работы с литературным текстом: Внимательно прослушайте отрывок. Определите, о каких физических явлениях идет речь.Укажите отличительные особенности и условия протекания тепловых явлений описанных в отрывке и объясните их. Какие тепловые явления и как будут протекать, если условия изменятся. Примеры работ детей – 19,20,21 22.  Эксперименты   1.Методом рядов определите диаметр ниток и тонкой проволоки, пшена  пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом.  Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя. 2.С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага(L).  По пути в школу подсчитайте число шагов(N) и определите перемещение(S) . (S=NL)   На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и  перемещения. 3. С помощью трубочки из­под отработанного стержня шариковой ручки и  мыльного раствора получите мыльный пузырь.  Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет  шарообразную форму. 4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали?  Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки  зрения молекулярного строения вещества. Для отчета:                                 Проделал:               Проделал  :             Наблюдал:              Вычисляю: Объясняю:               Ответ: 23. Самодельные приборы    рычажные весы     В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных  коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы,  воткните в брусок пластилина или ластика.     В качестве гирь используйте монеты        (до 1990г) достоинством:      1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г.        Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в  клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г. С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки  соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.  Мензурка   Пластмассовую бутылочку из­под газированной воды аккуратно обрезают  сверху.    Закрепляют скотчем на внешней стороне мензурки бумажную полоску ­  указатель.Затем градуируют мензурку,         вливая отмеренные порции воды и отмечая цифрами деления на  указателе.   Работы детей   24.   МЕНЗУРКА  25.   ВЕСЫ  26.Кроссворды27. ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ  28. Выводыположительно влияет на уровень познавательной потребности, что  обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.       формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и  принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку  зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.       развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать  различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с  разных сторон, сравнивать и обобщать факторы.       Стойко поддерживается интерес к предмету.