1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ –
Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
2. Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив. Н.В. Вишнякова
Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?
Поставив перед собой цель развивать творческие способности обучающихся , я выделила
ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности;
прививать навыки исследовательской и проектной работы;
развивать логическое мышление, воображение обучающихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
показывать практическую направленность знаний,
получаемых на уроках физики;
Учитель физики МБОУ Школа № 128 г.о. Самара
Буданова Ольга Евгеньевна
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ –
Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
2. Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных
перспектив. Н.В. Вишнякова
Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому. Д. Бернал
3.Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались
многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре,
П.Капица и другие.
4. В.Г.Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью
развития творческих способностей.
В трудах известных физиков и ученых в области методики обучения физики:
И.И. Соколова, П.А. Знаменского, А.И.Перышкина, Д.Д.Галанина,
Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,
развитие творческих способностей занимает значительное место, как
составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
5. Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий
потенциал личности?
Поставив перед собой цель развивать творческие способности
обучающихся , я выделила
ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности;
прививать навыки исследовательской и проектной работы;
развивать логическое мышление, воображение обучающихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной
литературой, с современными источниками информации (интернет);
показывать практическую направленность знаний,
получаемых на уроках физики;
6. Методы обучения:
словесные, которые дают возможность задать высокий уровень
теоретических знаний;
наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов),
позволяющие активизировать ребят с нагляднообразным мышлением;
практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые
формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор
для творчества.7. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность,
способствующую развитию целого комплекса качеств творческой
личности:
умственной активности,
смекалки и изобретательности,
стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной
практической работы,
самостоятельность в выборе и решении задачи,
трудолюбие,
Способность видеть главное.
8. В качестве примера развивающих методик по физике рассмотрим
некоторые приемы
развития памяти, внимания, мышления
Упражнения на развитие восприятия.
Цель данного блока заданий развитие способностей к продуктивному
восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности
сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие
пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения
предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.
1Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины:
Для 9 класса:
a, p, S, t, F, m, v, N, R, V
Для 7 класса
1в.время,масса
2.в.путь,объём
3.в сила,температура
9. Таблица
10 Упражнения на развитие внимания.
Цель тренировка и развитие особенностей произвольного
внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объема,
переключения и распределения.
Задание. (8кл.) Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали
термины, соответственно указанным ниже вопросам
Найти слова, обозначающие физические понятия
1.Единица измерения сопротивления.
2.Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
3.Сила, всегда направленная против направления скорости движения.
11. таблица
Н
К
А
О
К
А
В
Е
Т
АЗ
Э
З
Л
Г
И
К
И
Е
Е
Л
З
У
Ч
З
И
Т
Р
Р
О
А
Р
Е
Н
Ф
Н
Е
Д
Н
Т
Я
Е
И
Е
И
Е
П
Р
Е
И
Я
В
Н
А
Л
О
М
И
К
А
Ч
А
Н
Е
Н
Е
Ж
О
Т
Ы
Р
В
Л
Е
И
Н
Ц
К
Е
О
К
П
12. таблица
Задание.( 7 кл).
Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее найти
одинаковые(за 2 минуты)
2)
1)
v = s/t
P = gm
Л
Е
И
Д
И
Н
Е
П
С
И
Н
Н
Г
А
М
Р
А
И
3)
N = A/t
4)
s = vt
5)
t = s/v
9)
N = A/t
6)
F = gm
10)
v = s/t
7)
P = F/S
11)
s = vt
8)
P = gph
12)
A = FS
13. Упражнения на развитие мышления.
Упражнения предназначены для развития способности к
классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию,
выработки нестандартных решений.
Задания.
Обучающимся предлагается бланк с рядами слов.
В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием,
четвертое к ним не относиться.
За три минуты найти лишние слова и вычеркнуть их.
1. Масса, скорость, секунда, плотность (7кл)
Весы, сила, мензурка , динамометр
Килограмм, ньютон , джоуль , путь
2. Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон (11кл)
Альфалучи, альфачастицы, беталучи, гаммалучи
Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон14. Для развития творческих способностей и поддержанию творческой
активности обучающихся на уроках физике применяются следующие
задания:
Рефераты и доклады.
В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность
*самореализации через исследовательскую деятельность,
приобретают знания об особенностях работы с различными источниками
информации,
умение анализировать различную информацию и
создавать собственную работу, включая постановку целей и задач,
их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Задачи. Графические задачи.
Решение задач развивают смекалку и сообразительность ,логику
обучающихся.
Литературные фрагменты.
Выполнение задания способствует развитию образного видения физических
явлений.
Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой.
Обучающиеся приобретают навыки планирования физического
эксперимента в соответствии с поставленной задачей,
учатся выбирать рациональный метод измерений,
выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты
Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых
экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и
родители.
Изготовление приборов.
Позволяют проявить свои творческие способности . развивают интерес к
предмету.
Кроссворды.
Обучающие анализируют и синтезируют знания по физике.
15.Развитие творческих способностей обучающихся при использовании
графического метода
Метод используется в обучении физики
для формирования и анализа изучаемых физических понятий (путём
раскрытия их связи с другими понятиями),
для решения задач,
обобщения, систематизации знаний и др.Графические задачи могут иметь тренировочный или проблемно
творческий характер
* в зависимости от того, как они решаются:по образцу или нет),
* в зависимости от условия при их решении
нужно или строить график по известным параметрам (заданным
словесно, аналитически, в виде таблицы)
или извлечь информацию из приведённого графика.
16. таблица
а
к
и
ф
а
р
г
е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
Табличные данные По данным таблицы постройте график
зависимости скорости трактора от
движущей силы:
v ,м/с
3,2
F ,кН
94,0
4,4 6,4 8,8 10,
5
65,
0
42,
0
27,
3
25,
0
Выразите графически функциональную
зависимость силы тока от
напряжения по закону Ома для
металлического проводника
I = U / R
,
Постройте график изменения
температуры воздуха
в течение одного дня
t 0 ( t )
Функциональная
зависимость
Наблюдения
и измерения
17. таблицаи
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
а
к
и
ф
а
р
г
з
и
е
и
н
е
ч
е
л
в
з
И
Что означает
точка пересечение
графика…….
Словесное описание
процесса.
Какие процессы
представлены на
графике?
18. Литературные фрагменты способствую видению физических
явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.
Зачитывается литературный фрагмент.
Схема работы с литературным текстом:
Внимательно прослушайте отрывок.
Определите, о каких физических явлениях идет речь.Укажите отличительные особенности и условия протекания тепловых явлений
описанных в отрывке и объясните их.
Какие тепловые явления и как будут протекать, если условия изменятся.
Примеры работ детей – 19,20,21
22. Эксперименты
1.Методом рядов определите диаметр ниток и тонкой проволоки, пшена
пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом.
Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя.
2.С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага(L).
По пути в школу подсчитайте число шагов(N) и определите перемещение(S) .
(S=NL)
На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и
перемещения.
3. С помощью трубочки изпод отработанного стержня шариковой ручки и
мыльного раствора получите мыльный пузырь.
Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет
шарообразную форму.
4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали?
Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки
зрения молекулярного строения вещества.
Для отчета:
Проделал: Проделал :
Наблюдал: Вычисляю:
Объясняю: Ответ:
23. Самодельные приборы
рычажные весы
В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных
коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы,
воткните в брусок пластилина или ластика.
В качестве гирь используйте монеты
(до 1990г) достоинством:
1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г.
Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в
клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.
С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки
соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.
Мензурка
Пластмассовую бутылочку изпод газированной воды аккуратно обрезают
сверху.
Закрепляют скотчем на внешней стороне мензурки бумажную полоску
указатель.Затем градуируют мензурку,
вливая отмеренные порции воды и отмечая цифрами деления на
указателе.
Работы детей
24. МЕНЗУРКА
25. ВЕСЫ
26.Кроссворды27. ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ
28. Выводыположительно влияет на уровень познавательной потребности, что
обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.
формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и
принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку
зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.
развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать
различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с
разных сторон, сравнивать и обобщать факторы.
Стойко поддерживается интерес к предмету.