В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны.
Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками.
В древности люди верили, что рисунки не только украшают дом или вещи, но и оберегают хозяев, защищают их.
Здесь собрано 31 роспись, которая существуют в нашей стране.Источник: https://travelask.ru/blog/posts/33173-palehskaya-mstyorskaya-holuyskaya-i-esche-28-vidov-russkoy-n?ysclid=lamud8omw5481289244
Борецкая
Может выполняться из набора простых ромбиков, кружков или треугольников, а может содержать сложный тематический рисунок и орнаменты. Главной же особенностью является черный контур всех элементов узора.
Вологодская
Один из современных видов росписей, который был придуман в 1976 году вологодскими мастерами: они решили сделать новый вид хохломы, взяв ее узоры, но заменив краски — стали рисовать голубыми и черными по серебру.
Вятская
Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства.
Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков.
Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.
Гжель
Один из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами.
Гжель, вопреки мнению наших гостей из-за рубежа, является как раз «обрусевшей иностранкой» и происходит от китайского фарфора цинхуа. В XIV веке такая техника стала использоваться и в европейских странах, а в XVII веке голландцы создали уже свой собственный стиль росписи в бело-синих тонах. Петр I, которому такие изразцы очень понравились, решил наладить их производство в России.
А гжелью данный вид прикладного искусства назвали потому, что белую глину высочайшего качества, которую к тому времени около четырех веков использовали на нашей родине для гончарного промысла, добывали в селе Гжель под Москвой.
Гуслицкая
Считается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.
Костромская
Одна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.
Липецкая
Довольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов.
Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.
Мстёра
Это лаковая миниатюра, которая вместе с палехом и холуем является центром русской иконописи. Кроме того, в тематике преобладают русские сказки, исторические или бытовые сюжеты. Мастера стараются избегать слишком темных фонов, чтобы не перекликаться с «конкурентами», а потому мстёрская миниатюра светлая и яркая.
Пермогорская
Яркие красные узоры на светлом фоне, желтые и зеленые оттенки использовались как дополнительные цвета.
Чаще всего мастера выбирали растительные узоры, мифических птиц Сирин или жанровые сцены из крестьянской жизни.
Петербургская
Как и в жостово, эта роспись специализируется на украшении подносов, однако цвета используются более элегантные: белые цветы с золотыми листьями на традиционном черном фоне.
Пучужская
Родилась эта роспись в северных регионах страны и использовалась для украшения посуды и мебели. Основным цветом для промысла был выбран темно-красный — другие оттенки быстро выцветали на морозах и ярком солнце, а этот оставался заметным долгое время.
Ракульская
Для нее художники используют крупный орнамент, золотистые, зеленые, коричневые цвета и обязательно черный, которым изображают не только контуры, но и детали: птиц, ветки, кусты.
Северная Двина
Обычно мастера обобщают четыре вида живописи — борецкую, пермогорскую, ракульскую и северодвинскую — в одну большую группу «северная роспись», потому что все они зародились в селах на берегах реки Северная Двина. Однако каждый из этих видов имеет свои особенности, и конкретно этот не исключение. Он имеет более яркие цвета и сложные орнаменты.
Семикаракорская
Это яркие рисунки на белой керамике придумали мастера донского казачества.
Как и гжель, такая расписная посуда высоко ценится среди коллекционеров, но приковывает больше внимания благодаря ярким краскам.
Федоскино
Эта миниатюра также делается лаковыми красками, как палехская или холуйская, но в отличие от тех не использовалась для росписи икон.
Основными же мотивами служат сцены из жизни обычных людей, реже эпизоды из русских сказок.
Холуй
В этой росписи мастера используют самое широкое многообразие цветовой палитры, а также не ограничиваются сказочной или крестьянской тематикой — современные работы могут изображать космос, ракеты, спорт и строительство.
Хохлома
Яркая роспись, которая чаще всего делается на темном фоне. Для рисунка используют красные, желтые, зеленые и оранжевые цвета. Также в росписи всегда добавляется золотой цвет. Чаще всего мастера используют цветочные и ягодные мотивы, а также птиц.
Шенкурская
Об этой росписи известно меньше всего, а данные разнятся. Но и для нее характерен свой определенный стиль: светлый фон, обычно прозрачный лак на дереве, и желтые, зеленые, оранжевые цветы.
Источник: https://travelask.ru/blog/posts/33173-palehskaya-mstyorskaya-holuyskaya-i-esche-28-vidov-russkoy-n?ysclid=lamud8omw5481289244
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.