Организационно-педагогическое
обеспечение развития
социального партнерства и
продвижения услуг
дополнительного образования
детей и взрослых.
Код C/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6.3
Необходимые знания
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся.
Метод и прием
С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.)
Методы обучения
Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:
как способ деятельности учителя и учащегося;
как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся;
как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию.
Методы
. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
репродуктивный;
метод проблемного изложения;
частично-поисковый (эвристический);
исследовательский.
Выбор методов
Выбор методов обучения
Результаты ряда исследований (М.И. Махмутов, А.Н. Алексиюк, Ю.К. Бабанский и др.) позволили определить ряд факторов, влияющих на выбор учителем методов обучения на уроке:
Цель и задачи обучения; уровень обученности, который необходимо достигнуть.
Содержание учебного материала (объем, уровень сложности) и принцип его отбора.
Закономерности обучения и соответствующие им дидактические принципы.
Уровень учебной подготовленности учащихся, их мотивации учебно-познавательной деятельности учения.
Индивидуальные особенности и реальные учебные возможности учащихся (возраст, работоспособность, учебная тренированность, выносливость и др.).
Отведенное для обучения время (продолжительность изучения раздела, темы).
Материально-технические, организационные условия обучения.
Тип и структура учебного занятия.
Применение методов обучения на предыдущих уроках.
Характер взаимодействия и стиль общения педагога и учащихся, которые сложились в процессе учебного труда (передача «готовых знаний» или совместный поиск, сотрудничество и ли авторитарность).
Количество учащихся в классе.
Уровень профессиональной компетентности учителя.
Классификация методов
Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому, который выделил методы:
1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Метод
МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ. Под деловой игрой понимают моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Метод деловой игры используется для решения комплексных задач усвоения нового учебного материала и его закрепления, развития творческих способностей учащихся, коммуникативных умений. В процессе деловой игры у учащихся формируются общеучебные умения, изучаемый объект рассматривается с различных позиций.
Метод
Деловой театр.В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в ситуации. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ученика ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ
Этот метод служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой. Существуют три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается человек в процессе деятельности:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.