Цель :1.Развитие возможностей интеллектуальной деятельности и ее значение для развития личности обучающихся;2. Образование и самообразование как необходимое качество современного человека и условие достижения личного успеха;3. Интерес к познанию нового, исторического прошлого России.
Более 300 лет – с 1613 по 1917 год нашей страной правила династия Романовых (династия – ряд царей из одного и того же рода)У «Тишайшего» царя Алексея Михайловича и второй его жены Натальи Кирилловны Нарышкиной, принадлежавшей к не очень знатному боярскому роду, родилось две дочери и сын, которому и суждено было войти в историю под именем Петра Великого. (всего 16 детей, у первой супруги 13, второй -3)«То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник –Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник» А.С.Пушкин
Царем Петр стал в 10 лет (всеми государственными делами заправляла старшая сестра Софья, она сама хотела стать царицей. но по законам того времени женщина не могла наследовать престол). Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучаясь военным премудростям. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные полки» (потеха- игра, забава). На реке была построена потешная крепость, там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра артиллерийской науке. Со временем «потеха» во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. С них и началась новая регулярная русская армия.
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Отец Петра, царь Алексей Михайлович, собирал модели «малых кораблей», которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае маленькое парусное судно деда Никиты Ивановича Романова. Пока ремонтировали, выделывали мачту, шили парус. Петр постигал премудрости новой потехи. Научился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Много времени прошло, пока царь освоил все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился, все мог сам сделать- от киля до клотика (шар с отверстиями для пропускания тросов). Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.
Петр I любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, отправлялся в Адмиралтейство, следил за постройкой судов, часто сам брался за топор, потом занимался токарным делом, которое очень любил. (Всего у него было 50 токарных станков.) В 11 часов садился обедать, обед состоял из немногих простых блюд. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство. Вечером обычно навещал друзей. Возвращался рано и ложился спать. «Делу время, потехе – час», - частенько напоминал Петр окружающим.
Деньги, как и торговля, появились очень давно, но не сразу приняли привычный для нас вид. Первые русские монеты появились в конце X века. Во времена монгольского нашествия роль денег исполняли серебряные слитки – гривны. Чтобы уплатить часть гривны, ее нужно было разрубить. Так появилось слово – рубль. При Иване Грозном (XVI в) на русских монетах изображали всадника с копьем и народ их быстро прозвал копейками. Сначала монеты чеканили кузнецы. Монеты были разные, часто неровные. При Петре I печатали в специальных местах - монетных дворах. В ходу были копейки, пятаки, гривенники (10 коп), полтинники (50 коп), рубли.
Русские воины-пехотинцы вооруженные огнестрельным оружием получили название «стрельцы». Воинская служба, которую несли стрельцы, во многом отличалась от современной. Во-первых, служба в стрелецком войске переходила по наследству (сын стрельца тоже должен был стать стрельцом). Во-вторых, в свободное от службы время стрельцы вели свое хозяйство, могли заниматься торговлей и ремеслом. Боеспособность войска от этого страдала. Молодой русский царь Петр I понимал, что стрелецкое войско устарело, необходимо заменить его такой армией, где солдат занимался бы только одним делом – службой. Петр перевел стрелецкие полки подальше от столицы, на окраины страны. В июне 1698 года стрельцы подняли бунт, они требовали вернуть стрельцов в Москву. Бунт был жестоко подавлен. Более 1000 его участников были казнены. Казнили стрельцов на Красной площади в Москве. Это событие отразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» русский художник В.И.Суриков. Стрелецкое войско прекратило свое существование, и с того времени берет начало регулярная (постоянная) армия.В России единая военная форма впервые появилась у стрельцов. Тогда же появился термин «мундир». Под мундиром понимали все военное снаряжение, принадлежавшее офицеру или солдату. «Если кто свой мундир проиграет, продаст или в залог отдаст, оный имеет быть жестоко наказан, расстрелян или на галеру сослан быть…» - говорилось в Морском уставе 1720 года, написанном царем Петром I. Всем известно и выражение «честь мундира», означающее храбрость, верность воинскому долгу и знамени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.