4 класс. Урок развития речи. Составление текста текста по репродукции картины И.Е.Грабаря .

  • docx
  • 20.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 класс. РР Составление текста текста по репродукции картины И.Е.Грабаря ..docx

Дата: 28.02

Тема: РР.Составление текста по репродукции картины И.Е.Грабаря «Февральская лазурь». Стр.49,упр.107. 

Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: портрет И.Е.Грабаря, репродукция картины «Февральская лазурь». Стр.49,упр.107. 

Ход урока

I. Организационный момент

Словарная работа.

Салют, кастрюля, тарелка, вагон, экскурсия, издалека, космический, километр, металл, железо, победа, солдат.

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте предложения, которые у вас получились.

—  Можно ли их назвать текстом?

—  Назовите тему этого текста.

—  Как его можно озаглавить?

—  Назовите имена прилагательные, их окончания и падеж.

III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о Н.К. Рерихе

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге. В 1883 г. Николай Рерих сдал вступительные эк­замены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петер­бурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Май воскликнул: «Будет профессором!» Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.

В 1893 г. Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А. И. Куинджи. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет (окончил в 1898 г.), прослушал курс историко-филологического факультета.

С весны 1918г. художник жил за рубежом, побывал во многих странах.

Н.К. Рерих - автор более 7000 картин, объединённых в те­матические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха -монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции.

2. Работа по учебнику

Упр. 84 (с. 40).

—  Прочитайте текст.

—  О каком художнике вы прочитали? Что вы о нём узнали?

—  Что ещё вы знаете об этом человеке?

—  Выполните задания к упражнению.

(Проверка. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

Древние (И. п.) легенды, древние (И. п.) предания, древние (И. п.) былины, любимыми (Т. п.) темами, замечательных (П. п.) полотнах, русских (В. п.) богатырей, заморские (И. п.) гости, красочных (П. п.) ладьях, студеным (Д. п.) водам.

 Фонетический разбор:
Русь [рус’] – 1 слог.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., ударн.
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука


4 б., 3 зв.

Разбор слова как части речи:
Сказочного – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какого?». Н. ф. – сказочный. Согласуется с существительным м. р., ед. ч., В. п. В предложении является второстепенным членом.

 IV. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 85 (с. 40).

—  Прочитайте задание.

—  Рассмотрите картину.

—  Что на ней изображено?

—  Какое настроение создаёт картина?

—  Прочитайте текст.

—  Какие вопросы у вас возникли?

—  Какие чувства, мысли пробудила в вас картина? (Написание сочинения на черновике.)

Картина, по моему мнению, названа так, потому что на ней изображены чудесной красоты ладьи Варягов, приплывших в качестве гостей в царство русское.

   Николай Константинович Рерих – художник сказочник, создал картину «Заморские гости» по своей любимой теме: легенды, сказки и былины.
    Огромный корабль, с развевающимся на ветру парусом, спешит в дальние края. Отважные бойцы, Варяги, в сияющих на солнце шлемах вглядываются в гостеприимные земли.
    Корабли гостей поражают своими размерами. Драконы, прокладывающие путь, разрезая воду, возвышаются над кормой. Белые барашки на кончиках волн лижут яркую древесину. Кажется, будто ни одной души нет на километры вокруг, и только чайки сопровождают гостей к землям незнакомым.
    Картина понравилась мне тем, что корабль Рерих написал так, словно он вот-вот выйдет за рамки работы и поплывет на меня, брызги волн окатят с ног до головы, а ласковый теплый ветер поиграет в волосах и улетит прочь вместе с кричащими чайками.

Разбор слова как части речи:
Расписные – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какие?». Н. ф. – расписной. Согласуется с существительным мн. ч. В предложении является второстепенным членом.

Утреннего – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какого?». Н. ф. – утренний. Согласуется с существительным ср. р., ед. ч., Р. п. В предложении является второстепенным членом.

 V. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

—  Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

—  О жизни какого художника вы сегодня узнали?

—  Что вам запомнилось из его биографии?

—  Возникло ли у вас желание познакомиться с другими кар­тинами художника?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами Н.К. Рериха. Упр. 85 (с. 40) — выполнить разбор слов как частей речи.