Урок Памяти ( единый урок)
Тема: 8 сентября - День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
Цель мероприятия:
– расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; формировать познавательный интерес учеников, привлечь детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого Донбасса;
– развивать личностное отношение ребёнка к истории своей страны, обогащать словарный запас учеников;
– воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, сформировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны;
– воспитывать желание изучать историю, беречь традиции, переживать о будущем страны, утверждать гуманистическую мораль, формировать общечеловеческие ценности.
Оборудование: конверты с пословицами, кроссворд, свечи, иллюстрации памятников героям Великой Отечественной войны, стихи о Донецке.
Ход мероприятия
Эпиграф
Тем, кто шёл в бой за Родину,выстоял и победил
Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну
Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
Всем, кто ушёл в бессмертие и тем, кто победил, ПОСВЯЩАЕТСЯ
I. Организационный момент
Минута фантазии.
– Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и перенесёмся в далёкий 1941 год. Закройте глаза. Представьте себе 21 июня 1941 года. Тихая летняя ночь окутала землю. Но в темноте ярко светятся окна школ-десятилеток. Это выпускники, прощаясь со своим детством, со школой, собираются вступить во взрослую жизнь. Будоража сонные улочки города громкими песнями, ребята вышли встречать рассвет. Все они были счастливые, полные надежд.
Ученица 1
- Дима, как ты думаешь, что нас ждёт в будущем?
Ученик 1
- Я буду работать на заводе вместе с отцом.
Ученица 1
- А у меня мечта – стать учителем истории.
Ученик 1
- Я уверен, так и будет.
Ученица 2
- Какое сегодня чудесное утро!
Ученик 2
- Да, жаль только, что сегодня мы все разъедемся.
Ученица 2
- Ты обязательно станешь известным авиаконструктором.
Ученик 2
- А ты – актрисой, и я буду ходить на все твои спектакли, ведь мы расстаёмся не навсегда?
Ученица 2
- Мы обязательно встретимся!
Учитель:
- Откуда им было знать, что беда уже пришла…
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
ІІ. Подготовительная работа к постановке темы.
– Это был обычный воскресный день – 22 июня. Ярко светило солнце, и небо было голубое- голубое. И вдруг – война...
Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.
III. Сообщение темы и задач урока.
– Этой осенью исполняется 77 лет освобождению Донбасса от фашистских захватчиков. Сегодня на уроке мы с вами постараемся воссоздать картины военных лет.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Составление ассоциативного куста.
Чтец 1:
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово - война,
Над планетой, над целым миром
Тянет чёрные руки она.
горе боль
героизм ВОЙНА подвиг
смерть крик
2. Сообщение учителя. Историческая справка.
- Донбасс под оккупантами был почти два года. И все это время людям приходилось не только просто жить, но и выживать. Для фашистского командования Сталино был стратегической целью не только как промышленный центр, но и с идеологической точки зрения. Захватить город, носивший имя вождя Страны Советов, было целью, которую Гитлер ставил командующему группой армий "Юг". Первая авиабомба упала на проспект Лагутенко уже 31 августа 1941 года. А через месяц город брала 6-я немецкая армия из 14 дивизий (250 000 человек) и танковая группа генерал-полковника фон Клейста.Из столицы Донбасса полным ходом шла эвакуация. Что не могли спасти − уничтожали.9 октября металлургический завод выпустил последнюю партию чугуна и залили им все ковши, печи и подъездные пути. Город окончательно сдали фашистам 21 октября 1941 года.
Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года после того, как солдаты 301-й и 50-й стрелковых дивизий преодолели оборону противника за поселком Щегловка. Полностью город был освобожден уже в первой половине следующего дня, 8 сентября. Удары по вражеским войскам были одновременно нанесены с севера и юга (силами 50-й стрелковой дивизии), а позже по восстановленным мостам через Кальмиус в Сталино вошли танковые войска. Неисчислимые потери понесла Донецкая земля в этой войне. Почти 250 тысяч наших земляков не вернулось с войны. На полях сражений за Донбасс погибло более 60 тысяч человек.
Каждый год 8 сентября, в день, когда был освобожден город Сталино, отмечается День освобождения Донбасса.
Чтец 2:
У плит гранитных – маковый огонь.
Тюльпаны у гранитных плит в поклоне.
Любой цветок в донецких землях тронь –
Он обожжет, он словно молвит:
– Помни!
Учитель:
- Память о подвиге воинов навсегда останется в наших сердцах. Свидетельство этому - многочисленные памятники, установленные на Донетчине.
Памятник «Непокоренные» сооружен в 1957 году в парке имени Горького в Пролетарском районе Донецка. Скульптор изобразил вожаков подпольной антифашистской организации, действовавшей в Пролетарском районе в годы Великой Отечественной войны, Савву Матёкина, Степана Скоблова и Бориса Орлова.
В центре Донецка, у оперного театра, стоит памятник командиру 32 гвардейской отдельной танковой бригады гвардии полковнику Францу Андреевичу Гринкевичу.
Памятник героям-летчикам донецкого авиационного клуба ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-ОСОУ установлен в память о летчиках-героях Донецкого авиационно-спортивного клуба.
Ученик 4:
- Именами героев ВОВ названы улицы Донецка: улица Александра Матросова, И. Ткаченко, Д. Медведева, Т. Оленчука, Л. Чайкиной, Постышева, И. Конева,
Н. Щетинина, Н. Ватутина,Челюскинцев.
3. Практическая работа.
- Сегодня мы зажжем маленькие огоньки любви.
(Дети со свечами в руках выходят вперёд на каждое слово:
- огонёк мужества,
- смелости,
- отваги,
- патриотизма,
- материнской любви,
- доброты,
- памяти)
- Пусть эти огоньки никогда не гаснут в ваших душах и передаются из поколения в поколение. А мы с молитвой о ветеранах можем обратиться к Богу.
«Молитва о ветеранах»
За Вас помолимся, седые ветераны.
Молитва пусть до господа дойдет,
Дай Бог здоровья и терпенья,
Пусть Ваша боль в небытие уйдет.
Погибшим воинам земля пусть будет пухом,
А Вам, живым, дай Бог подольше всем прожить,
О войнах на земле больше не слышать,
И мамам нашим сыновей не хоронить!
Мы молим, чтоб не кровь,
Любовь со светом повенчалась,
За Вас молитва наша.
За Донбасс.
V. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1. Составление сенкана со словом МИР.
Мир
Радужный, счастливый
Отстоять, сохранить, преобразить
Мы хотим жить в мире!
Счастье.
2. Работа с пословицами.
Ученики получают конверт с разрезанными на слова пословицами о войне, армии, службе. Задание – собрать и объяснить пословицу.
1) Тяжело в учении, легко в бою. Без смелости не возьмешь крепости.
2) За правое дело стой смело. Кто Родине верен, тот в бою примерен.
3) Держи порох сухим - будешь непобедим. Честь солдата береги свято.
4) Если хочешь мира, будь готов к войне. Казак без коня, что солдат без ружья.
5) Солдат спит, а служба идет. Дружно за мир стоять - войне не бывать.
6) Автомат да лопата - друзья солдата. Бой - святое дело, иди на врага смело.
7) В бою побывать - цену жизни узнать. Кто честно служит, с тем слава дружит.
3. Разгадывание кроссворда.
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
3 |
|
|
|
|
|
||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
6 |
|
|
|
|
|
||||
|
7 |
|
|
|
|
|
2 |
|
||
8, 1 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|||||||||
По горизонтали:
1. Порох + гильза = ?
2. Артиллерийское орудие, названное женским именем.
3. Какое звание присуждалось солдатам за высокое мужество и героизм?
4. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
5. Револьвер, браунинг, …
6. Оно было у каждого полка, его несли впереди строя.
7. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет
Человек им управляет. Что же это?
8. Чем награждались солдаты за мужество и героизм?
По вертикали:
1. Укрытие для солдата.
2. Стоит черепаха - стальная рубаха,
Враг в овраг - да еще где враг.
Ответы
По горизонтали: 1. Пуля. 2. Катюша. 3. Герой. 4. Четыре. 5. Пистолет.
6. Знамя. 7. Самолет. 8. Орден.
По вертикали: 1. Окоп. 2. Танк.
В выделенных клеточках найдем название людей, которые сражались в тылу врага.
4. Литературная страничка. Стихотворения о Донбассе.
В
Донецке осталось в живых всего 6 ветеранов ВОВ освобождавших Донбасс 78 лет
назад. Шесть, всего шесть.Столько осталось в столице ДНР в
живых ветеранов, освобождавших Донбасс 78 лет назад.
Об этом сообщил глава горадминистрации Донецка
Алексей Кулемзин.
«Как мало их осталось среди нас – живых
свидетелей страшных испытаний. Еще пять лет назад мы поздравляли 140 ветеранов,
в прошлом году – 20, а сегодня в нашем городе их осталось всего шесть», –
подчеркнул градоначальник.
Мы все устали от войны.
Нам снится тишина.
Сердца надеждами полны,
Что кончится война.
В Донбассе мир настанет вновь
Нас всех объединит
Прощенье, Родина, любовь.
И разум победит.
Заколосятся вновь поля
И зацветут сады.
Залечит теплая земля
Былых боев следы.
Мы не хотим идти ко дну,
Мы видим путь вперед…
Кто не прошел через войну,
Тот вряд ли нас поймет.
***
Люди Донбасса мечтают о мире,
Что может быть для Донбасса важней?
И в каждом сердце, и в каждой квартире
Молятся тысячи разных людей!
Знаем и верим, развеяться тучи,
Будут от счастья светится глаза,
Родина станет сильней и могучей,
Слёзы осушат в церквях образа.
Люди Донбасса сильные духом
Трудятся славно и ночью, и днём.
Знаем, нелёгок их труд не по слухам,
Но лёгких путей мы не ищем, не ждём.
Будь то шахтёр, сталевар или пекарь
Трудятся все здесь во благо страны.
Врач и учитель, и библиотекарь
Лучшие люди родной стороны!
Пусть не легко нам порою бывает,
Выдержит всё стойкий русский народ.
Миру объятия свои раскрывает
И с верою в сердце, с надеждой живёт!
VІ.Итог мероприятия.
- Наш долг - помнить о страшных испытаниях, которые пришлось пережить украинскому народу в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые жили в это страшное время, о том, что всё меньше остаётся живых свидетелей этой страшной трагедии. А мы, живущие на планете, обязаны сохранить этот волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир нужно не мёртвым, это нужно живым.
Чтец:
Донбассу жить!.. Сирена шлёт сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Список литературы
1. Беспощадный П. Стихи о войне [Электронный ресурс]. URL: http://deratisator.livejournal.com/719445.html (дата обращения: 02.03.2018).
2. Щипачев С. Стихи о войне [Электронный ресурс]. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/shhipachev/1.htm (дата обращения: 02.03.2018).
3. Оккупация Донецка 1941 – 1943 [Электронный ресурс]. URL: http://infodon.org.ua/pedia/567 (дата обращения: 02.03.2018).
4. Памятники Донецка – Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятники_Донецка (дата обращения: 02.03.2018).
5. Стихи о Донецке, Влюбленные в Донецк[Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/vseodonets/topic/68031199666260 (дата обращения: 02.03.2018).
Электронный адрес: daskalcha@gmail.com
телефон + 380 71 361 90 86
Даю согласие на обработку персональных данных.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.