Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
В. Лазарев.
«Прощание славянки»
19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России, и наша страна вступила в Первую мировую войну. Россия этой войны не развязывала, не была готова к ней, и война стала тяжёлым испытанием как для русских солдат и офицеров, так и для всей страны.
Первая мировая война, в которой впервые была опробована новая военная техника — пулемёты, самолёты, танки, стала самой страшной и кровопролитной за всю предыдущую историю человечества. Потери России в этой войне были велики, и это во многом послужило причиной внутриполитических изменений в стране.
С первых дней на фронт уходили не только многочисленные рабочие и крестьяне, становившиеся солдатами, но и русские поэты и писатели, которые запечатлели события, образы и картины той войны в стихах и прозе, навсегда сохранив их в русской литературе.
Историко-культурный комментарий
К 100-летию Первой мировой войны на Поклонной горе в Москве был установлен памятник героям, который состоит из двух элементов: русского солдата, стоящего на постаменте с изображением военной награды того времени — Георгиевского креста, и многофигурной композиции, в которой на фоне флага России офицер поднимает солдат в атаку, а сестра милосердия спасает раненого. Скульптор Андрей Ковальчук на открытии памятника подчеркнул, что
создал собирательный образ русского солдата, так как в первой половине ХХ века страна прошла через несколько войн: в Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах мог фактически участвовать один и тот же человек.
Защита Родины всегда была священной обязанностью русского человека, и многие люди уходили служить добровольно. Знаменитый марш «Прощание славянки», часто звучавший при отправке военных эшелонов, стал музыкальным символом времени.
Историко – культурный комментарий
«Прощание славянки» — военный марш, музыка которого написана в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного. кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913), а текст многократно менялся. В России является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие.
Памятник в честь марша «Прощание славянки» был открыт в Москве на площади Белорусского вокзала в 2014 году к столетию начала
Первой мировой войны. Памятник состоит из двух фигур — солдата
в обмундировании Первой мировой войны и девушки, провожающей
его на фронт, а также из двух фонарей, на которых размещены щи-
ты с указанием годов «1914» и «1941» и элементами стрелкового
оружия времён Первой и Второй мировых войн. Монумент посвящён
российским солдатам, уходившим воевать, и всем женщинам, прово-
жавшим своих родных на войну.
Авторы памятника — скульпторы С. Щербаков и В. Малокостов, архитектор В. Данилов; сооружение памятника велось под
руководством народного художника России С. Щербакова.
Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.
Анна Ахматова восприняла войну как переломный момент между двумя эпохами: «ХХ век начался осенью 1914 года вместе
с войной...»
Александр Блок 1 сентября 1914 года написал стихотворение «Петроград-ское небо мутилось дождём...», запечатлев момент отъезда солдат на фронт.
Летом 1916 года Блок был призван в действующую армию и семь месяцев служил на Восточном фронте вблизи Пинских болот, где его инженерно-
строительная дружина строила окопы блиндажи. «Стоим в деревне Колбы, на днях переедем в Лопатино. Мы строим очень длинную позицию в несколько вёрст длины, несколько линий, одновременно роем новые окопы, чиним старые, заколачиваем колья, натягиваем проволоку, расчищаем обстрел, ведём ходы сообщения...» — писал он родным. До
передовой было около десяти километров, доносились звуки разорвавшихся снарядов, вражеские самолёты бомбили железнодорожную станцию.
Во время Первой мировой войны поэт Сергей Городецкий поехал на Южный (Кавказский) фронт военным корреспондентом
газеты «Русское слово».
Николай Гумилёв с началом войны записался добровольцем в уланский полк и отправился на передовую к границе с Восточной Пруссией, хотя из-за болезни глаз
был освобождён от воинской обязанности.
В качестве военного корреспондента дважды побывал на фронте Первой мировой и Михаил Пришвин, очерки которого печатались в военных газетах. Очевидец драматических событий, размышляя о воздействии войны на моральный облик взявшего в руки оружие человека, он зафиксиро-вал в своих дневниковых записях различные этапы войны и создал образ русского солдата — вчерашнего крестьянина, рабочего, студента.
Из первых уст
Петроградское небо мутилось дождём,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие — не в лад — Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под чёрною тучей весёлый горнист
Заиграл к отправленью сигнал
.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колёс и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это — ясная, твёрдая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость — её заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть — её застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...
А. А. Блок <
Вопросы и задания
1. Как отозвались русские поэты на начало Первой мировой войны ? Что заставило их отправиться на фронт или активно работать в тылу ? Какой мы видим войну в стихотворении и письме А. А. Блока?
2. Послушайте военный марш «Прощание славянки». Какие чувства он вызывает?
Сергей Митрофанович Городецкий (1884, Санкт-Петербург, Российская империя — 1967, Обнинск, СССР) — русский советский поэт, переводчик и педагог. Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил в 1902 году с золотой медалью 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян.
Литературные имена России
Военный период
Грянули годы первой мировой войны. Городецкого, как и многих других представителей интеллигенции, захватила волна казенного патриотизма. Он воспринимал эту войну как некую великую очистительную бурю, из которой Россия выйдет оздоровленной. Появляется сборник стихов “Четырнадцатый год”.
Из первых уст
Портрет С. М. Городецкого.
Худ. И. К. Пархоменко. 1909
> Когда я очутился на дороге, покрытой трупами наших солдат, и увидел колеи, забитые ранцами, окровавленными бинтами и шинелями, — я впервые понял, куда привело меня моё петербургское легкомыслие. Я понял, чем расплачивается Россия за участие в этой войне.
С. М. Городецкий <
Прочитайте стихотворение С. М. Городецкого «Воздушный витязь».
Как поэт относится к подвигу лётчика П. Н. Нестерова?
Работаем со словом
Низринуть — сбросить, свалить вниз, низвергнуть.
Крылатая дева Победа — здесь: имеется в виду Ника, богиня победы в древнегреческой мифологии. В римской мифологии ей
соответствует богиня Виктория.
«Воздушный витязь»Памяти П. Н. Нестерова
Пётр Никола́евич Не́стеров - 15 (27).02.1887, Нижний Новгород, Российская империя. Погиб – 26 (8.09).08.1914 в Австро- Венгрии. Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Самолеты того времени не были оснащены пулеметами для ведения воздушного боя, их целью считали разведку или бомбометание. Чтобы помешать австрийскому самолету сбросить бомбы на русские войска, Нестеров погиб в воздушном бою, впервые применив таран в практике боевой авиации
Он взлетел, как в родную стихию,В голубую воздушную высь,Защищать нашу матерь Россию, -Там враги в поднебесье неслись.
Он один был, воитель крылатый,А врагов было три корабля,Но отвагой и гневом объятый,Он догнал их. Притихла земля.
И над первым врагом, быстр и светел,Он вознесся, паря, как орел.Как орел, свою жертву наметилИ стремительно в битву пошел.
В этот миг он, наверное, ведалНад бессильным врагом торжество,И крылатая дева ПобедаЛюбовалась полетом его.
Воевала земля, но впервыеНебеса охватила война.Как удары грозы огневые,Был бесстрашен удар летуна.
И низринулся враг побежденный!..Но нашел в том же лютом бою,Победитель, судьбой пораженный,МОJiодую могилу свою.
Победителю вечная слава!Слава витязям синих высот!Ими русская крепнет держава,Ими русская сила растет.
Их орлиной бессмертной отвагойПробивается воинству след,Добывается русское благо,Начинается песня побед.
Слава войску крылатому, слава!Слава всем удальцам-летунам!Слава битве средь туч величавой!Слава русским воздушным бойцам!
Размышляем над прочитанным
1. Почему в стихотворении, посвящённом лётчику П.Н.Нестерову,
герой назван местоимением «он»?
2. Охарактеризуйте героя-лётчика. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для характеристики героя?
3. Проследите, как в стихотворении показано развитие воздушного боя.
4. Проследите, как в стихотворении противопоставлены земля и небо. Опишите их, используя цитаты.
5. Найдите в Интернете плакат «Подвиг и гибель лётчика Нестерова» и дополнительную информацию о герое. Расскажите о его подвиге.
6. Какие синонимичные слова и выражения использует поэт, говоря о героях-лётчиках? Найдите их, определите стилистическую окраску.
7. Как вы понимаете выражения «Воевала земля, но впервые / Небеса охватила война», «Пробивается воинству след»? С какой целью поэт многократно использует слово «слава» в финале стихотворения?
«Воздушный витязь» С.М. Городецкого — это стихотворение, которое представляет собой описание полета самолета. В стихотворении автор использует метафору «воздушный витязь», чтобы передать мощь и свободу полета. Он описывает, как самолет взлетает и поднимается в воздух, несясь над землей со скоростью света.
Автор использует образы и яркие описания, чтобы вызвать чувство эйфории и восхищения у читателя. Слова, такие как «небесный ковер» и «гималайские вершины», создают образ полета в высшей степени красочным и впечатляющим. Стихотворение также имеет ритм и рифму, что добавляет мелодичность и гармонию.
Анализируя стихотворение, можно сказать, что его главная тема — это свобода и возможность преодолеть границы и ограничения. Автор хочет показать, что полет в небо — это символ человеческих мечтаний и стремления к высшим достижениям.
Николай Гумилёв
Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист. Первый муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва. Совершил две экспедиции по восточной и северо-восточной Африке в 1909 и 1913 годах. Был расстрелян 26 августа 1921 года по обвинению в участии в антисоветском заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева». Однако активное участие в заговоре подтверждено не было и 30 сентября 1991 года посмертно реабилитирован решением Верховного суда СССР. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
Литературные имена России
1914 г. изменил привычный богемный образ жизни Гумилева:
распадался «Цех поэтов»,
напряженными стали отношения с женой,
летом началась Первая мировая война.
Николай Гумилев отправился на фронт
добровольцем.
В начале августа 1914 г. Гумилева зачислили в уланский полк. Его наградили Георгиевским крестом III и IV степеней, в январе 1915 года произвели в унтер-офицеры, а в марте 1916-го — в прапорщики гусарского Александрийского
полка.
О храбрости его ходили легенды. Гумилёв был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество. В стихотворении «Память», написанном незадолго до смерти, Гумилёв напишет о себе так:
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь.
В марте 1917 года за боевые отличия Гумилёва представили к награждению орденом Святого Станислава, но он не успел получить его. Военные впечатления поэта стали основой для сборника стихов «Колчан», который он подарил своему сослуживцу поручику М.М. Чича-гову с такой надписью: «Многоуважаемому Михаилу Михайловичу Чичагову от искренне его любящего и благодарного ему младшего унтер-офицера его взвода Н. Гумилёва в память весёлых разъездов и боёв. 27 декабря. 1915. г. Петроград». <
На время войны Гумилев выпал из литературной жизни России и не следил за ее изменениями. Однако в газете «Биржевые ведомости» публиковали цикл его военных очерков «Записки кавалериста». На фронте он писал религиозно-патриотические стихи, которые восхваляли русскую армию. Ярким примером творчества этого периода стал цикл «Наступление» 1914 г.
Офицерские погоны Н. С. Гумилева.
Архив Гуверовского института
Из первых уст
Войну он принял с простотою совершенной, с прямолинейной
горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей
России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание.
А. Я. Левинсон
Я буду говорить откровенно: в жизни у меня пока три заслуги — мои стихи, мои путешествия и война.
Из письма Н. С. Гумилёва М.Л. Лозинскому 2 января 1915 года
Из первых уст
Поэты Николай Гумилёв (слева) и Сергей Городецкий (справа)
» ...В военных стихах муза Гумилёва нашла себя действите-льно до конца. Эти стрелы в «Колчане» самые острые, здесь прямая, простая и напряжённая мужественность поэта создала себе самое достойное и подходящее выражение.... Он вырос в большого и взыскательного художника.
В. М. Жирмунский
Вообще война мне очень напоминает мои абиссинские путе-
шествия. Аналогия почти полная: недостаток экзотичности по-
крывается более сильными ощущениями. Грустно только, что
здесь инициатива не в моих руках, а ты знаешь, как я привык
к этому... Если бы только почаще бои, я был бы вполне удовлетворён судьбой. <...> Мы, наверное, скоро опять попадём в бой, и в самый интересный, с кавалерией. Так что вы не тревожьтесь, не получая от меня некоторое время писем, убить меня не убьют (ты ведь знаешь, что поэты — пророки)...
Из письма Н. С. Гумилёва А. А. Ахматовой <
Кровавым событиям Первой мировой войны посвящено стихотворение Гумилева «Наступление», написанное в 1914 году. Стих лег на бумагу под перо непосредственного участника боевых действий, поэтому произведение реалистично и пытается найти ответы на ряд сложных вопросов войны и мира.
Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «Наступление». Как поэт воспринимает войну? Обоснуйте свой ответ.
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
«Наступление» Н. Гумилев
Размышляем над прочитанным
1. Какой изображена война в стихотворении «Наступление»? Можно ли назвать отношение поэта к войне восторженным? Обоснуйте свой ответ.
2. Что даёт лирическому герою силы относиться к войне как к опасному путешествию: легкомыслие и неопытность; незнание скрытых трудностей войны; желание проверить себя на прочность; вера в то, что поэты не могут умереть и им помогает сам Господь? Обоснуйте свой выбор.
3. Объясните, как вы понимаете выражения «Золотое сердце России / Мерно бьётся в груди моей» и «И так сладко рядить Победу, / Словно девушку, в жемчуга».
4. Выпишите из стихотворения слова и словосочетания, в которых изображаются
военные будни, и цитаты, выражающие чувства лирического героя. Запишите их в цитатную таблицу.
5. Выпишите из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения и
определите смысловую роль каждого из изобразительно – выразительных средств языка для создания поэтом образной картины наступления.
* 6. Найдите в стихотворении контрастные образы. Как они помогают понять смысл стихотворения?
По сути стих является описанием одного наступления, в котором участвовал автор строк и которое он решил положить на бумагу, вместе со своими мыслями и переживаниями.
Стихотворение написано в жанре патриотической лирики, состоит из шести строф и имеет перекрестную рифмовку (раем – огня – наступаем дня). Стихотворный размер – дольник.
Из художественных троп отметим:
Сравнения («страна могла быть раем», «рядить победу, словно девушку»).
Эпитеты (страшный и светлый час, молоты громовые, гневные моря, дымный след, голос дикий).
Метафора (золотое сердце России... бьется в груди моей).
Стих откровенно патриотического толка, автор которого забывает разницу между честью защищать свою Родину и по велению царя (премьера, президента) воевать чужие земли из-за царских же интересов.
«Война» Н. Гумилев
М.М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это – мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
ноябрь 1914 г.
1 Какова цель солдат-тружеников? (Ответ найти в тексте и выпиши)
2 Какие высшие силы выступают на стороне русских солдат? ( по тексту стихотворения)
3.Какой изобразительно-выразительный приём позволяет создать яркую и образную,
звуковую картину войны? ? (Ответ найти в тексте и выпиши)
3.Какими словами описывает поэт тяготы войны, её жестокость? (из текста 2-3 примера)
Размышляем над прочитанным
1. Почему в стихотворении «Война» поэт сравнивает военные будни с трудом земледельцев и хлебопашцев?
2. Почему поэт считает, что «светло и свято дело величавое войны»? Можно ли считать войну величавым и святым делом? Прав ли поэт? Обоснуйте свою позицию.
3. Выпишите из стихотворения все контекстуальные
синонимы к слову «воины» и объясните их смысловую роль.
4. Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры, сравнения и
олицетворения. В чём их необычность? Определите их смысловую роль для создания образной картины войны.
* 5. Как понять последнюю строфу стихотворения? Как вы думаете, почему Господь должен благословить тех воинов, которые видят в поверженных врагах своих братьев? Обоснуйте свой ответ.
6. Прочитайте цитаты; помещённые в рубрике «Из первых уст». Как они характеризуют Н. С. Гумилёва и помогают понять его стихи?
7. Выучите наизусть одно из стихотворений о Первой мировой
войне и подготовьтесь читать его выразительно.
Знать тексты стихотворений; письменно ответь на вопросы:1. Какова цель солдат-тружеников? (Ответ найди в тексте и выпиши)2. Какие высшие силы выступают на стороне русских солдат? (по тексту стихотворения)3. Какой изобразительно-выразительный приём позволяет создать яркую и образную, звуковую картину войны? ? (Ответ найди в тексте и выпиши)4. Какими словами описывает поэт тяготы войны, её жестокость? (из текста 2-3 примера)
Домашнее задание:
Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении с названием «Голубая стрекоза»? Свою версию запишите в тетрадь.
Посмотрите, перед вами портрет человека, который написал это произведение, он же является автором эпиграфа. Кто этот человек? И что вам известно о нем? Какие произведения он написал?
Литературные имена России
» Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — писатель-прозаик, публицист. В своём литературном творчестве размышлял о вопросах человеческого бытия, о смысле жизни и особенно о связи человека с природой. Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатал очерки в
различных газетах. В 1914—1915 годах дважды побывал на фронте. Впечатления от войны отразились в его дневниковых записях. Перед глазами писателя прошли раненые солдаты, офицеры, дезертиры, беженцы, жители прифронтовой полосы. Размышляя о русских солдатах, бывших до войны крестьянами, рабочими, студентами, Пришвин пытался осмыслить губительное воздействие войны на человека. <
Из первых уст
> На войне у меня чувство такое же, как в Сибирской тайге: оно меня давит, я беспомощен. Но в тайге я нахожу какого-то постоянного жителя, здесь нет обитателей, здесь все подавлены так же, как я.
М. М. Пришвин <
Попробуйте составить древо предсказаний, оформите свои прогнозы в тетради, о чем на ваш взгляд будет произведение, опираясь на название, автора и жанр?
А теперь посмотрите на доску, перед вами ключевые слова из рассказа Пришвина, попробуйте в течение трех минут написать сюжет, опираясь на ключевые слова.
Первая мировая война 1914;
военный корреспондент в костюме санитара; чувство личной ненужности;
поигрывал со смертью;
Максим Максимыч;
укладывать раненых;
почувствовал себя настоящим человеком; один умирающий;
«водицы, ручья»;
почти мальчик;
над заводью кружилась голубая стрекоза;
она еще летает;
я не вижу.
На какие вопросы вы бы хотели получить ответ.
Что случилось с мальчиком?
Где встретил его корреспондент?
Кто играл со смертью?
Почему он не видит?
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина «Голубая стрекоза». Каким
предстаёт в нём русский человек на Первой мировой войне?
Если исчезнет воображение,
то человек перестанет быть человеком.
М.М.Пришвин
Работаем со словом
Батарея — здесь: укреплённая позиция для нескольких артиллерийских или миномётных орудий.
Блиндаж (воен.) — оборонительное сооружение — углубление в земле с покрытием из брёвен (обычно в два-три наката) для защиты от артиллерийского, миномётного огня противника.
Минаретка — здесь; растение дикого хвоща напоминает в миниатюре башню (минарет) на мусульманской церкви (мечети).
Заводь — небольшой залив, часть реки
(или озера) около берега с замедленным
течением.
1 фрагмент.
В ту первую мировую войну 1914 года я проехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.
Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я все же шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
Чьи версии оправдались?
Всё ли понятно во фрагменте, поставьте вопросы.
Почему так ведет себя герой?
Зачем ищет смерти?
Почему возникает чувство ненужности?
2 фрагмент.
- Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
- Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
- Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых…
Когда и почему у него исчезло чувство собственной ненужности?
Что стало ясно?
Во-первых, понятно как трудно найти свое место человеку далекому от войны, во-вторых, как хорошо, что в жизни можно найти человека, который тебя поддержит и направит, это очень важно
Как вы думаете, что произойдёт дальше с героем?
Для чего автор дает портрет Максима Максимовича?
Какова связь Максима Максимыча с главным героем?
Как они соотносятся?
Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан.
Они противопоставлены. Антитеза подчеркивает ненужность, несерьезность рассказчика и осознание важности происходящего старым капитаном, его опыт. В портретной характеристике М. М. выделяются «строгий голос», «бронзовое лицо с седыми усами было строго и почти торжественно», «решительным тоном» – эпитеты и обстоятельства образа действия выражают отношение старого капитана, бывалого воина к легкомысленному поведению героя.
3 фрагмент.
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
- Вот бы водицы…
Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он пил и повторял мне:
- Водицы, водицы, ручья…
С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
Каково ваше отношение к новому герою, мальчику?
Что нового внёс этот герой в ваше понимание? Какие мотивы прослеживаются в авторском тексте.
Страшно, когда идет война, гибнут дети, это неправильно; в произведении звучит тема добра и зла; мотив сочувствия чужому горю и боли; мотив милосердия; божьей заповеди – помощи немощному, ближнему
Прочтите описание внешности раненого бойца. Какую деталь выделяет автор в портрете раненого. Какое выразительное средство использует?
Лексический повтор. Повторяется слово «мальчик». Так автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу». Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»), чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик
4 фрагмент.
В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листики телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
- Спасибо, - прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
Почему, по-вашему, раненый молодой солдат попросил отнести его на берег ручья? Сравните свои предположения с мнениями своих одноклассников и аргументируйте свою позицию.
Что нового вносит пейзажная зарисовка в повествование рассказа?
Вселяет надежду на лучшее; усиливает контраст между понятиями: война и мир
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
На фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? Какова роль ее?
Автор противопоставляет (антитеза) природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда.
5 фрагмент
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
- А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.
- Летает, - ответил я, - и еще как!
Он опять улыбнулся и впал в забытье.
Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он опять спрашивает:
- Все еще летает?
- Летает, - сказал я, не глядя, не думая.
- Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
Чьи версии получили подтверждение?
Какие вопросы возникают у вас?
Почему так много несправедливости в мире? Зачем обманывать умирающего? Это конец рассказа?
Нет, у рассказа есть продолжение, но сейчас я предлагаю вам попытаться написать его концовку самостоятельно. Как вы думаете, каким должен быть финал?
Сейчас посмотрите на другую часть доски, на ней вы увидите продолжение ключевых слов, каковы теперь будут ваши версии?
над заводью кружилась голубая стрекоза;
она еще летает;
я не вижу.
6 фрагмент.
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
- Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора, но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
Чьи предположения совпали с авторскими?
Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого?
В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Его душевная чуткость, внимание к умирающему, его желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью. С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.