ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÍÀÂÛÊÈ ÞÐÈÑÒÀ
Оценка 4.6

ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÍÀÂÛÊÈ ÞÐÈÑÒÀ

Оценка 4.6
Книги
pdf
правоведение
Взрослым
16.11.2018
ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÍÀÂÛÊÈ ÞÐÈÑÒÀ
Учебник содержит инновационную модель обучения профес- сиональным (практическим) навыкам юриста. Наряду с научно- практическим материалом по темам курса, способствующим фор- мированию у студентов знаний, в учебнике содержатся разработки семинарских занятий, имитирующих профессиональную деятель- ность юриста и направленных на формирование практических навыков: коммуникативного взаимодействия, выработки позиции по делу, работы с документами, выбора этически верного вари- анта поведения, разрешения юридического конфликта, публичного выступления в условиях состязательного процесса и др. Соответствует Федеральному государственному образователь- ному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
1782137.pdf

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÍÀÂÛÊÈ ÞÐÈÑÒÀ

Ó×ÅÁÍÈÊ È ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ

ÄËß ÏÐÈÊËÀÄÍÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ

Ïîä ðåäàêöèåé Ì. Â. Íåìûòèíîé

Äîïóùåíî Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèì îáúåäèíåíèåì ïî þðèäè÷åñêîìó îáðàçîâàíèþ âóçîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â êà÷åñòâå ó÷åáíèêà äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ

çàâåäåíèé, îáó÷àþùèõñÿ ïî íàïðàâëåíèþ ïîäãîòîâêè

030900 «Þðèñïðóäåíöèÿ», êâàëèôèêàöèÿ (ñòåïåíü)

«Áàêàëàâð»

Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå÷íîé ñèñòåìå biblio-online.ru

Ìîñêâà § Þðàéò § 2016

УДК 34(075.8)

ББК 67я73

            П84

Ответственный редактор:

Немытина Марина Викторовна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Рецензенты:

Корнев А. В. — доктор юридических наук, профессор;

Экимов А. И. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

 

Профессиональные навыки юриста : учебник и практикум П84 для прикладного бакалавриата / М. В. Немытина [и др.] ; под ред. М. В. Немытиной. —М. : Издательство Юрайт, 2016. — 211 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.

ISBN 978-5-9916-3834-0

Учебник содержит инновационную модель обучения профессиональным (практическим) навыкам юриста. Наряду с научнопрактическим материалом по темам курса, способствующим формированию у студентов знаний, в учебнике содержатся разработки семинарских занятий, имитирующих профессиональную деятельность юриста и направленных на формирование практических навыков: коммуникативного взаимодействия, выработки позиции по делу, работы с документами, выбора этически верного варианта поведения, разрешения юридического конфликта, публичного выступления в условиях состязательного процесса и др.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов-бакалавров и магистров, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников.

УДК 34(075.8) ББК 67я73

© Коллектив авторов, 2014

ISBN 978-5-9916-3834-0                              © ООО «Издательство Юрайт», 2016

Îãëàâëåíèå

Введение.......................................................................4 Сведения об авторах .................................................... 13

Принятые сокращения ................................................. 15

Глава 1. Предмет и система курса

«Профессиональные навыки юриста» .........................................18

Глава 2. Сферы профессиональной юридической

деятельности .........................................................................................27

Глава 3. Профессиональная этика юриста .................................40

Глава 4. Профессиональные коммуникации юриста ..............53

Глава 5. Юридические документы ................................................69

Глава 6. Формирование позиции по делу ...................................80

Глава 7. Разрешение правовых конфликтов ..............................94

Глава 8. Навыки публичного выступления юриста ............. 106

Рекомендации по организации семинарских

(практических) занятий ..............................................120 Занятие 1. Предмет и система курса «Профессиональные

навыки юриста» .............................................................................................120

Занятие 2. Сферы профессиональной юридической

деятельности ...................................................................................................123

Занятие 3. Профессиональная этика юриста ......................................126 Занятие 4. Профессиональные коммуникации юриста...................139

Занятие 5. Юридические документы .....................................................156 Занятие 6. Формирование позиции по делу ........................................166

Занятие 7. Разрешение правовых конфликтов ...................................183

Занятие 8. Навыки публичного выступления юриста .....................194


Ââåäåíèå

При подготовке данного издания перед авторским коллективом стояла достаточно сложная задача — перевести в формат учебника и довести до широкого круга преподавателей и студентов российских юридических вузов интерактивный учебный курс «Профессиональные навыки юриста», преподаваемый в течение ряда лет на юридическом факультете Российского университета дружбы народов. Впрочем, применяемое в российском образовании понятие «преподавать» в данном случае не вполне уместно, а устоявшееся в лексиконе российских преподавателей словосочетание «читать курс» и вовсе неприемлемо. Концепция настоящего учебника в своей основе содержит многообразие интерактивных моделей обучения, направленных на формирование у студентов профессиональных (практических) навыков юриста. Учебный курс по сути дела «проигрывается» преподавателем со своими студентами, поскольку в его рамках имитируются ситуации из профессиональной жизни юристов и юридической практики.

Учебник «Профессиональные навыки юриста» состоит из двух частей, органично связанных между собой. Первая часть учебника носит научно-практический характер, в ней предлагается содержательный материал по темам курса. Вторая часть учебника носит методический характер.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что логика построения учебника и выбор тем в комплексе отражают основные навыки юриста и одновременно моделируют его профессиональное поведение, алгоритм его действий, наиболее распространенные формы работы по типичным категориям дел.

Студент может самостоятельно освоить излагаемый в доступной форме в первой части учебника материал, который необходим ему для работы в интерактивных семинарах (практических занятиях), предлагаемых во второй части учебника.

Так, на юридическом факультете Российского университета дружбы народов преподавание дисциплины «Профессиональные навыки юриста» идет в формате семинарских (практических) занятий. Изучение этой дисциплины не предполагает чтение лекций. Это представляется вполне оправданным, поскольку формирование навыков означает освоение определенных алгоритмов действий и моделей профессионального поведения, которые нельзя освоить в теории, но можно воспроизвести в имитационном режиме.

Вместе с тем авторы учебника руководствовались принципом «нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Поэтому особенностью первой части является наличие новых подходов к содержанию и сущности права и профессии юриста, без которых формирование профессиональных (скорее, практических) навыков может показаться просто бессодержательной технологией. «Красной нитью» в учебнике проходят идеи защиты прав человека, гармонизации частных и публичных интересов в правовом регулировании, юридического профессионализма, места и роли профессио нальной корпорации юристов в современном российском обществе. Без правильных, отвечающих потребностям современного общества ценностных ориентиров успешная адаптация выпускников вуза на практике невозможна.

Таким образом, учебник «Профессиональные навыки юриста» можно рассматривать как инновационный, поскольку в нем заложены новые с точки зрения содержания курса подходы к праву и юридической профессии и одновременно новые для российской системы юридического образования формы, методы и модели обучения, направленные на модернизацию учебного процесса.

Во второй части учебника даны подробные рекомендации по организации семинарских (практических) занятий по темам курса (в полном соответствии с первой частью), фабулы и гипотетические дела, методические рекомендации к ним. Предлагаемый в этой части формат занятий имитирует профессиональную деятельность юриста, погружая студента в ситуации, максимально приближенные к реальным, заставляя его учиться принимать профессиональные решения.

Таким образом, чтобы использовать настоящий учебник в учебном процессе юридического вуза при обучении студентов бакалавриата, нужно понять и принять его концепцию, а также уяснить систему изложения в нем учебно-методического материала, нацеленную на самостоятельную подготовку студентов.

Семинарские (практические) занятия по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» охватывают 36 аудиторных часов.

№ темы

Наименование темы

Количество часов

1

Предмет и система курса «Профессиональные навыки юриста»

2

2

Сферы профессиональной юридической деятельности

2

3

Профессиональная этика юриста

4

4

Коммуникативные навыки юриста

8

5

Юридические документы

4

6

Формирование позиции по делу

8

7

Разрешение правовых конфликтов

4

8

Навыки публичного выступления юриста

4

Всего

36

Оптимальная продолжительность одного занятия составляет четыре академических часа (180 мин), что обусловлено применением в ходе занятия форм и методов интерактивного обучения, предполагающих «глубокое погружение» участников семинара в обсуждаемую проблему, воспроизведением в имитационном режиме деятельности, максимально приближенной к практике. Большинство тем семинарских (практических) занятий, предлагаемых тематическим планом, рассчитаны на четыре академических часа (180 мин). Вместе с тем предлагаемые в учебнике методические рекомендации к семинарам по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» позволяют работать и в рамках существу- ющих в вузовском учебном процессе «пар» продолжительностью два академических часа (90 мин). Это учитывалось при составлении временной сетки и сценарного плана занятия.

Содержание учебной дисциплины, которую отражает тематический план, подчинено главной цели — формированию у студентов профессиональных (практических) навыков.

Тема 1. «Предмет и система курса “Профессиональные навыки юриста”» носит обобщающий характер, ориентируя студента в системе предлагаемого курса, как в содержательном плане, так и с точки зрения используемых форм и методов работы в семинарах. В рамках темы устанавливаются и уясняются различия между знаниями в области права и профессиональными навыками юриста, предлагаются принципы, формы и методы обучения, используемые при формировании профессиональных навыков.

Тема 2. «Сферы профессиональной юридической деятельности» нацелена на формирование у студентов представлений о характере и содержании работы юриста, перспективах и возможностях, которые открывает профессия. Это деятельность судьи, работа в правоохранительных органах, адвокатская деятельность, государственная и муниципальная служба, нотариальная деятельность, работа в качестве юрисконсульта в бизнесе, правозащитная деятельность, работа в международных организациях, научная юридическая деятельность. В научно-содержательном плане предлагается типология сфер профессиональной юридической деятельности на основе ряда критериев (характер общественных отношений, круг субъектов, обеспечение и защита прав и др.).

Тема 3. «Профессиональная этика юриста» предполагает изучение этических норм, формируемых профессиональным сообществом, как значимой составляющей юридической профессии. Отражены содержание российского законодательства и этических кодексов юридической корпорации, регламентирующих поведение судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих и других представителей профессии. Показаны неоспоримые преимущества соблюдения юристом этических норм и меры ответственности за нарушение этих норм. Предлагаются для разрешения проблемные ситуации, связанные как с соблюдением, так и с нарушением этических норм профессиональной юридической корпорации.

Тема 4. «Профессиональные коммуникации юриста» акцентирует внимание студентов на коммуникативной составляющей профессии юриста, ее значении для профессионального становления и успеха. Студенту необходимо получить представление о профессиональных коммуникациях юриста при работе по типичным категориям дел с определенными категориями граждан с учетом их социального статуса, возраста, гендерных особенностей, психологического типа личности и иных факторов. Основное внимание в рамках темы отводится формированию у студентов в игровой форме навыка юридического интервьюирования (получения юридически значимой информации от лица, обратившегося за правовой помощью) и консультирования (дачи юридического совета).

Тема 5. «Юридические документы» нацелена на формирование у студентов как теоретических знаний о юридических документах (понятие, признаки и виды документов, их форма, содержание, реквизиты), так и практических навыков анализа и составления юридических документов. Студент должен уметь перевести в форму юридического документа реально существующие отношения, составить юридический документ применительно к конкретной ситуации. В основу семинарского занятия по теме положен сюжет из предпринимательской деятельности.

Тема 6. «Формирование позиции по делу» направлена на овладение соответствующим навыком на основе конкретного дела частно-правового характера. Студент должен научиться устанавливать юридически значимые обстоятельства по делу, идентифицировать правоотношения, правильно определять подлежащие применению нормы права, отслеживать тенденции правоприменительной практики по определенным категориям дел, вырабатывать юридически правильную позицию в интересах стороны по делу на основе норм материального и процессуального права и этических норм с учетом перспективы развития дела. Необходимо также уметь корректировать выработанную по делу позицию с учетом возможной позиции процессуального оппонента, в связи с выяснением новых обстоятельств и появлением новых доказательств, других факторов.

Тема 7. «Разрешение правовых конфликтов». В ходе освоения данной темы студент должен уметь различать спор о праве и юридический конфликт, знать основные формы и способы разрешения юридических конфликтов как с участием государственных органов, так и без их участия. Студент должен уметь правильно выбрать соответствующий материальным правоотношениям и отвечающий интересам конкретного лица способ защиты прав по делу частно-правового характера. Студент должен овладеть первичными навыками разрешения юридических конфликтов и проведения примирительных процедур по конкретному делу.

Тема 8. «Навыки публичного выступления юриста» направлена на формирование у студента навыка публичного выступления в суде в условиях состязательности, в рамках которого органично соединяются правовая, коммуникативная и лингвистическая составляющие. Студенту необходимо: овладеть алгоритмом подготовки к публичному выступлению в суде, знать процессуальные требования к выступлению сторон, правила построения структуры речи на суде, юридической аргументации, оппонирования по делу. В семинарском занятии используется «сюжет» по уголовному делу с участием несовершеннолетних, на котором отрабатываются навыки публичного выступления.

Обучение студентов в рамках курса будет вестись посредством имитации профессиональной деятельности. Тем самым в ходе обучения в рамках курса «Профессиональные навыки юриста» студенты смогут не только усвоить знания по заявленным темам, получить соответствующие профессиональные ориентиры, но и овладеть профессиональными навыками юриста.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

            основные навыки юриста, необходимые для профессио- нального становления;

            сферы профессиональной юридической деятельности, соотношение отраслей права и сфер профессиональной деятельности юриста;

            содержание этических норм, регламентирующих про-фессиональную деятельность юриста;

            преимущества соблюдения и последствия нарушения юристом норм российского законодательства и профессиональной юридической этики;

            содержание коммуникативной деятельности юриста;

            сущность категории «позиция юриста по делу»;

            юридические документы, их форму, содержание, рек-визиты;

            юридическую конфликтологию;

            алгоритм подготовки к публичному выступлению;уметь

            устанавливать психологический контакт с человеком, обратившимся за правовой помощью;

            получать юридически значимую информацию от чело-века, обратившегося за правовой помощью;

            давать юридически грамотные рекомендации по кон-кретному делу;

            формировать позицию по делу в интересах стороны в условиях состязательного процесса;

            правильно выбирать форму и способ защиты нарушен-ных прав и разрешения юридического конфликта;

            составлять юридический документ, действительно отражающий отношения участников правового общения;

            воспроизводить алгоритм правоприменительной дея-тельности;

            разрешать несложные юридические конфликты в рам-ках процедуры ADR (Alternative Dispute Resolutions);

            готовиться к публичному выступлению в судебном разбирательстве; владеть навыками

            выбора соответствующего закону и этически верного варианта профессионального поведения;

            установления психологического контакта и получение юридически значимой информации от лица, обратившегося за правовой помощью;

            предоставления лицу, обратившемуся за юридическим советом, рекомендаций, грамотных в правовом отношении и одновременно понятных для него;

            составления документов, реально отражающих отно-шения участников правового общения;

            воспроизведения алгоритма правоприменительной деятельности;

            формирования позиции по делу в интересах стороны в условиях состязательного процесса;

            выбора формы и способа защиты прав и разрешения юридического конфликта;

            освоения технологии примирения сторон (Alternative

Dispute Resolutions — ADR);

            публичного выступления юриста;быть компетентным

            в применении первичных навыков работы по делу частно-правового характера (интервьюирование, консультирование, составление юридических документов, выработка позиции по делу, выбор оптимальной формы и способа разрешения юридического конфликта, публичное выступление);

            профессиональном общении с лицом, обратившимся за получением юридической помощи, в выборе варианта поведения, соответствующего требованиям закона и норм профессиональной юридической этики;

            установлении фактических обстоятельств по делу и определении подлежащих применению норм права, формировании позиции по делу гражданско-правового характера;

            работе с юридическими документами, составлении юридических документов на основе соблюдения установленных законом формы и содержания, реквизитов документов;

            выработке позиции по делу, в которой были бы гармо-нично соединены интересы стороны, требования законодательства и нормы профессиональной юридической этики;

            разрешении юридических конфликтов, выборе форм и способов разрешения частно-правового спора с использованием как государственных, так и негосударственных форм защиты нарушенного права;

            построении публичного выступления в условиях состязательного процесса на основе сочетания правовой, коммуникативной и лингвистической составляющих.

Авторский коллектив стремился создать учебник инновационный по содержанию, формам и методам обучения, отражающий новые подходы, существующие в юридической науке и практике, и одновременно новые для российской системы образования формы и методы подачи материала студентам посредством фабул, игровых сюжетов, имитации профессиональной деятельности.

Представляется, что при изучении курса «Профессиональные навыки юриста» можно вполне обойтись без подачи материала в форме лекций (по сути, монолога преподавателя). Студенты могут самостоятельно ознакомиться с материалом, изложенным в первой части учебника, заранее изучить (если это необходимо) фабулы и гипотетические сюжеты, подобрать необходимый для их разрешения нормативный материал и судебную практику, чтобы быть профессионально компетентными в ходе проводимых в рамках курса семинаров (практических занятий), имитирующих реальную работу юриста на практике.


Авторский коллектив выражает признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную возможность воспользоваться при подготовке издания материалами законодательства, судебной и иной правоприменительной практики.

Хочется надеяться, что творческий замысел авторов учебника будет воспринят широким кругом преподавателей, а главное студентов российских юридических вузов, и будет способствовать модернизации и развитию российского юридического образования.

Ñâåäåíèÿ îá àâòîðàõ

Немытина Марина Викторовна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов, руководитель авторского коллектива, научный редактор — Введение, гл. 1, 2, 3, рекомендации по занятию 3 (в соавт. с С. Б. Зинковским), рекомендации по занятию 4 (в соавт. с А. А. Графшонкиной).

Графшонкина Анастасия Андреевна — преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов — рекомендации по занятию 4 (в соавт. с М. В. Немытиной).

Зеленский Павел Александрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Поволжского института управления им. П. А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — гл. 4.

Зинковский Сергей Борисович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов — рекомендации по занятию 3 (в соавт. с М. В. Немытиной).

Зюкина Зульфира Салиховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка юридического факультета Российского университета дружбы народов — гл. 8, рекомендации по занятию 8 (в соавт. с Н. П. Новикокой).

Ивановская Наталия Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета дружбы народов — гл. 7, рекомендации по занятию 7.

Новикова Нина Петровна — кандидат юридических наук, старший инспектор Штаба Управления МВД России по г. Саратову — рекомендации по занятию 8 (в соавт. с З. С. Зюкиной).

Протопопова Ольга Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета дружбы народов — гл. 6, рекомендации по занятию 6.

Чухвичев Даниил Викторович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов — гл. 5, рекомендации по занятию 5.

Ïðèíÿòûå ñîêðàùåíèÿ

Конституция РФ — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая — Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая — Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья — Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая — Федеральный закон от 18.12.2006

№ 230-ФЗ

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации —

Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон от 18.12.2001

№ 174-ФЗ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-Ф3

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» — Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» — Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1

«О прокуратуре Российской Федерации»


Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» — Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» — Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Основы законодательства РФ о нотариате — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1)

Федеральный закон «О полиции» — Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» — Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Кодекс этики прокурорского работника РФ — Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»)

Кодекс судейской этики — Кодекс судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012)

Кодекс профессиональной этики адвоката — Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003)

Профессиональный кодекс нотариусов РФ — Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации (принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18.04.2001)

Кодекс чести судьи РФ — Кодекс чести судьи Российской Федерации» (утвержден постановлением Совета судей РФ от 21.10.1993)

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации

ООО — общество с ограниченной ответственностью

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ — Российская Федерация

Ãëàâà 1.

ÏÐÅÄÌÅÒ È ÑÈÑÒÅÌÀ ÊÓÐÑÀ

«ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÛÅ ÍÀÂÛÊÈ ÞÐÈÑÒÀ»

В результате освоения темы студент должен: знать

             что такое профессиональные навыки юриста;

             совокупность базовых навыков, необходимых для осуществле-ния деятельности в области права;

             различия между знаниями в области права и профессиональ-ными навыками юриста, а также их взаимосвязь и взаимообусловленность;

             систему настоящего учебного курса, последовательность и оче-редность тем в рамках курса;

             основные методики, применяемые в рамках курса;уметь

             различать знания в области права и профессиональные навыки юриста на этапе профессионального становления; владеть

             совокупностью представлений о профессиональных навыках юриста, возможностях их применения, способах их формирования.

То, что российскому юридическому образованию недостает практической направленности, в последнее время признают все — профессора и преподаватели вузов, студенты, практикующие юристы, занятые в различных сферах профессиональной деятельности, руководители судебных и правоохранительных органов, государственных структур и бизнес-сообщества. Все «потребители» образовательных услуг одинаково остро испытывают необходимость в привлечении компетентных юридических кадров. И это, как ни парадоксально, при огромном количестве существующих в стране юридических вузов, выпускники которых ежегодно пополняют российское профессиональное юридическое сообщество.


В связи с этим необходимо разобраться в том, что же такое профессиональная компетентность юриста и каковы ее составляющие.

Любой состоявшийся юрист может рассказать о том, сколько времени и сил у него ушло на адаптацию в профессии уже после окончания вуза, получения диплома о высшем юридическом образовании. Юристы охотно приводят оставшиеся в их памяти примеры, с какими трудностями пришлось столкнуться, делая первые шаги в профессии. Эти примеры воссоздают весьма печальную картину: отечественное юридическое образование «недодает» выпускнику вуза самого главного — умения работать в профессиональной среде, реально осуществлять профессиональную деятельность в той сфере, в которой ему предстоит работать.

Массив полученных в вузе теоретических знаний по большому числу учебных дисциплин — это лишь одно из слагаемых будущего профессионального успеха. Наряду со знаниями студент должен овладеть еще определенным количеством профессиональных навыков, представляющих собой практический компонент. Овладение профессиональными навыками должно стать вторым слагаемым, необходимым для профессионального успеха. Компетентный юрист — это тот, кто не только знает теоретические основы права, отраслевое законодательство, но и может осуществлять профессиональную деятельность, овладев совокупностью профессиональных навыков. Таким образом, необходимо следование формуле: знания в области права + практические навыки профессиональная компетентность.

Возникают правомерные вопросы, на которые не только профессора и преподаватели вузов, но в целом система российского юридического образования, профессиональное сообщество юристов должны дать студентам адекватные ответы.

1.         Можно ли пройти профессиональную адаптацию и приобрести практические навыки юриста, учась в вузе?

2.         Каким образом должен быть организован учебный курс в юридическом вузе, чтобы он был максимально приближен к будущей профессиональной деятельности?

Сразу стоит сказать, что эти вопросы решаемы, и представляемый вниманию преподавателей и студентов учебник содержит ответы на заданные вопросы. Авторы предлагают принципиально новую для отечественной системы юридического образования модель обучения, в основе которой — формирование не только знаний, но и профессиональных навыков юриста.

Можно предложить следующую дефиницию: обучение профессиональным навыкам — это аккумулированный и транслируемый методическими средствами в учебный процесс практический опыт. В нашем случае опыт, накопленный профессиональным юридическим сообществом.

Вопрос в том, что  следует понимать под навыками вообще и под профессиональными навыками в частности. Если навыки — это определенные алгоритмы деятельности и модели поведения, которые воспроизводятся человеком в социальной жизни, то профессиональные навыки — это алгоритмы деятельности и модели поведения, которые воспроизводятся в профессиональной деятельности. В данном случае — в профессиональной деятельности юриста: следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, судьи и др.

Несмотря на многообразие сфер профессиональной юридической деятельности, каждая из которых имеет свою специ фику, любой юрист должен обладать минимально необходимыми для выполнения профессиональных функций навыками, такими как:

            выбор верного с позиций профессиональной этики варианта поведения в различных ситуациях, часто связанными с различного рода юридическими конфликтами;

            коммуникативный навык, необходимый для установ-ления контакта с лицом, обратившимся за правовой по- мощью, получения от него юридически значимой информации, а также для трансляции ему юридически верного совета;

            выработка позиции по делу в интересах лица, обратив-шегося к юристу за правовой помощью, либо в публичных интересах, если юрист представляет органы публичной власти;

            составление разного рода юридических документов

(нормативных, учредительных, процессуальных и т.д.);

            выбор формы и способа защиты нарушенного права, разрешения правового конфликта с использованием средств судебной защиты, альтернативных государственному судопроизводству средств и т.д.;

            навык публичного выступления, который включает в себя как стадию подготовки, так и само выступление.

Особенностью данного учебника является то, что его создание было невозможно путем простого изложения материал а от темы к теме в логической последовательности, как это принято в отечественной образовательной традиции. Потребовалось предпринять ряд практических шагов, а именно: изучить зарубежный опыт преподавания права; организовать юридическую клинику, где студенты стали оказывать правовую помощь социально незащищенным категориям населения и одновременно осваивать профессию юриста; придумать для студентов тренинги по эффективному изучению права и юридической профессии; провести семинары и конференции с преподавателями юридических вузов, обсуждая с ними новые формы и методы обучения праву, отличные от традиционного учебного процесса; наконец, внедрить сложившуюся на основе предыдущих шагов модель обучения в учебный процесс юридического вуза (в нашем случае — Российского университета дружбы народов) как обязательную дисциплину для студентов.

То есть в основе учебника — целенаправленный труд не только авторского коллектива учебника, но и многих других людей — преподавателей юридических вузов и юристовпрактиков — по модернизации образовательного процесса, созданию новых форм в образовании, вовлечению студентов в социально значимую работу по оказанию правовой помощи гражданам в студенческих юридических приемных. Если обучение навыкам есть трансляция в образовательный процесс практического опыта, то настоящий учебник — это трансляция в профессиональную юридическую среду опыта создания новых форм в юридическом образовании, над которыми работали десятки юристов.

Российская высшая школа (в том числе и юридическая) исторически сложилась таким образом, что в ней всегда была первична теоретическая подготовка студентов. Студент юридического вуза обязан одинаково хорошо ориентироваться во всех предлагаемых ему в вузе учебных дисциплинах и отраслях права. От студента требуется широта кругозора, владение базовыми знаниями всего массива правового регулирования. С нарастанием накопленного обществом опыта правового регулирования эта задача становится все более трудно осуществимой.

В отличие от российской системы юридического образования, нацеленной на формирование теоретических знаний в области права и знаний отраслевого законодательства, в зарубежных системах образования (в частности, в системах образования Великобритании и США) студенты овладевают совокупностью не только знаний, но и профессио- нальных навыков, которые позволяют им, выйдя из стен вуза, сразу же квалифицированно выполнять работу в определенных сферах правового регулирования, по конкретным категориям дел, на определенных стадиях судопроизводства и т.д.

Еще одним принципиальным отличием российской системы юридического образования является то, что знания студентов формируются по отраслям и институтам права, которые четко разграничены в рамках образовательного процесса. Выйдя на практику, выпускник юридического вуза сталкивается с тем, что подчас не может органично соединить материальное право с процессуальным (например, гражданское право с гражданским процессом, уголовное — с уголовным процессом). Процесс подготовки юриста должен быть перестроен таким образом, чтобы он мог ориентироваться не только в отраслях и институтах права, но и в сферах профессиональной юридической деятельности, в категориях дел, по которым ему реально предстоит работать.

Допустим, на первых двух курсах студент осваивает теоретико-правовые и историко-правовые дисциплины, систему отраслей права, отраслевое законодательство. Дальше, на третьем курсе, студенту можно предложить учебные дисциплины, которые ориентированы уже на сферы профессиональной деятельности, в рамках которых он должен научиться соединять знания из различных отраслей права, учиться работать по конкретным категориям дел.

Поэтому настоящий курс адресован студентам третьего курса бакалавриата, которые уже освоили базовые дисциплины по юриспруденции и могут дополнить свои знания в области права профессиональными навыками.

Профессиональные (либо практические) навыки могут включать в себя компоненты не только юридического, но и иного характера (психологического, коммуникативного, лингвистического и др.). Обучение навыкам носит междисциплинарный характер и построено на преодолении разобщенности между отраслями права, характерной для отечественной системы подготовки юристов, дополнении правового компонента знаниями и навыками из других, смежных с юриспруденцией областей (например, психологии, филологии).

Наблюдения за десятками, даже сотнями студентов, прошедших через юридическую клинику, показали, что столкнувшись с необходимостью разрешить правовую ситуацию человека, обратившегося за правовой помощью, студенты испытывают колоссальные затруднения в смысле «соединения» знаний из различных отраслей права. При решении на практике правовой ситуации, связанной с нарушением прав и законных интересов, не бывает границ и «демаркационных линий» между отраслями права. Здесь профессио нальный успех юриста зависит как раз от того, насколько он умеет соединить знания из области гражданского права и гражданского процесса, выбрав оптимальный способ защиты нарушенных прав, предотвратив тем самым переход правовой ситуации из плоскости гражданского права и смежных с ним отраслей в плоскость уголовного права.

Таким образом, не теряя преимуществ отечественной высшей школы, предоставляющей студентам фундаментальную базовую подготовку, умение ориентироваться в отраслях права, можно дополнить образовательный процесс в юридическом вузе компонентом профессиональных навыков, имитируя ситуации и воспроизводя модели профессионального поведения, соответствующие сферам юридической деятельности и категориям дел, по которым юристу реально предстоит работать на практике.

Сегодняшнего выпускника юридического вуза можно сравнить с выпускником автошколы, которого заставили выучить в теории правила управления автомобилем, правила дорожного движения, даже устройство технической части автомобиля, но при этом ни разу не посадили за руль. Представим, что такой гипотетический выпускник автошколы, которому не довелось водить автомобиль ни на автодроме, ни тем более в реальной дорожной ситуации, получает права и садится за руль автомобиля — источника повышенной опасности. Согласимся, что ситуация абсурдная. О последствиях даже не хочется думать.

Любой человек, собирающийся водить автомобиль, обычно предпочитает получение практических навыков вождения самой хорошей теории, существующей в данной области. Но в российском юридическом образовании для широкого круга студентов пока нет альтернативы в виде получения практических навыков. Почему-то никого не смущает, что ежегодно из стен юридических вузов выходят тысячи, сотни тысяч выпускников, не владеющих практическими навыками юриста.

Хочется надеяться, что концепция настоящего учебника, предлагающего модели формирования профессиональных навыков юриста будет понята и принята широким кругом студентов и преподавателей российских юридических вузов.

Освоение навыков предполагает обучение в принципиально ином формате, требующем гораздо большего временного ресурса, индивидуального подхода преподавателя к студенту, большей степени подготовленности студента к семинарским занятиям, иных принципов, моделей, форм и методов обучения.

Авторы учебника предполагают, что не только преподаватели, проводящие занятия по дисциплине «Профессиональные навыки юриста», но и обучающиеся в рамках этой дисциплины студенты должны иметь представления о ее методической составляющей, применять совокупность предлагаемых принципов обучения, интерактивных форм и методов обучения не только на интуитивном, но и на рациональном уровне.

В ходе освоения курса используются следующие принципы:

            сотрудничество: преподаватель и студенты ставят общие цели и задачи обучения и совместными усилиями решают их;

            мотивация: от осознания необходимости освоения навыков зависит быстрая адаптация студента в профессии, его профессиональное становление и в дальнейшем профессиональный успех.

Модели обучения, используемые при изучении курса, это:

            имитация — совокупность форм и методов обучения, максимально приближенных к реальной практике, имитирующих практическую деятельность юриста;

            обучение посредством деятельности — в учебном занятии воспроизводятся формы профессиональной деятельности юриста;

            использование гипотетических дел — обучение ведется на основе реальных, взятых из практики и адаптированных для целей учебного процесса дел (case-study).

Существуют широко используемые на Западе, особенно в странах системы общего права, методики обучения на основе гипотетических дел, которые позволяют моделировать профессиональную деятельность юриста, соединяя знания из различных отраслей права, областей научных юридических (и даже неюридических, но адаптированных к юриспруденции) знаний, дополняя их навыками.

Гипотетическое дело представляет собой реальное дело (уголовное, гражданское и пр.), адаптированное в соответствии с целями и задачами обучения. В гипотетическое дело закладываются теоретические и практические проблемы, которые преподаватель должен (или хочет) отработать со своими студентами, формируя у них знания и навыки профессиональной деятельности. Оно адаптируется к восприятию студентов, к ограниченным по времени рамкам учебного процесса и т.д. Целью такого обучения является приближение учебного процесса к практике, а результатом — получение студентами знаний и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.

Формами обучения в рамках курса являются:

            круглый стол, когда на обсуждение студентов выносится проблема, и они по очереди высказывают по ней свое мнение; круглый стол, конечно же, требует четкого руководства, обычно его осуществляет преподаватель или ктонибудь из студентов по поручению преподавателя; обязательным завершающим элементом проведения круглых столов является подведение итогов;

            дискуссия, в рамках которой студентам также предоставляется возможность высказать свое видение проблемы, обязательно носящей спорный (дискуссионный) характер; дискуссия, в отличие от круглого стола, обязательно предполагает противоположные взгляды на проблему, некоторый «накал страстей»;

            работа в малых группах — учебная студенческая группа делится на малые группы (по пять—семь человек) в целях оптимизации процесса обсуждения проблемы, согласования позиций участников группы для выработки оптимального согласованного решения;

            работа в парах — обмен информацией (монологами) по поставленной преподавателем проблеме между двумя студентами.

Методами обучения в рамках курса являются:

            «мозговой штурм» используется для решения коллективными усилиями конкретной актуальной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса;

            ролевая игра, в рамках которой воспроизводятся роли участников юридических процедур, иных форм юридической


деятельности; предполагает участие всех студентов учебной группы или достаточно большого их числа;

            демонстрация — заранее подготовленный несколькими участниками сюжет из профессиональной жизни юриста; предполагает последующее обсуждение продемонстрированного всеми присутствующими на занятии;

            рефлексивный анализ — обсуждение не только происходившего действия, но и мотивации, обусловившей выбранный вариант поведения участников, сложности реализации и возможные пути улучшения и пр.; рефлексивный анализ называют «двойной критикой» происходящего.

Вышеперечисленные и некоторые другие принципы, формы и методы обучения используются во второй части настоящего учебника «Профессиональные навыки юриста» и могут быть применены в ходе проведения семинарских (практических) занятий по данной дисциплине. Они носят универсальный характер, имеют отношение не только к юрис пруденции, используются при подготовке специалистов и в других областях. Данный перечень не является исчерпывающим. Преподавателям и студентам можно дополнять, развивать и совершенствовать предложенные методики с единственной целью — улучшить качество профессиональной подготовки юристов.

Ãëàâà 2.

ÑÔÅÐÛ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÉ

ÞÐÈÄÈ×ÅÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ

В результате освоения темы студент должен:

знать

             возможности, которые дает получение юридического образо-вания;

             важнейшие сферы профессиональной юридической деятель-ности;

             основные критерии, позволяющие осуществлять деление юри-дической деятельности на сферы;

             соотношение отраслей права и сфер профессиональной юри-дической деятельности;

             нормативные акты, регламентирующие работу в различных сферах профессиональной юридической деятельности;

             формы и методы работы юриста в основных сферах профессио- нальной юридической деятельности; уметь

             применять полученные знания о законодательной регламен-тации юридической деятельности, правах и обязанностях юриста в различных сферах профессиональной деятельности; владеть

             навыками, необходимыми для работы в избранной начина -ющим юристом сфере профессиональной деятельности.

Юридическая профессия открывает перед выпускником вуза большие перспективы для применения на практике полученных знаний и навыков, которые должны быть гармонично связаны как с представлениями о возможностях, которые в целом открывает получение профессии юриста, так и с возможным пониманием того, в какой конкретно сфере профессиональной юридической деятельности студент собирается работать.

В рамках целеполагания, связанного с перспективами профессиональной деятельности, обучение студента в вузе становится осознанным и мотивированным. Подход к обучению в рамках компетентностной парадигмы, положенной в основу подготовки по квалификации «бакалавр» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) “бакалавр”)», предполагает подготовку студента к будущей профессиональной деятельности в соответствии со сложившимися социальными практиками.

В связи с этим необходимо:

             дать дефиницию, раскрывающую понятие «сферы про-фессиональной деятельности юриста»;

             определить сами сферы профессиональной деятельно-сти юриста с целью выработки у студентов профессиональных ориентиров.

Можно попытаться предельно емко определить профессио- нальную деятельность юриста как совокупность социальных практик, требующих воспроизводства знаний и навыков в области права.

На вопрос о том, в какой сфере профессиональной деятельности они хотели бы работать по окончании вуза, студенты, как правило, называют деятельность адвоката, следователя, судьи, прокурора, нотариуса, юрисконсульта. Очевидно, в данном случае за основу берется круг субъектов — носителей юридической профессии. Именно так студенты пытаются «примерить» будущую профессию к себе.

Таким образом, можно выделить сферы юридической деятельности по кругу субъектов, наделенных определенным статусом и полномочиями и осуществляющих практическую деятельность в установленных законодательством организационно-правовых, процессуальных и иных формах.

Приведем примеры регламентации профессиональной юридической деятельности в Конституции РФ и российском законодательстве.

Статус судьи в Российской Федерации. Статья 119 Конституции РФ закрепляет: Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической

28

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ

УДК 34(075.8) ББК 67я73

УДК 34(075.8) ББК 67я73

Коллектив авторов, 2014 ISBN 978-5-9916-3834-0 ©

Коллектив авторов, 2014 ISBN 978-5-9916-3834-0 ©

При подготовке данного издания перед авторским коллективом стояла достаточно сложная задача — перевести в формат учебника и довести до широкого круга преподавателей и студентов российских…

При подготовке данного издания перед авторским коллективом стояла достаточно сложная задача — перевести в формат учебника и довести до широкого круга преподавателей и студентов российских…

Вместе с тем авторы учебника руководствовались принципом «нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

Вместе с тем авторы учебника руководствовались принципом «нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

Семинарские (практические) занятия по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» охватывают 36 аудиторных часов

Семинарские (практические) занятия по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» охватывают 36 аудиторных часов

Содержание учебной дисциплины, которую отражает тематический план, подчинено главной цели — формированию у студентов профессиональных (практических) навыков

Содержание учебной дисциплины, которую отражает тематический план, подчинено главной цели — формированию у студентов профессиональных (практических) навыков

Студенту необходимо получить представление о профессиональных коммуникациях юриста при работе по типичным категориям дел с определенными категориями граждан с учетом их социального статуса, возраста, гендерных…

Студенту необходимо получить представление о профессиональных коммуникациях юриста при работе по типичным категориям дел с определенными категориями граждан с учетом их социального статуса, возраста, гендерных…

Студент должен овладеть первичными навыками разрешения юридических конфликтов и проведения примирительных процедур по конкретному делу

Студент должен овладеть первичными навыками разрешения юридических конфликтов и проведения примирительных процедур по конкретному делу

ADR ( Alternative Dispute Resolutions ); • готовиться к публичному выступлению в судебном разбирательстве; владеть навыками • выбора соответствующего закону и этически верного варианта профессионального…

ADR ( Alternative Dispute Resolutions ); • готовиться к публичному выступлению в судебном разбирательстве; владеть навыками • выбора соответствующего закону и этически верного варианта профессионального…

Dispute Resolutions — ADR); • публичного выступления юриста; быть компетентным • в применении первичных навыков работы по делу частно-правового характера (интервьюирование, консультирование, составление юридических документов,…

Dispute Resolutions — ADR); • публичного выступления юриста; быть компетентным • в применении первичных навыков работы по делу частно-правового характера (интервьюирование, консультирование, составление юридических документов,…

Студенты могут самостоятельно ознакомиться с материалом, изложенным в первой части учебника, заранее изучить (если это необходимо) фабулы и гипотетические сюжеты, подобрать необходимый для их разрешения…

Студенты могут самостоятельно ознакомиться с материалом, изложенным в первой части учебника, заранее изучить (если это необходимо) фабулы и гипотетические сюжеты, подобрать необходимый для их разрешения…

Авторский коллектив выражает признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную возможность воспользоваться при подготовке издания материалами законодательства, судебной и иной правоприменительной практики

Авторский коллектив выражает признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную возможность воспользоваться при подготовке издания материалами законодательства, судебной и иной правоприменительной практики

Немытина Марина Викторовна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета

Немытина Марина Викторовна — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета

Чухвичев Даниил Викторович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Чухвичев Даниил Викторович — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Конституция РФ — Конституция

Конституция РФ — Конституция

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Минюст России — Министерство юстиции

Минюст России — Министерство юстиции

В результате освоения темы студент должен: знать • что такое профессиональные навыки юриста; • совокупность базовых навыков, необходимых для осуществле-ния деятельности в области права; •…

В результате освоения темы студент должен: знать • что такое профессиональные навыки юриста; • совокупность базовых навыков, необходимых для осуществле-ния деятельности в области права; •…

В связи с этим необходимо разобраться в том, что же такое профессиональная компетентность юриста и каковы ее составляющие

В связи с этим необходимо разобраться в том, что же такое профессиональная компетентность юриста и каковы ее составляющие

Авторы предлагают принципиально новую для отечественной системы юридического образования модель обучения, в основе которой — формирование не только знаний, но и профессиональных навыков юриста

Авторы предлагают принципиально новую для отечественной системы юридического образования модель обучения, в основе которой — формирование не только знаний, но и профессиональных навыков юриста

Особенностью данного учебника является то, что его создание было невозможно путем простого изложения материал а от темы к теме в логической последовательности, как это принято…

Особенностью данного учебника является то, что его создание было невозможно путем простого изложения материал а от темы к теме в логической последовательности, как это принято…

В отличие от российской системы юридического образования, нацеленной на формирование теоретических знаний в области права и знаний отраслевого законодательства, в зарубежных системах образования (в частности,…

В отличие от российской системы юридического образования, нацеленной на формирование теоретических знаний в области права и знаний отраслевого законодательства, в зарубежных системах образования (в частности,…

Наблюдения за десятками, даже сотнями студентов, прошедших через юридическую клинику, показали, что столкнувшись с необходимостью разрешить правовую ситуацию человека, обратившегося за правовой помощью, студенты испытывают…

Наблюдения за десятками, даже сотнями студентов, прошедших через юридическую клинику, показали, что столкнувшись с необходимостью разрешить правовую ситуацию человека, обратившегося за правовой помощью, студенты испытывают…

Любой человек, собирающийся водить автомобиль, обычно предпочитает получение практических навыков вождения самой хорошей теории, существующей в данной области

Любой человек, собирающийся водить автомобиль, обычно предпочитает получение практических навыков вождения самой хорошей теории, существующей в данной области

Существуют широко используемые на

Существуют широко используемые на

Методами обучения в рамках курса являются: • «мозговой штурм» используется для решения коллективными усилиями конкретной актуальной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса; • ролевая игра…

Методами обучения в рамках курса являются: • «мозговой штурм» используется для решения коллективными усилиями конкретной актуальной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса; • ролевая игра…

Вышеперечисленные и некоторые другие принципы, формы и методы обучения используются во второй части настоящего учебника «Профессиональные навыки юриста» и могут быть применены в ходе проведения…

Вышеперечисленные и некоторые другие принципы, формы и методы обучения используются во второй части настоящего учебника «Профессиональные навыки юриста» и могут быть применены в ходе проведения…

Юридическая профессия открывает перед выпускником вуза большие перспективы для применения на практике полученных знаний и навыков, которые должны быть гармонично связаны как с представлениями о…

Юридическая профессия открывает перед выпускником вуза большие перспективы для применения на практике полученных знаний и навыков, которые должны быть гармонично связаны как с представлениями о…

На вопрос о том, в какой сфере профессиональной деятельности они хотели бы работать по окончании вуза, студенты, как правило, называют деятельность адвоката, следователя, судьи, прокурора,…

На вопрос о том, в какой сфере профессиональной деятельности они хотели бы работать по окончании вуза, студенты, как правило, называют деятельность адвоката, следователя, судьи, прокурора,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018