Данный материал предназначен для учеников пятого класса. Возрастная категория детей десяти- одиннадцати лет. Может применяться непосредственно на уроке русского языка и на занятиях по внеурочной деятельности. Включает в себя презентацию с заданиями и теоретическим материалом. Помогает усвоить материал и достигнуть поставленных целей в изучении фонетики ) Поможет сделать урок интересным , увлекательным и продуктивным
ФОНЕТИКА 5 КЛАСС.ppt
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Презентационное сопровождение к уроку
русского языка по теме: «Что изучает
учебник под редакцией М. Разумовской
фонетика»
5 класс
" Фонетика для любознайки" 5 класс
« Необыкновенный язык
наш есть еще тайна. В нем
все тоны и оттенки, все
переходы звуков от самых
твердых до самых нежных
и мягких...»
Н.В.Гоголь
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Что изучает фонетика
Цели урока:
Познакомимся с фонетикой – разделом
науки о языке;
различать звук и букву, гласные и
согласные звуки;
развивать память, мышление, устную
речь.
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Меня зовут фонема
Мы уже знаем, что учёные изобрели значки,
которые как бы «одели» звуки, сшили для них
форму.
? А для каких же звуков «сшили форму»?
Может быть, для всех, которые мы
слышим?
А сколько звуков мы слышим?
?
?
И сколько вообще есть звуков, например,
в русском языке?
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Прочитайте стихотворение и подумайте,
можно ли ответить на вопросы, заданные в
нём?
Сколько на свете
звуков?
Сколько в снегу –
снежинок,
Сколько в дожде –
дождинок,
Сколько в песке –
песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки?
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Сегодня у нас необычное занятие – урок
погружения в мир звуков. Разнообразный
мир звуков окружает нас со всех сторон.
Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте
же погрузимся в этот мир и попробуем в нем
разобраться. Это поможет нам с вами лучше
понять такой раздел науки о языке, как
фонетика.
Попробуйте записать буквами звуки, которые вы
сейчас услышите.
" Фонетика для любознайки" 5 класс
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Запишите буквами звуки, которые издают изображённые
на фотографиях животные.
" Фонетика для любознайки" 5 класс
" Фонетика для любознайки" 5 класс
" Фонетика для любознайки" 5 класс
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Как называются эти слова?
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Эти слова называются
звукоподражательными, потому что в них
человек подражает звукам, которые слышит
вокруг себя, в природе. Эти звуки являются
природными, нечленораздельными, впрочем,
так же как и звуки, издаваемые животными.
И только человек может «перевести» эти
природные звуки на человеческий язык,
разложив их на отдельные звуки, т.е. сделать
их членораздельными.
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Теперь вам, наверное, стало ясно, что не для всех
звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-
таки определить, какие звуки нужно «одеть в
форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные
придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас
узнаете.
Задание: поиграем со словом СОМ.
Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете
слов?
Дом, ком, лом, ром,
том
Попробуйте заменить второй звук в этом
слове.
Сам, сям (там-сям)
А теперь замените последний звук в слове СОМ.
Сок, сор, сон, сов
(сова)
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Что у нас получилось? Меняем один
звук, а получаем совсем другое слово.
И каждый из звуков помогает
различать слова по смыслу. Эти звуки –
смыслоразличители. Замечательный
учёный Бодуэн де Куртенэ дал им
красивое имя – фонема.
Задание: запишите это слово несколько раз, а
затем вслух проговорите тоже не один раз и
прислушайтесь, как оно звучит.
Фонема –
[ н ]
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Теперь вы уже знаете, что звуки
различают слова. А вот какая забавная
история произошла однажды, когда две
фонемы попали не в свои слова.
…вот что сказка говорит:
Жилибыли КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто
страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днём храпит.
КОТ плывёт по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьёт баклуши!
КИТ царапался, кусался…
Добрый КОТ ни с кем не
дрался…
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: «Кис, кис!» –
Он охотно спрыгнет вниз…
Разбирались целый год,
Кто тут КИТ
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
«В этой сказке нет порядка,
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил.
Переправил «КИТ» на «КОТ»,
«КОТ» на «КИТ»,
наоборот!»…
(Б. Заходер)
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Поиграем с фонемами
Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так,
чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть –
гость
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран
Задание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы
получилось новое слово. Вот так: роза - гроза
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы,
укус
Задание: замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок,
галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено,
рамочка
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Вы сами сегодня убедились, как
много может сделать только одна
фонема. Ведь это не шутка:
различать слова, изменять смысл
слова
Если спутать хоть одну фонему,
дети,
Перепутается всё на свете.
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Хочу знать
больше
Все понятно на уроке,
затруднений не
было
Все понятно на уроке, но
были затруднения
Ничего не понятно на уроке
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Молодцы!!!
" Фонетика для любознайки" 5 класс
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила учитель русского языка и
литературы Бикташева А.Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.