Цели:
- сформировать у обучающихся представления об окислительно-восстановительных реакциях, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.
- развивать умение обучающихся работать с дополнительной литературой, создавать презентации.
Оборудование: штатив с пробирками, склянки с раствором соляной кислоты, гранулы цинка.
Ход урока.
Задачи урока (записаны на доске) - найти ответы на вопросы:
1. Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительно-восстановительными реакциями.
2. В чем отличие реакций обмена и окислительно-восстановительных реакций.
3. Как правильно составить уравнения окислительно-восстановительных реакций?
4. Где окислительно-восстановительные реакции находят применение.
Урок.doc
Тема: « Окислительновосстановительные реакции».
Цели:
сформировать у обучающихся представления об окислительно
восстановительных реакциях, продолжить формирование умения составлять
уравнения химических реакций.
развивать умение обучающихся работать с дополнительной литературой,
создавать презентации.
Оборудование: штатив с пробирками, склянки с раствором соляной кислоты,
гранулы цинка.
Ход урока.
Задачи урока (записаны на доске) найти ответы на вопросы:
1. Где в окружающем нас мире
восстановительными реакциями.
мы встречаемся с окислительно
2. В чем отличие реакций обмена и окислительновосстановительных реакций.
3. Как правильно составить уравнения окислительновосстановительных
реакций?
4. Где окислительновосстановительные реакции находят применение.
1.
2.
Орг. момент (1мин).
Актуализация знаний обучающихся
о различных типах
классификации химических реакций (работа в парах с карточками).
Дать определения:
1. Реакции соединения.
2. Экзотермической реакции.
3. Реакции разложения.
4. Эндотермической реакции. 5. Реакции замещения
6. Необратимой реакции.
7. Обратимой реакции.
8. Реакции обмена.
9. Катализатора.
10.Каталитической реакции.
11.Некаталитической реакции.
12.Гомогенной реакции.
13. Гетерогенной реакции.
3.Изучение нового материала.
Окислительновосстановительные реакции,
это процессы,
наиболее
распространенные в природе и имеют огромное значение в практике. С ними
связаны процессы:
дыхания
гниения
брожения
фотосинтезом
круговорот веществ в природе
горение
коррозия металлов
обмен веществ.
Учащиеся выступают с сообщениями об этих процессах. Рассказы
сопровождаются презентациями.
CH4 + 2O2 = CO2 + 2 H2O +Q
C6H12O6 = 2CO2 + 2C2H5OH
6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2/ Почему в природе происходят окислительновосстановительные реакции?
Звучит стихотворение поэта В. Брюсова.
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Все что нас окружает, состоит из мельчайших частиц – атомов. Вспоминаем
строение атомов.
Al0)2)8)3 3e = Al3+ S0)2)8)6 + 2e = S2
Почему же все атомы стремятся завершить последний энергетический
уровень? В какие частицы они превращаются? Могут ли они соединяться
вместе?
Вывод: окислительновосстановительные реакции происходят вследствие
при этом происходит окислительно
существования атомов,
восстановительный процесс
борьба и единство противоположностей:
разноименные частицы притягиваются
сильный побеждает слабого
ктото теряет, а ктото находит
Вспоминаем, какие реакции называются реакциями ионного обмена
4 + 2Na+1O2H+1 = Na2
+1S+6O2
+1S+6O2
H2
2Al0 +3 Cu+2Cl1
2 =2 Al+3Cl1
3 +3 Cu0
4 +2H2
+1O2
Вывод: РИО не изменяется степень окисления у элементов
ОВР изменяется степень окисления у элементов Определение: химические реакции, которые протекают с изменением степени
окисления атомов реагирующих веществ, называются окислительно
восстановительными.
Отсюда можно все реакции разделить на две большие группы:
1. идущие с изменением степеней окисления (р. соединения, разложения и
замещения)
2. идущие без изменения степеней окисления (реакции обмена)
Самостоятельная работа по карточкам
До реакции переход электронов после реакции
Na0 Na+1
S+2 S2
S+4 S+6
S0 S2
Cu+2 Cu0
N+3 N+5
Ba+2 Ba0
Помогаю учащимся в заполнении карточек, затем проверяем правильность
выполненной работы.
Ввожу определения окислителя и восстановителя.
Атомы, молекулы и ионы, которые отдают электроны, называются
восстановителями, при этом степени окисления повышаются, а процесс,
который с ними происходит, называется окислением.
Атомы, молекулы и ионы, которые принимают электроны, называются
окислителями, при этом степени окисления понижаются, а процесс, который с
ними происходит, называется восстановлением. Процесс окисления всегда сопровождается процессом восстановления. Эти
процессы всегда происходят вместе и количество отданных электронов всегда
равно количеству принятых электронов.
Учащиеся проводят лабораторный опыт взаимодействия цинка с раствором
соляной кислоты. Один из учащихся записывает схему реакции на доске,
остальные в тетрадях. Предлагаю рассмотреть алгоритм составления
окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса.
НCl + Zn = ZnCl2+ H2
1.Запишите значения степени окисления над каждым химическим знаком.
2.Найдите элементы, у которых степени окисления изменились в ходе
химической реакции и подчеркните их.
3. Запишите уравнения процесса восстановления и процесса и окисления в
виде двух полуреакций; например:
Zn 0 + Н+1Cl1 = Н2
Zn 0 2 e = Zn +2 2 1 восстановитель п. о.
0 + Zn +2Cl1
2
2Н+1+ 2e = Н2
0 2 2 1 окислитель п. в.
4.Полученные в электронном балансе коэффициенты перенесите в уравнение
и поставьте перед восстановителем и окислителем.
2НCl + Zn = ZnCl2+ H2
5.Если необходимо уравняйте другие атомы.
Применение окислительновосстановительных реакций презентация
(выступления учащихся).
Закрепление.
(Дети отвечают на вопросы )
1.Как называется процесс отдачи электронов ? 2.Частицы , которые принимают электроны, называются …
3.Как называется процесс приема электронов ?
4.Частицы, которые отдают электроны, называются …
5. У доски работает один учащийся, расставляя коэффициенты в уравнении
Н2 + О2 = Н2О методом электронного баланса.
Н2
0 2е =2 Н+ 2 2 восстановитель п. о.
0 +4е
=2 О2 4 4 1 окислитель п. в.
О2
2Н2 + О2 = 2Н2О
Выставление оценок.
Итог урока:
Учащиеся приходят к выводу, что весь мир можно рассматривать как
гигантскую лабораторию, в которой ежесекундно происходят химические
реакции. В основном окислительновосстановительные.
Домашнее задание: параграф 43, упражнение 13 устно, 7 письменно.
« Окислительно-восстановительные реакции».
« Окислительно-восстановительные реакции».
« Окислительно-восстановительные реакции».
« Окислительно-восстановительные реакции».
« Окислительно-восстановительные реакции».
« Окислительно-восстановительные реакции».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.