« Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки»

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УМК: учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2014) для 1 – 4 классов. Тема урока: « Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки». Тип урока: Комбинированный Цель: Воспитание патриотизма через образы кантаты «Александр Невский »и музыки М.И Глинки. Задачи: Обучающие: Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах. Углубить представление о музыкальной культуре русского народа. Развивающие: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу. Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства); Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах. Формы работы: Фронтальный; вокально-хоровая работа; индивидуальная, работа в парах, групповая работа. Методы обучения: метод развития ассоциативно- образного мышления; метод размышления о музыке; метод забегания вперед и возвращения назад. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал. Типы электронных ресурсов: мультимедийная презентация
Иконка файла материала 1.docx
УМК: учебно­методических комплексов (УМК) под редакцией Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2014) для 1 – 4 классов. Тема урока: « Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки». Тип урока: Комбинированный Цель: Воспитание патриотизма через образы кантаты «Александр Невский »и музыки М.И Глинки. Задачи:  Обучающие: Прививать эмоционально­позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о  русских полководцах, солдатах­воинах.  Углубить представление  о музыкальной культуре русского народа.  Развивающие: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.  Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);  Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.  Воспитательные: Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских  воинах, солдатах. Формы работы: Фронтальный; вокально­хоровая работа; индивидуальная, работа в парах, групповая работа. Методы обучения: метод  развития ассоциативно­ образного мышления; метод размышления о музыке; метод забегания вперед и возвращения назад. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал. Типы электронных ресурсов: мультимедийная презентация Личностные результаты Личностные: формировать  Планируемые результаты обучения: Предметные результаты Предметные:   размышлять   о   музыкальных  Метапредметные результаты Регулятивные 1основы российской  гражданской идентичности; проявлять эмоциональную  отзывчивость на  произведения различного  образного содержания; представлять образ Родины,  историческое прошлое,  культурное наследие России. произведениях   как   способе   выражения   чувств   и мыслей человека; эмоционально   воспринимать   народное   и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании; узнавать знакомые музыкальные произведения    формулировать и удерживать учебную  задачу, вносить коррективы в свою работу выполнять учебные действия в качестве  слушателя; нацеливаться на успешную  деятельность. Познавательные  осуществлять анализ музыки с  выделением существенных  признаков;  сравнивать музыкальные образы, фразы,  выразительность интонаций Коммуникативные  участие в обсуждении значимых для  каждого человека проблем жизни продуктивное сотрудничество со  сверстниками и взрослыми; умение  участвовать в диалоге, слышать  собеседника, точно высказывать свои  мысли. 2Этап урока Время Цель этапа Деятельность учителя Деятельность Формируемые УУД Ход урока 1. Организационн ый момент. 2. Подготовка  учащихся к  активной  основной  учебно­ познавательной  деятельности 2 минуты Подготовить учащихся к  работе­боте на уроке Учитель приглашает детей в класс под музыку  С.С Прокофьева  «Вставайте, люди русские»  (Слайд 1) Учитель принимает рапорт. 5 минут Психологически  настроить на  предстоящий урок Актуализировать  ранее изученный  материал. Актуализирует В начале урока прозвучала знакомая музыка. Как она называется и кто автор? Как называется полное произведение, частью которого  является этот хор? Что такое кантата?  ( Слайд 3) Демонстрирует показ  картины Е.Корина «Александр  Невский» Слайд 4 учащихся Командир сдает  рапорт учителю. Коммуникативные Регулятивные  Предполагаемые  ответы Хор «Вставайте,  люди русские» Композитор  С.С.Прокофьев. Кантата  «Александр  Невский» КАНТАТА ­ крупное музыкальное  произведение,  состоящее из  нескольких частей,  исполняемых  хором, солистами  и оркестром Познавательные Коммуникативные Личностные Предметные: узнавать  знакомые музыкальные  произведения Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге,  слышать собеседника,  точно высказывать свои  мысли. Регулятивные: нацеливание на успешную  деятельность. Личностные: проявлять  эмоциональную  отзывчивость на  произведения различного  образного содержания 3Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. Кто он, Александр. Невский? Какими качествами должен обладать такой человек? Можно ли назвать его патриотом? Каких людей называют патриотами? Включаются в  беседу. Отвечают  на вопросы. Воин, защитник  земли Русской,  великий полководец и русский князь. Смелость,  сила,отвага,  бесстрашие,  решительность. Да. Людей, которые  любят свою  Родину, гордятся  достижениями и  культурой своей   страны, готовы  защищать её от  врагов. 3. Мотивация к  учебной  деятельности Мотивировать к  учебной  деятельности  учащихся. Создать проблемную  ситуацию,  сформулировать  тему, цель урока Ребята, вы хотели бы познакомиться с другими примерами  патриотизма в  русской музыке? А что вы хотели бы узнать? Предполагаемые  ответы в творчестве каких композиторов,  4Вспомните фамилию композитора, который является  основоположником русской классической музыки?  4.  Постановка  цели урока. 3минуты сформулировать  тему, цель урока Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на  уроке? Давайте сформулируем тему урока  Предлагает рассмотреть иллюстрации (учебник, стр.20) И ответить на вопрос учителя. 14 минут 4. Основной этап  (этап изучения  новых знаний и  способов  деятельности) Формирование у  учащихся знаний О героико –  патриотических  музыкальных  примерах в русской  классической  музыки. есть произведения,  прославляющие  отважных  защитников  РОДИНЫ. М. И. Глинка Делают  предположение о  теме урока О патриотизме  в  музыке С. С.  Прокофьева, М. И.  Глинки.  Регулятивные: формулировать и  удерживать учебную  задачу. Личностные:  представлять образ  Родины, историческое  прошлое, культурное  наследие России Тема урока:  «Патриотическая тема в музыке  С.С.Прокофьева и  М.И Глинки».  Слайд 5 Работают с  учебником Отвечают на  вопрос,  поставленный в  учебнике Участвуют в беседе с учителем. Предметные: эмоционально воспринимать  художественные и далее  музыкальные произведения и высказывать мнение о их  содержании Коммуникативные:  активно слушать  5«Что изображено на этих репродукциях?» Слайд 6 Какие чувства передают эти репродукции? 4.1 Слушание развитие  эмоциональной  отзывчивости к  музыке Какую музыку вы сочинили бы к этим картинам? Слушание: «Я пойду по полю белому». Слайд 6 Предлагает послушать музыкальный фрагмент записать в  тетрадь прилагательные, которые передают характер и  настроение этой музыкальной композиции Какие слова вы записали? Какой образ передаёт нам эта музыка? К какому народному жанру близка музыка этой части? Определите состав исполнителей. Отвечают на  вопросы с опорой на изображения   репродукций. Поле боя, погибшие воины, женщина  ищет погибших  родных: мужа,  брата, сына Печаль, горе,  тоску,  безнадёжность. Медленная,  печальная,  красивая Записывают в  тетрадь  прилагательные. Печальные,  грустные,  плачущая Печальный,  трагический,  страдающий. Песня ­ плачь музыкальные  произведения, обсуждать  услышанное;  использование речь для  регуляции своего действия; вести диалог; Регулятивные: выполнять учебные  действия в качестве  слушателя .Познавательные:  осуществлять анализ  музыки с выделением  существенных  признаков  сравнивать музыкальные и  художественные образы. Личностные:  проявлять  эмоциональную  отзывчивость на  произведения различного  образного содержания 6Как вы думаете,  у солиста мужской или женский,  высокий голос или низкий? Как называется такой тембр? 4.2 Вокально –  хоровая работа Развитее вокально –  хоровых навыков Проводит вокально – хоровую работу. Исполнение мелодию «Я пойду по полю белому» Организует совместное коллективное исполнение Предлагает обсудить исполнение. Понравилось вам ваше исполнение? 5. Физкультминут ка 3 минуты Способствовать  оздоровлению  учащихся. 1.Дыхательные упражнения 2.Речевая разминка 3.Вокально­хоровые упражнения Солист,  симфонический  оркестр. Женский, низкий Меццо­ сопрано Выполняют  вокально­хоровые  упражнения на  развитие дыхания,  дикции Принимают  учебную задачу. Включаются в  творческую  деятельность. Анализируют свое  исполнение. Пение. Один учащийся  проводит вокальную разминку. Коммуникативные: уметь  осуществлять  продуктивное  сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе  музыкально­творческой  деятельности. Регулятивные: уметь  проявлять способность к  саморегуляции  (мобилизации сил в  процессе работы над  музыкальными  произведениями); Личностные: овладение навыками  сотрудничества с учителем и сверстниками; реализация творческого  потенциала в процессе  коллективного или  индивидуального  710 минут 6. Этап  подведения  итогов  учебного  занятия; Развитие внимания  учащихся, монологической  речи, работа над  формированием  логических умений:  анализ, сравнение,  обобщение. Предлагает поработать с таблицами (раздаточный материал)  Сравнить образы картин и музыки С.С.Прокофьева.  Заполнить таблицу, работая по парам. Организует совместную проверку заполнения таблиц. Включает обучающихся в систему вопросов: Сравнивают  образы картин и  музыки С. С.  Прокофьева Заполняют таблицы Работают в парах Проверяют  результаты своей  работы Предполагаемые  ответы  обучающихся: Можно ли назвать этот образ патриотическим? Да Почему? Ведь  у женщины  погибли близкие  люди, которые  защищали Родину. музицирования. Предметные: ­умение воплощать  музыкальные образы при  исполнении вокально­ хоровых произведений. Предметные: размышлять о музыкальных  произведениях как способе выражения чувств и  мыслей человека. Коммуникативные:  продуктивное  сотрудничество со  сверстниками и взрослыми Регулятивные: выполнять музыкально­  творческие задания по  заданным правилам Познавательные:  осуществлять анализ  музыки с выделением  существенных  признаков; сравнивать музыкальные и  художественные образы. Личностные:  проявлять  8Предлагает прослушать и проиграть руками  «Патриотическую песню» М.И.Глинки. (Слайд 8) Почему глинка назвал это произведение «Патриотическая  песня»? На какую песню она похожа? 7. Домашнее  задание 2 минуты Закрепить  знания по  теме. Предлагает подготовить сообщение на тему « Патриотизм в  русской классической музыке». Выполняют  пластическое  интонирование  музыкального  произведения. Торжественная,  гордая, энергичная На гимн. Записывают  домашнее задание в  дневники. Слушают  методические  рекомендации по  выполнению заданий. эмоциональную  отзывчивость на  произведения различного  образного содержания 98. Рефлексия 5 минут Осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов. Предлагает поучаствовать в игре  «Да­нет» Участвуют в игре  «Да – нет». 1.Мы слушали сегодня музыку П.И.Чайковского? 2.Патриоты ­ это люди, которые любят и гордятся своей  Родиной и готовы её защищать? 4.Солист­это музыкант, который исполняет произведение  один? 5. Меццо­ сопрано ­ мужской певческий голос. нет да да нет Личностные: повышение  мотивации к учебно­ творческому процессу. Регулятивные: умение  проявлять способность к  саморегуции.. 9. Контроль и  оценка   1минута Оценить собственную  деятельность на уроке,  самооценка  результатов. Выражает  свое   отношение   к   работе   обучающихся   на   уроке   и оценивает их деятельность. Воспринимают  оценивание; Личностные: повышение  мотивации к учебно­ творческому процессу. 10. Организационн ое завершение  урока 1 минута Подготовить  учащихся к  завершению урока Учитель принимает рапорт Заместитель  командира взвода  сдаёт рапорт  учителю Коммуникативные Регулятивные (само  регуляция). 10