УМК: учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2014) для 1 – 4 классов.
Тема урока: « Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки».
Тип урока: Комбинированный
Цель: Воспитание патриотизма через образы кантаты «Александр Невский »и музыки М.И Глинки.
Задачи:
Обучающие: Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
Углубить представление о музыкальной культуре русского народа.
Развивающие: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Формы работы: Фронтальный; вокально-хоровая работа; индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Методы обучения: метод развития ассоциативно- образного мышления; метод размышления о музыке; метод забегания вперед и возвращения назад.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
Типы электронных ресурсов: мультимедийная презентация
УМК: учебнометодических комплексов (УМК) под редакцией Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2014)
для 1 – 4 классов.
Тема урока: « Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки».
Тип урока: Комбинированный
Цель: Воспитание патриотизма через образы кантаты «Александр Невский »и музыки М.И Глинки.
Задачи:
Обучающие: Прививать эмоциональнопозитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о
русских полководцах, солдатахвоинах.
Углубить представление о музыкальной культуре русского народа.
Развивающие: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских
воинах, солдатах.
Формы работы: Фронтальный; вокальнохоровая работа; индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Методы обучения: метод развития ассоциативно образного мышления; метод размышления о музыке; метод забегания вперед
и возвращения назад.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
Типы электронных ресурсов: мультимедийная презентация
Личностные результаты
Личностные: формировать
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты
Предметные:
размышлять о музыкальных
Метапредметные результаты
Регулятивные
1основы российской
гражданской идентичности;
проявлять эмоциональную
отзывчивость на
произведения различного
образного содержания;
представлять образ Родины,
историческое прошлое,
культурное наследие России.
произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
эмоционально воспринимать народное и
профессиональное музыкальное творчество разных
стран мира и народов России и высказывать мнение
о его содержании; узнавать знакомые музыкальные
произведения
формулировать и удерживать учебную
задачу, вносить коррективы в свою работу
выполнять учебные действия в качестве
слушателя; нацеливаться на успешную
деятельность.
Познавательные
осуществлять анализ музыки с
выделением существенных признаков;
сравнивать музыкальные образы, фразы,
выразительность интонаций
Коммуникативные
участие в обсуждении значимых для
каждого человека проблем жизни
продуктивное сотрудничество со
сверстниками и взрослыми; умение
участвовать в диалоге, слышать
собеседника, точно высказывать свои
мысли.
2Этап урока
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
Формируемые УУД
Ход урока
1.
Организационн
ый момент.
2.
Подготовка
учащихся к
активной
основной
учебно
познавательной
деятельности
2 минуты Подготовить учащихся к
работеботе на уроке
Учитель приглашает детей в класс под музыку С.С Прокофьева
«Вставайте, люди русские» (Слайд 1)
Учитель принимает
рапорт.
5 минут
Психологически
настроить на
предстоящий урок
Актуализировать
ранее изученный
материал.
Актуализирует
В начале урока прозвучала знакомая музыка.
Как она называется и кто автор?
Как называется полное произведение, частью которого
является этот хор?
Что такое кантата?
( Слайд 3)
Демонстрирует показ картины Е.Корина «Александр
Невский» Слайд 4
учащихся
Командир сдает
рапорт учителю.
Коммуникативные
Регулятивные
Предполагаемые
ответы
Хор «Вставайте,
люди русские»
Композитор
С.С.Прокофьев.
Кантата
«Александр
Невский»
КАНТАТА крупное
музыкальное
произведение,
состоящее из
нескольких частей,
исполняемых
хором, солистами
и оркестром
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Предметные: узнавать
знакомые музыкальные
произведения
Коммуникативные: умение
участвовать в диалоге,
слышать собеседника,
точно высказывать свои
мысли.
Регулятивные:
нацеливание на успешную
деятельность.
Личностные: проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
произведения различного
образного содержания
3Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.
Кто он, Александр. Невский?
Какими качествами должен обладать такой человек?
Можно ли назвать его патриотом?
Каких людей называют патриотами?
Включаются в
беседу. Отвечают
на вопросы.
Воин, защитник
земли Русской,
великий полководец
и русский князь.
Смелость,
сила,отвага,
бесстрашие,
решительность.
Да.
Людей, которые
любят свою
Родину, гордятся
достижениями и
культурой своей
страны, готовы
защищать её от
врагов.
3.
Мотивация к
учебной
деятельности
Мотивировать к
учебной
деятельности
учащихся.
Создать проблемную
ситуацию,
сформулировать
тему, цель урока
Ребята, вы хотели бы познакомиться с другими примерами
патриотизма в русской музыке?
А что вы хотели бы узнать?
Предполагаемые
ответы
в творчестве каких
композиторов,
4Вспомните фамилию композитора, который является
основоположником русской классической музыки?
4.
Постановка
цели урока.
3минуты
сформулировать
тему, цель урока
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на
уроке?
Давайте сформулируем тему урока
Предлагает рассмотреть иллюстрации (учебник, стр.20)
И ответить на вопрос учителя.
14
минут
4.
Основной этап
(этап изучения
новых знаний и
способов
деятельности)
Формирование у
учащихся знаний
О героико –
патриотических
музыкальных
примерах в русской
классической
музыки.
есть произведения,
прославляющие
отважных
защитников
РОДИНЫ.
М. И. Глинка
Делают
предположение о
теме урока
О патриотизме в
музыке С. С.
Прокофьева, М. И.
Глинки.
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу.
Личностные:
представлять образ
Родины, историческое
прошлое, культурное
наследие России
Тема урока:
«Патриотическая
тема в музыке
С.С.Прокофьева и
М.И Глинки».
Слайд 5
Работают с
учебником
Отвечают на
вопрос,
поставленный в
учебнике
Участвуют в беседе
с учителем.
Предметные: эмоционально
воспринимать
художественные и далее
музыкальные произведения
и высказывать мнение о их
содержании
Коммуникативные:
активно слушать
5«Что изображено на этих репродукциях?» Слайд 6
Какие чувства передают эти репродукции?
4.1
Слушание
развитие
эмоциональной
отзывчивости к
музыке
Какую музыку вы сочинили бы к этим картинам?
Слушание: «Я пойду по полю белому». Слайд 6
Предлагает послушать музыкальный фрагмент записать в
тетрадь прилагательные, которые передают характер и
настроение этой музыкальной композиции
Какие слова вы записали?
Какой образ передаёт нам эта музыка?
К какому народному жанру близка музыка этой части?
Определите состав исполнителей.
Отвечают на
вопросы с опорой на
изображения
репродукций.
Поле боя, погибшие
воины, женщина
ищет погибших
родных: мужа,
брата, сына
Печаль, горе,
тоску,
безнадёжность.
Медленная,
печальная,
красивая
Записывают в
тетрадь
прилагательные.
Печальные,
грустные,
плачущая
Печальный,
трагический,
страдающий.
Песня плачь
музыкальные
произведения, обсуждать
услышанное;
использование речь для
регуляции своего действия;
вести диалог;
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в качестве
слушателя
.Познавательные:
осуществлять анализ
музыки с выделением
существенных признаков
сравнивать музыкальные и
художественные образы.
Личностные: проявлять
эмоциональную
отзывчивость на
произведения различного
образного содержания
6Как вы думаете, у солиста мужской или женский,
высокий голос или низкий?
Как называется такой тембр?
4.2
Вокально –
хоровая работа
Развитее вокально –
хоровых навыков
Проводит вокально – хоровую работу.
Исполнение мелодию «Я пойду по полю белому»
Организует совместное коллективное исполнение
Предлагает обсудить исполнение.
Понравилось вам ваше исполнение?
5.
Физкультминут
ка
3 минуты Способствовать
оздоровлению
учащихся.
1.Дыхательные упражнения
2.Речевая разминка
3.Вокальнохоровые упражнения
Солист,
симфонический
оркестр.
Женский, низкий
Меццо сопрано
Выполняют
вокальнохоровые
упражнения на
развитие дыхания,
дикции
Принимают
учебную задачу.
Включаются в
творческую
деятельность.
Анализируют свое
исполнение.
Пение.
Один учащийся
проводит вокальную
разминку.
Коммуникативные: уметь
осуществлять
продуктивное
сотрудничество с учителем
и сверстниками в процессе
музыкальнотворческой
деятельности.
Регулятивные: уметь
проявлять способность к
саморегуляции
(мобилизации сил в
процессе работы над
музыкальными
произведениями);
Личностные:
овладение навыками
сотрудничества с учителем
и сверстниками;
реализация творческого
потенциала в процессе
коллективного или
индивидуального
710 минут
6.
Этап
подведения
итогов
учебного
занятия;
Развитие внимания
учащихся,
монологической
речи, работа над
формированием
логических умений:
анализ, сравнение,
обобщение.
Предлагает поработать с таблицами (раздаточный материал)
Сравнить образы картин и музыки С.С.Прокофьева.
Заполнить таблицу, работая по парам.
Организует совместную проверку заполнения таблиц.
Включает обучающихся в систему вопросов:
Сравнивают
образы картин и
музыки С. С.
Прокофьева
Заполняют таблицы
Работают в парах
Проверяют
результаты своей
работы
Предполагаемые
ответы
обучающихся:
Можно ли назвать этот образ патриотическим?
Да
Почему?
Ведь у женщины
погибли близкие
люди, которые
защищали Родину.
музицирования.
Предметные:
умение воплощать
музыкальные образы при
исполнении вокально
хоровых произведений.
Предметные: размышлять о
музыкальных
произведениях как способе
выражения чувств и
мыслей человека.
Коммуникативные:
продуктивное
сотрудничество со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные:
выполнять музыкально
творческие задания по
заданным правилам
Познавательные:
осуществлять анализ
музыки с выделением
существенных признаков;
сравнивать музыкальные и
художественные образы.
Личностные: проявлять
8Предлагает прослушать и проиграть руками
«Патриотическую песню» М.И.Глинки. (Слайд 8)
Почему глинка назвал это произведение «Патриотическая
песня»?
На какую песню она похожа?
7.
Домашнее
задание
2 минуты Закрепить знания по
теме.
Предлагает подготовить сообщение на тему « Патриотизм в
русской классической музыке».
Выполняют
пластическое
интонирование
музыкального
произведения.
Торжественная,
гордая, энергичная
На гимн.
Записывают
домашнее задание в
дневники.
Слушают
методические
рекомендации по
выполнению заданий.
эмоциональную
отзывчивость на
произведения различного
образного содержания
98.
Рефлексия
5 минут
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов.
Предлагает поучаствовать в игре «Данет»
Участвуют в игре
«Да – нет».
1.Мы слушали сегодня музыку П.И.Чайковского?
2.Патриоты это люди, которые любят и гордятся своей
Родиной и готовы её защищать?
4.Солистэто музыкант, который исполняет произведение
один?
5. Меццо сопрано мужской певческий голос.
нет
да
да
нет
Личностные: повышение
мотивации к учебно
творческому процессу.
Регулятивные: умение
проявлять способность к
саморегуции..
9.
Контроль и
оценка
1минута
Оценить собственную
деятельность на уроке,
самооценка
результатов.
Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и
оценивает их деятельность.
Воспринимают
оценивание;
Личностные: повышение
мотивации к учебно
творческому процессу.
10.
Организационн
ое завершение
урока
1 минута Подготовить
учащихся к
завершению урока
Учитель принимает рапорт
Заместитель
командира взвода
сдаёт рапорт
учителю
Коммуникативные
Регулятивные (само
регуляция).
10