« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
3 кл
02.09.2017
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация.Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация.
пед проект по орфографии.doc
Педагогический проект
на тему
« Развитие орфографической зоркости мл шкв во внеклассной
работе»
Автор проекта:
Поликарпова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №124
Промышленного рна,
г о Самара
1 Самара 2017
Содержание
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта
орфографическая зоркость, её сущность
орфографические ошибки учащихся
система обучения первоклассников постановке и решению
орфографических задач
принципы организации внеклассной работы по русскому языку
содержание внеклассной работы
формы и виды внеклассной работы по русскому языку
4. Рабочий план реализации проекта
5. Предполагаемые результаты и механизм оценки результата
6. Дальнейшее развитие проекта
7. Приложения
8. Список используемой литературы
2 1. Актуальность темы
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение
учащимися двумя видами коммуникации устной речью и письменной.
Правильная устная и письменная речь – показатель общей культуры и
гражданской позиции человека(ФГОС НОО).
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах
является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов
и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии
является такой, при котором орфографический навык формируется
первоначально как система осознанных действий. В результате специальных
упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное
владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы,
относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии
с правилом.
Правила орфографии едины для всех носителей языка, что дает возможность
знать их на одинаковом уровне.
2. Проблема
3 Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро
не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа
– это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого
качества орфографических навыков попрежнему остается одной из наиболее
сложных задач начального обучения.
Значение орфографической грамотности очень велико. Современное
поколение отличается безграмотностью и нежеланием изучать родной язык.
В совершенствовании преподавания русского языка, в привитии им
прочных речевых умений и навыков наряду с уроками большое значение
имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и
систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны,
закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой —
глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими
фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знания, которых
необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для
речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и
возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на
внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся
к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях. Поэтому
эта тема является актуальной.
3.Цель и задачи
Цель: – показать, что хорошо организованная внеклассная работа по
русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся
интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность,
зоркость , помогает повышать орфографическую зоркость школьников
Для реализации данной цели необходимо решить несколько задач:
4 1 изучить научную, научнометодическую литературу по
исследуемой проблеме;
2 раскрыть сущность орфографической зоркости;
3 рассмотреть методические принципы организации внеклассной
работы по русскому языку;
4 определить содержание внеклассной работы;
5 рассмотреть формы и виды внеклассной работы.
4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта
Наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение
Г.Г.Граник) и потому не применяют известные им правила. По мнению многих
методистов (Н.С.Рождественский,
М.Т.Баранов и др.),
«орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин
М.Р.Львов,
допускаемые орфографические ошибки.
Возникает вопрос: почему учащиеся, зная правило, не замечают тех мест,
которые требуют применения этих правил? Ответ прост. В традиционной
системе обучения отсутствует целенаправленное формирование
соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить: какое орфографическое
упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках?
Упражнение на вставку пропущенных букв. В чем оно тренировало? В
применении того или иного орфографического правила.
Умение обнаруживать орфограмму должно стать предметом
целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть
«орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую
значимость изучения правил.
Таким образом, необходимо достроить существующую систему
5 обучения орфографии недостающим звеном формированием у учащихся
орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость, ее сущность
Орфографическая зоркость это способность обнаруживать орфограммы, то
есть умение ставить орфографические задачи.
М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник
для решения орфографической задачи:
1 увидеть орфограмму в слове;
2 определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой
грамматикоорфографической теме относится; вспомнить правило;
3 определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)
орфограммы;
4 определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е.
составить алгоритм решения задачи;
5 решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по
алгоритму;
6 написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить
самопроверку [2, 46].
В более обобщенном виде те же этапы представляет П.С.Жадек: «В
орфографическом действии выделяются две ступени:
постановка
орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор
письменного знака в соответствии с правилом)» [3, 231].
Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько
развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно
подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф.Иванов,
С.Ф.Жуйков, П.С.Жедек, М.Р.Львов, М.М.Разумовская).
Эту зависимость хорошо осознают и опытные учителя. Так,
каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила,
6 например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно
справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки
в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить
букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы
осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно
сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.
Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, то есть
зоркость,
орфографическая
орфографическим умением.
считается важнейшим,
базовым
Как пишет М.Р.Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её
слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых
ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их
применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным
обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от
15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель
работает над формированием орфографической зоркости, 7090%»
Орфографические ошибки учащихся
1.Нарушения правил написания морфем.
2. Слитнораздельные и дефисные написания.
3. Неправильные переносы слов.
4. Ошибки в употреблении прописных букв.
5. Ошибки в непроверяемых словах.
6. Ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов,
сочетаний.
7. «Графические» ошибки – замены, пропуски, искажения букв
Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует
начинать с развития их орфографической зоркости. Важно прежде всего
7 научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже
постепенно учить их решению.
«Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться
с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного
анализа слов». (Львов М.Р.)
Система обучения первоклассников постановке и решению
орфографических задач
1. Вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым
они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами,
обнаруживать подавляющее большинство орфограмм: орфограммы
слабых позиций.
2. Систематически и организованно вводить те или иные написания в
практику письменной речи учеников, не перегружая в то же время детей
заучиванием какихлибо правил и других сведений.
3. Использование орфографических сказок. Наблюдение над случаями
несоответствия написания и произношения (сочетания жи ши, ча ща,
чу щу).
4. Выделение (подчёркивание) орфограмм.
5. Проведение словообразовательных упражнений по “Букварю” и
«Прописи».
6. Обогащение словарного запаса первоклассников.
Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
В основе организации внеклассной работы по русскому языку, как и в
основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности,
доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи
теории с практикой, сознательности и активности, наглядности,
преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие
8 специфические методические принципы, которыми определяются, с одной
стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения
внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются
следующие:
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность
его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться
знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Подобно урокам
русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны
способствовать привитию навыков грамотного письма. С этой целью
необходимо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для
формирования орфографической зоркости учащихся.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип
действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы
должно быть соотнесено с программой по русскому языку.
Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового
материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в
усвоении орфографических правил.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять
в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать,
чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников.
Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание
определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.
Такая работа стимулирует познавательную активность учащихся: каждый
ученик получает задание по интересу и по своим способностям.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий
пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность
достигается главным образом путем использования материалов занимательной
9 грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого
привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако
занимательность не следует сводить только к развлекательности.
Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы
учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой
работой. Для учащихся начальных классов занимательно все то, что имеет
практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению
орфографией.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к
внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых
мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов,
отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий,
формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее
формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При
соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по
русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе
должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся
появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное
время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо,
интересно.
Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе
по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся,
ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, желательно
привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого
необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их
участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом
овладении русским языком.
10 Таковы основные методические принципы организации внеклассной работы по
русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием,
определяющим успех этой работы.
Содержание внеклассной работы по русскому языку
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что
необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные
условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для
привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная
работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки
учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся
самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться
справочной литературой, общаться на русском языке.
Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по
русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с
принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно
соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по
программе.
Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие
вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому
языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их
лингвистического кругозора.
Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку
составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным
материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому
языку и способствующие привитию практических навыков русской речи; 2)
вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные
11 программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся,
представляющие дополнительный материал для речевой тренировки на
русском языке.
Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В
выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры,
диктуемое возрастными особенностями учащихся. Разумеется, в начальных
классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 6
—9летнего возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в
несколько приемов, в разных классах.
В таком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в
раскрытии содержания рассматриваемого вопроса. Например, беседы из
циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?»,
«Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один
раз в каждом классе, но содержание этих бесед каждый раз должно быть
новым.
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
По форме внеклассные занятия могут быть групповыми, массовыми и
индивидуальными.
В начальной школе используют массовые и групповые формы.
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны.
Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности,
утренники, вечера, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке,
выпуск тематических стенгазет, устных и рукописных лингвистических
12 журналов и др. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие,
другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое
развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их
гармоничные сочетание.
К постоянно действующим видам внеклассной работы относятся
общества любителей русского языка или клубы любителей русского языка.
Это вид групповой внеклассной работы и имеет более сложное
организационное построение и разнообразный состав учащихся, так как
членами общества (или клуба) могут быть ученики разных классов.
Утренники и вечера часто посвящают вопросам культуры речи. Это
могут быть и тематические мероприятия, например вечер занимательной
грамматики и другие.
Главная цель утренников – формирование и закрепление навыков
внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление
доброжелательного микроклимата в классе.
Лингвистические утренники охватывают разнообразные проблемы,
связанные с выяснением эстетической и коммуникативной функции языка,
проблемы культуры речи, стилистики, речевого этикета, грамматики. Этот
вид внеклассных мероприятий проходит очень весело, интересно. С большим
удовольствием ребята пытаются разгадать языковые тайны, поновому
увидеть знакомые предметы. Благодаря утренникам у ребят появляется
живой интерес к урокам русского языка, вырабатывается умение наблюдать,
сравнивать языковые факты, преодолевать трудности, проявлять
сообразительность. Такой вид внеклассной деятельности позволяет учителю
создавать на уроке и во внеурочное время постоянные элементы новизны,
13 демонстрировать закономерности языка в особом, необычном повороте,
своеобразно преломляя сухую теорию в живые занимательные рассказы.
Олимпиада – это своеобразное соревнование в знаниях, итог
предварительной работы учащихся как на уроке, так и вне его. Олимпиады
могут быть классными, школьными, районными, общегородскими. Все
участники олимпиады должны пройти несколько туров (два, три, четыре). Для
проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает и письменные
работы, и устные ответы участников.
Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения
учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является
развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности
самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научнопопулярной
литературой, справочниками и словарями.
Очень важно для проводящего олимпиаду понимать, что вопросы и
задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса.
Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий
учебника.
Подобно олимпиадам, массовый характер носят также различные
конкурсы. Это могут быть конкурсы на самую лучшую стенную газету,
рукописный журнал, лучшее чтение стихов о русском языке, лучшую тетрадь
по русскому языку и так далее.
Большим успехом стал пользоваться “Устный журнал”, основная цель
которого – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон
русского языка. “Устный журнал” может иметь своё название, например:
“Язык мой – друг мой”, “Язык – к знанию ключ”, “Родное слово”.
14 “Устный журнал” обычно состоит из нескольких (415) страниц, каждая
из которых имеет своё название с учётом содержания, например: “Почему мы
так говорим?” – страничка этимологии слов и выражений, “Чудесные
превращения иностранцев” – о фонетическом и грамматическом освоении
заимствованных слов. “Устный журнал” отличается от других видов
внеклассных мероприятий широкой информативностью. Один номер
позволяет представить разнообразный по тематике языковой материал.
Широкое распространение получили такие виды внеклассной работы,
как “День русского языка” или “Неделя русского языка”. “День (или
Неделя) русского языка” проводится как заранее подготовленный праздник,
пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое
воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма
разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и
утренники. Организация таких массовых мероприятий – дело чрезвычайно
трудоёмкое.
Проведение Недели русского языка (2 класс)
А.М. Горький писал: “Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и
требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт
окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре
словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то,
что филологи называют “духом языка.”
В программу данного внеклассного мероприятия включены следующие
виды работ:
I. Диктант;
II. Олимпиада;
15 III. Конкурс чтецов;
IV. Конкурсное сочинение;
V. Грамматический бой.
Диктант
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту
и силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык. На этом
языке говорят во многих странах. Он помогает дружить и жить в мире всем
людям.
Программа олимпиады:
Расставь ударения в словах:
магазин, портфель, предмет, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил,
шофёр, километр, сантиметр.
Разобрать по составу слова:
загадка, кружева, снежок, засада, пригород.
Подобрать по два прилагательных к каждому из следующих слов:
рояль, картофель, тополь, путь, собака.
Объяснить значение слов:
каникулы, скульптор.
Привести по два примера (только имена существительные), где:
звуков больше, чем букв;
звуков меньше, чем букв.
16 Записать две пословицы о труде.
Замени одним словом фразеологизмы:
мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.
Выпиши группы родственных слов, выдели корень:
бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок,
побасенки, басовый.
Составь и запиши рассказ по его началу:
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом.
Однажды…
III. Конкурс чтецов
О его проведении детям сообщается за несколько дней. Для такого
мероприятия учитель помогает учащимся подобрать стихотворение о русском
языке.
а)
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
17 Мир окрыляющих ленинских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
б)
Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море…
в)
Ты родной владеешь речью, бойко говоришь.
Русский же язык неважно знаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью хорошо владеть.
Эта речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
IV. Конкурсное сочинение.
В классе была проведена традиционная подготовительная работа,
дополненная подобранными заранее стихами, примерами из жизни, а дома
18 дети писали сочинение на тему: “Почему русский язык называют богатым,
великим, могучим?”
V. Грамматический бой.
а) Приветствие команд.
б) Разминка “Назови одним словом”
Детям предложены словосочетания, где главным словом является имя
существительное, а зависимым выступают имена прилагательные: храбрый,
добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный,
весёлый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя
существительное), например:
храбрый человек – храбрец;
добрый дедушка – добряк и т.д.
в) Игра “В две колонки становись!”
На доске прикреплены карточки со словами; водник, водитель, громоотвод,
заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.
Первая команда должна быстро собрать карточки со словами, родственными
слову вода, вторая – слову водить.
г) Игра “Загадка в загадке”
Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и
написать отгадки.
19 По Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо__,
То наза__, то вперё__,
А за ним такая гла__ь,
Что и зыби не видать
(Утюг)
Через поле и л__сок
Подаётся г__л__сок,
Он б__жит по пр__в__дам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон)
д) Конкурс капитанов
Отгадай слово:
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(Расписка)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
20 Окончание в слове рыба.
(Завязка)
е) Подведение итогов.
4. Рабочий план.
Этапы
1. Подготовительный.
2. Изучение литературы.
3. Изучение положительного опыта
Сроки проведения
Июльавгуст
Июль
Август
реализации проекта в других
территориях (школах, городах).
4 Разработка стратегии, методов,
механизмов реализации проекта.
5. Работа с учащимися.
6. Диагностика:
входная
текущая
итоговая
7. Подведение итогов (автор
оценивает, насколько эффективен
был проект).
8. Дальнейшее развитие проекта.
Август
Весь учебный ( 20112012) год
вовремя кружковой работы и на
уроках русского языка
сентябрь
раз в полгода
май
Май (метод. объединение)
В 3 классе.
.
5. Предполагаемые результаты
21 Формирование у ребенка способности к самоконтролю, необходимого
для его включения во внеклассную деятельность.
Реализация творческого потенциала детей:
o положительная динамика продвижения учащихся,
o
занятия в кружках, призовые места в олимпиадах
Методические результаты:
создание банка данных;
разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых
детей, создание системы взаимодействия с основной школой,
родителями учащихся;
использование системы диагностик для выявления и отслеживания
различных уровней формирования орфографической зоркости;
обобщение и систематизация материалов педагогической практики
.Оценка результативности.
№ Критерии
1 Самооценка личности
2 Удовлетворённость учащихся,
родителей, учителей
Показатели
Наличие адекватной положительной
самооценки, способность к рефлексии,
стремление к познанию и проявлению
своих возможностей, мотивационная
сфера
Комфортность, защищённость
личности школьника, его отношение к
жизнедеятельностью детей в
школе.
основным сторонам жизнедеятельности
в школе, удовлетворённость родителей
3 Конкурентоспособность
учащихся.
и учителей.
Эффективность и качество подготовки
детей. Участие учащихся, педагогов в
смотрах, олимпиадах, конкурсах.
22 Социальный опыт. Содержание и
характер дальнейшей деятельности
выпускников.
6. Дальнейшее развитие проекта
Таким образом,
орфографические упражнения, используемые во
внеклассной работе по русскому языку, влияют на развитие орфографической
зоркости.
Работа даст положительный результат при соблюдении следующих
условий:
1) тщательный отбор упражнений на орфограммы, которые вызывают
трудность у учащихся;
2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;
3) соблюдение определенной последовательность подачи различных
видов упражнений;
4) систематическое проведение внеклассных мероприятий по русскому
языку;
5) постоянное отслеживание результатов;
6) постоянное использование алгоритмов для детей, у которых есть
проблемы в орфографической грамотности.
Чтобы научить младшего школьника грамотно писать, нужно приложить
много усилий учителю не только на уроках русского языка, но использовать
различные формы внеклассной работы. Поэтому в нашей работе мы
попытались рассмотреть работу по формированию орфографической
зоркости во внеурочной деятельности.
В дальнейшем необходимо продолжить работу над проектом,
рассмотреть другие виды внеурочной деятельности по формированию
орфографической зоркости, разработать программу кружка «Любителей
орфографии».
23 8. Список литературы
1.Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы
обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик.
М.: Просвещение. 1992. С.36.
2. М Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении
правописанию // Начальная школа 1997. №4. С.4547.
3. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. М.: Просвещение,
1996. С.175190.
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах.
Академия, 1998. С.307
5. Бурмистрова Н.П. Применение жестов на уроках обучения грамоте и
математики // Начальная школа 1999. №1. С.89.
6.Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. С.42.
7.Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. СП.:
Детствопресс, 2000. С.3562.
8.Горецкий В.Г. Об обучении грамоте // Начальная школа 1999. №9. С.12
29.
9.Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных
классах. М.: Просвещение, 1990. С.97.
10.Двужилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений
средствами развития речи // Начальная школа 1992. №2. С.3337.
11.Двужилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне
слов // Начальная школа. 1990. №4. С.5657.
12.Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя // Начальная
школа 1998. №10. С.47.
13.Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная
24 школа 1990. №10. С.2426.
14.Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию //
Начальная школа 1998. №8. С.67.
25 26
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
« Развитие орфографической зоркости мл шк-в во внеклассной работе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.