« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»
Оценка 4.7

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология +2
Взрослым
03.06.2017
« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»
Теоретический материал, раскрывающий проблему эстетического воспитания обучающихся с ОВЗ. Данный материал содержит рекомендации по формированию эстетической культуры детей , имеющих интеллектуальную недостаточность. Материал пригодится в работе педагогам и психологам, работающим с данной группой обучающихся. Материал раскрывает психологические аспекты данного вопроса.Теоретический материал, раскрывающий проблему эстетического воспитания обучающихся с ОВЗ
доклад эстетическое воспит..docx
ГБОУ « Елионская школа – интернат» ДОКЛАД школы – интерната» « Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся зхъфывапролджэячсмитьбюй цукенгшщзхъфывапролджэяч смитьбюйцукенгшщзхъфывап ролджэячсмитьбюйцукенгшщ зхъфывапролджэячсмитьбюй цукенгшщзхъфывапролджэяч смитьбюйцукенгшщзхъфывап ролджэячсмитьбюйцукенгшщ зхъфывапролджэячсмитьбюй цукенгшщзхъфывапролджэяч смитьбюйцукенгшщзхъфывап ролджэячсмитьбюйцукенгшщ зхъфывапролджэячсмитьбюй цукенгшщзхъфывапролджэяч смитьбюйцукенгшщзхъфывап ролджэячсмитьбюйцукенгшщ зхъфывапролджэячсмитьбюй цукенгшщзхъфывапролджэяч смитьбюйцукенгшщзхъфывап ролджэячсмитьбюйцукенгшщ Подготовила: квалификационной категории Педагог- психолог первой Сапонова Людмила Николаевна ДОКЛАД « Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»                                                                 «Человек по натуре своей – художник.                                                                                   Он всюду, так или иначе, стремится                                                                                    вносить в свою жизнь красоту»                                                                                                                 М.Горький.   Эстетическое   воспитание   личности   происходит   с   первых   шагов маленького   человека,   с   первых   его   слов,   поступков.   Ни   что   иное,   как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это   впитывается,   откладывается,   фиксируется   в   сознании.   Так   каким   же должно   быть   эстетическое   воспитание,   чтобы   в   полной   мере   повлиять   на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?   осуществляемой   субъектом   В   широком   смысле   под   эстетическим   воспитанием   понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.   Это   специфический   вид   общественно   значимой деятельности, (общество   и   его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа,   коллектив,   общность)   с   целью   выработки   у   последнего   системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со   сложившимися   в   данном   конкретном   обществе   представлениями   об   их характере   и   назначении.   В   процессе   воспитания   происходит   приобщение индивидов   к   ценностям,   перевод   их   во   внутреннее   духовное   содержание путем   интериоризации.   На   этой   основе   формируется   и   развивается способность   человека   к   эстетическому   восприятию   и   переживанию,   его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико­ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.  Эстетическое   воспитание   гармонизирует   и   развивает   все   духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно   связано   с   нравственным   воспитанием,   так   как   красота   выступает своеобразным   регулятором   человеческих   взаимоотношений.   Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По­видимому, в той мере,   в   какой   красота   совпадает   с   добром,   можно   говорить   о   морально­ нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной  способности личности.          В  неоконченной   статье  «Вроде   методического   плана   клубной   работы» А.С.Макаренко писал: «Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только   красивое   лицо   или   фигура   человека,   но   и   красивый   поступок, красивый спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат…Бить на красоту, значит бить наверняка», поскольку «стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре» Эстетическое   воспитание  –   это   процесс   целенаправленного   и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также   развитие   способности   создавать   красивое.   Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию. В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому      эстетическое  неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь   двух   начал   (красоты   и   нравственности)   благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную,   эмоциональную   и   волевую   деятельность   (В.А.Артемов, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.) Эстетическая воспитанность предполагает: 1 . эмоциональное отношение ко всему  окружающему; 2.осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3.наличие эстетических и нравственных  суждений; 4.стремление к самостоятельному художественному творчеству. Особенность   эстетического   воспитания   состоит   в   том,   что   оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания,   создаёт   эмоциональную   атмосферу,   побуждает   к   общению   с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Оно формируется под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно­воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических   условий   дети   с   нарушением   интеллекта   значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому  воспитанию, прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся,  составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием  эстетических средств, затрагивающих чувства ребёнка, заметно  активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается  качество восприятия, и, следовательно, становятся отчётливее и пол  улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчётливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. В процессе эстетического воспитания у учащихся удаётся сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического   восприятия,   способность   замечать,   выделять   и   оценивать прекрасное.   Благодаря   педагогическому   воздействию   обогащаются   чувства детей,   а   их   эмоциональные   переживания     и   реакция   становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами   художественного   творчества,   осваивают   простейшие   навыки   и умения создавать красивое (Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, С.М.Миловская). С учётом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта и особой роли коррекционной  школы,   как   специального   учреждения,   эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: 1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов   психического   и   физического   развития   детей   с   нарушением интеллекта,   постоянно   проявляя   заботу   о   становлении   личности   каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2.   Формировать   у   учащихся   эстетическую   восприимчивость,   умение видеть   и   понимать   красивое   в   искусстве,   природе,   повседневной   жизни; обогащать   имеющийся   опыт   школьников   эстетическими   впечатлениями; воспитывать   у   детей   сенсорную   культуру,   развивать   эстетический   вкус; приучать   школьников   к   нравственно­эстетическим   оценкам   и   правильным, аргументированным суждениям. 3.   Развивать   и   совершенствовать   эмоциональную   сферу   учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение),   добиваясь   адекватной   реакции   на   красоту   природы, произведения искусства и окружающую обстановку. 4.   Содействовать   развитию   элементарных   творческих   способностей (наклонностей) и доступных детям с нарушением интеллекта художественных навыков. Недостатки   познавательной,   речевой,   уровень   содержания   эстетического   воспитания,   эмоционально­волевой   и двигательной сферы детей с нарушением интеллекта во многом осложняют решение   указанных   выше   задач.   Поэтому   нужна   специальная   организация работы, предусматривающая, во­первых, более элементарный, чем в массовой школе,   во­вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям уч­ ся   форм,   методов   и   средств   воспитания   и   обучения.   В­третьих, коррекционно–направленный   характер   всех   учебно­воспитательных мероприятий.   Следовательно,   эстетическое   воспитание   в   коррекционной школе   имеет   определённую   специфику,  которая   обусловлена   конкретными проявлениями психофизического развития её воспитанников. Прежде всего, согласно исследованиям И.М.Соловьёва, К.И.Вересотской, Е.М.Кудрявцевой,   Н.М.Стадненко,   отмечается   значительное   своеобразие восприятия. Оно характеризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу. Замедленная   восприимчивость   сочетается   со   значительным   суждением объёма воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают меньше предметов, чем нормальные   дети,   т.е.   участок   окружающего   пространства,   включающий многие предметы, детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность   восприятия   мешают   ориентироваться   в   той   или   иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребёнок,   обозревая   происходящее,   сразу   выделяет   главное   и   достаточно хорошо   ориентируется   в   окружающем,   то   дети   с   нарушением   интеллекта долго   не   может   уловить   смысл   происходящего   и   зачастую   оказывается дезориентированным. Ещё   одна   особенность   восприятия   детей   с   нарушением   интеллекта   –   дифференцированность   и   пониженная     активность   этого недостаточная психического процесса. Глядя на какой­либо объект, школьники не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них   нет   потребности   всматриваться,   анализировать   и   сопоставлять   его   с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные   признаки.   Кроме   того,   они   плохо   устанавливают   связи     и отношения между предметами или их частями. В результате     восприятие и понимание окружающего оказываются упрощёнными и нередко искажёнными. Всё   это   накладывает   значительный   отпечаток   на   приём   и   переработку эстетических впечатлений. Учащиеся   коррекционной   школы   весьма   своеобразно   воспринимают произведения   изобразительного   искусства   (картины,   репродукции, художественные иллюстрации). Так, например, учащиеся младших классов не понимают   явлений   перспективы,   не   различают   светотени,   частичных перекрытий   (т.е.   когда   один   предмет   загораживает   другой),   слабо дифференцируют   промежуточные   цвета   и   малонасыщенные   оттенки.   Так, ученики 1 класса часто не различают близкие по спектру цвета, такие как красный и оранжевый, синий и фиолетовый; все объекты, окрашенные в слабо выраженные   оттенки   цветов   (бледно­розовый,   бледно­зелёный,   бледно­ голубой), они считают одинаковыми и называют белыми. К старшим классам дифференциация цветов и цветовых оттенков становится более точной, но строение   объекта,   составляющее   его   части   продолжают   восприниматься недостаточно   чётко.   Кроме   того,   дети   зачастую   допускают   ошибки   при объяснении   выражения   лица   персонажа   картины,   а   сложные   и   тонкие переживания   героев   не   улавливают,   толкуя   их   примитивно,   элементарно. Движения   и   позу   персонажей   учащиеся   никак   не   связывают   с   их эмоциональным   состоянием.   Такое   своеобразие   восприятия   затрудняет осмысление   изображённого   (Т.Н.Головина,   Е.А.Гордиенко,   Э.А.Евлахова, С.И.Калантарова, Н.М.Стадненко). Формы организации эстетического воспитания  В практике применяются три формы организации такой работы:  массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, соревнования и т. п.) групповая (занятия кружков, секций, команд…)    индивидуальная   (обучение   отдельных   учеников   художественному чтению, вышивке, пению и т.п.) Одной из форм, представленного мною опыта, является занятие кружка по изготовлению поделок из различных материалов.                                                          « Ребёнок по своей природе – пытливый                                                                         исследователь, открыватель мира. Так                                                                          пусть перед ним открывается чудесный мир                                                                          в живых красках, ярких и трепетных звуках,                                                                         в сказке, игре, в собственном творчестве, в                                                                          красоте. Через сказку, игру, через неповторимое                                                                         детское творчество – верная дорога к сердцу                                                                         ребёнка»                                                                                                           В.А.Сухомлинский        Богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков   красок,   рисунков   и   причудливых   форм,   созданных   волшебницей­ природой в растительном мире!       В поле, в лесу – везде, куда ни глянь, ­ благодатный природный материал, превращающийся   в   умелых   руках   в   красивые   поделки.   Бери   то,   что     не повредит самой природе, фантазируй, создавай всё, что твоей душе угодно. Природа   –   поистине   неисчерпаемая   кладовая   для   творчества,   а   задача педагога – воспитать у ребёнка умение видеть её красоту.      Лучшей формой привлечения детей к творческой деятельности становятся занятия кружка по изготовлению поделок из различных материалов. Только при правильно организованных занятиях можно добиться желаемых результатов.  На занятии  решается  не только  одна задача,  направленная  на эстетическое воспитание, но и ряд других задач:  воспитание   положительных   качеств   личности   воспитанника (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.)  сообщение   элементарных   знаний   по   видам   труда,   формирование трудовых   качеств,   обучение   доступным   приёмам   труда,   развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде  В результате целенаправленной работы воспитанник умеет:  Составлять простые композиции из различных материалов;  Аккуратно и экономно использовать материал;  Пользоваться   элементарными   приёмами   работы   с   ножницами, бумагой, картоном, клеем, природным материалом и т.д.;    Анализировать свою работу и работу товарищей.     художественный вкус, трудовая и творческая активность.  К средствам эстетического воспитания относятся:     Формируется   целеустремлённость,   усидчивость;   развивается          1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся:     3)   демонстрация   или   исполнение   художественных   произведений   с   их последующим разбором и оценкой.  Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные игрушки, цветы – всё это формирует эстетический вкус ребёнка. Однако лишь созерцательное отношение   к   удобствам   и   красоте   окружающего   мало   способствует воспитанию   вкуса   человека.   Необходимо   включать   учащихся   в   активную работу   по   благоустройству   и   оформлению   помещений   –   классов,   спален, рабочих комнат, территории школы. Необходимо   постоянно   заботиться   о   том,   чтобы   дети   следили   за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьёзные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям. Вместе с тем, обладая значительными   коррекционно­развивающими   возможностями,   эстетические средства воспитания раскрывают перед ребёнком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей. Литература 1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.Коррекционные игры для детей 6 – 10 лет. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2.Башаева   Т.В.   Развитие   восприятия   у   детей.   Форма,   цвет,   звук.­ Ярославль:Академия развития,1997. 3. Бельских Н.М., Веселовская Л.И., Михайлова А.М.Красота вокруг нас.// Н.Ш.№8 1991 4. ред.Г.Ф.Кумариной.­М.:Издательский центр «Академия»,2003. 5.   Обучение   и   воспитание   детей   во   вспомогательной   школе.   Под   ред. В.В.Воронковой.­М.: Школа­Пресс,1994. 6.Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и   планирование   воспитательной   работы   в   специальной   (коррекционной) школе­интернате, детском доме.­ М.:АРКТИ,2006.   Коррекционная   педагогика   в   начальном   образовании.   Под

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»

« Влияние эстетического воспитания на развитие личности обучающихся школы – интерната»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017