Здравствуйте, уважаемые члены
аттестационной комиссии! Тема данноймоей
выпускной квалификационной работы - Феномен коммерчески успешного подражания:
книжные серии «Таня Гроттер» Д. Емца и «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Актуальность
исследования обусловлена тем, что массовая культура (и в частности литература) имеетоказывает
значительное влияние на формирование личности обывателя. Ответ на вопрос,
почему романы Емца, хотя и стали феноменом отечественного книжного рынка, все
же оказались не такими продаваемыми, как произведения Роулинг, поможет лучше
понять, как вообще работает коммерчески успешная массовая литература. Цель данноймоей
работы – выяснить, является ли «Таня Гроттер» пародией или подражанием, и,
таким образом, понять, что именно обеспечило роману популярность – то, что
придает ему сходство с «Гарри Поттером», или то, в чем они различаются.
Данная работа включает в себя: введение,
четыре главы основной части, заключение, список
использованной литературы и приложения.
В первой главе проводится сравнительный
анализ трех пар сюжетно и функционально сходных эпизодов из первых романов
рассматриваемых серий. Анализ показалывает,
что Емец, пытаясь освоить и воссоздать структуру романа Роулинг, как правило,
действует более примитивно на всех уровнях. Он ограничивается перенесением ряда
формальных черт – часто без учета их смысловой и функциональной нагрузки и при
этом склонен к гиперболизации на всех уровнях.всех черт,
характерных для «Гарри Поттера»
Вторая глава работы посвящена особенностям
юмора и языка рассматриваемых романов. Было выясненоВыясняется,
что язык Емца в целом беднее языка Роулинг: в нем чаще встречаются литературные
штампы, проводимые автором сравнения не всегда точны и крайне редко создают
дополнительные смысловые пласты. Юмор в романах Емца создается с помощью
визуально комичных образов, описания глупого поведения, неосведомленности или
необразованности, а также активного использования персонажами иронии и
сарказма, лежащих на поверхности.
В третьей главе исследованы особенности
образов главных героев и их развитие от начала серии к ее финалу. Сопоставление
показалоывает,
что Гарри Поттер является более достойным подражания героем для детской и
подростковой аудитории. Некоторые положительные черты, которые есть в герое
Роулинг, в образе Тани Гроттер гиперболизированы, отчего из достоинств
перетекают в недостатки. Например, она демонстрирует не столько умение за себя
постоять, сколько мстительность. При этом в целом
герои «Гарри Поттера» представляются более проработанными с
точки зрения психологии.
В четвертой главе рассмотрен характер
использования авторами некоторых принципов коммерчески успешной литературы:
принципов рельефа, контраста и динамики по (Сергею
Дмитриевичу) Балухатому. Романы Емца позиционируются как
юмористические, что объясняет сглаженность контраста между эпизодами и меньшую
эмоциональную остроту отдельно взятых эпизодов. Однако жанровая специфика не
способна, например, объяснить случаи, когда
Емец разрушает эмоциональный эффект от напряженной сцены неуместной шуткой. Роулинг
же следует названным принципам в полной мере. Также Роулинг, в
отличие от Емца, удалосьется
достичь баланса между сохранением цельности характера персонажа и
необходимостью для него проявить те качества, которые продиктованы задачей
конкретного эпизода.
Проведенный анализ позволяет заключить, что произведение Емца не является пародией, так как оно лишено направленности на произведение Роулинг. Емец использует произведение Роулинг в качестве макета для собственного. Пусть он и добавляет комические элементы, отсылающие читателя к истории о Гарри Поттере, он не высмеивает сами принципы построения «Гарри Поттера», а, напротив, пытается сам их эксплуатировать – но не всегда успешно.
ДанноеМое
исследование позволяет предположить, что успех книгам
Роулинг обеспечило то, чего «не хватает» книгам Емца: более эффективное
поддержание иллюзии автономности художественного мира; более проработанные и
меняющиеся по ходу истории характеры героев; более эффективное следование
принципам рельефа, динамики и контраста. Отдельно стоит выделить сочетание
«детского» юмора с более тонким, рассчитанным на начитанного реципиента; а
также функционально обусловленное использование сказочных и мифологических
подтекстов. Последние две черты делают книги о Гарри Поттере потенциально
интересными не только для ребенка, но и для взрослого, за счет чего расширяется
читательская аудитория.
Полученные выводы можно использовать в дальнейшем в исследованиях массовой литературы и при разработке соответствующих курсов по теории и истории литературы.
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.