Тема урока: "Правление Петра I"
Оценка 4.7

Тема урока: "Правление Петра I"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
история
8 кл
24.06.2022
Тема урока: "Правление Петра I"
Материал.docx

Тема урока «Начало Правления Петра Первого».

Цели: познакомить учащихся с такой исторической личностью, как Петр Первый. Рассказать о его детстве и реформах, которые он проводил. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач в начале правления, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

·         Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

·         Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

·         Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Оборудование : доска,учебник И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосова, И. А. Артасов, И. Н. Фёдоров «История России конец 17 - 18 век 8 класс», раздаточный материал исторические источники, брошюра по теме.

 

Организационный момент.


Чтение эпиграфа: «Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел, по меньшей мере, дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко
отличала Петра от предшественников и преемников».  (Н. И. Павленко)

Задание к эпиграфу.
На основе текста эпиграфа сделайте вывод о личных качествах Петра I.

О ком сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать? (отв.  учеников)

 

План урока.

 

 

1.     Детство Петра Алексеевича

2.     Борьба за власть

3.     Великое посольство

4.     Начало преобразований

5.     Азовские походы

Работа по теме урока. ( усвоение знаний)

1.Детство Петра Алексеевича.

Он родился 30 мая 1672 года в Москве. Это был 14-тый ребенок в семье Алексея Михайловича. Мальчик оказался крепким здоровьем, что несказанно порадовал самого царя Алексея.

В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

 (проверка понимания материала.)

Для слабых: Параграф 1 пункт 2.ответить на вопросы 1,2,3 после пункта.

Для сильных: Исторический источник (Анализ источника по памятки) приложение 1.

2. Борьба брата и сестры за власть.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана — царевна Софья и родственники первой жены Алексея Михайловича — Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр — "младшим" царем при правительнице Софье. При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь у Петра I проявился интерес к военной деятельности, он создал "потешные" полки, которые стали впоследствии основой русской армии, увлекался огнестрельным делом, кораблестроением.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром I и Софьей, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года Петр I получил известия о подготовке Софьей дворцового переворота. Он поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены. После смерти Ивана Алексеевича в 1696 году Петр I стал единодержавным царем.

3.Великое посольство.

В 1697-1698 годах Петр I стал первым русским царём, совершившим продолжительную поездку заграницу. Официально царь участвовал в посольстве под псевдонимом Петра Михайлова, в чине бомбардира. Согласно первоначальному плану посольство должно было направиться по следующему маршруту: Австрия, Саксония, Бранденбург, Голландия, Англия, Венеция и в заключение — визит к папе римскому. Фактический путь посольства проходил через Ригу и Кёнигсберг в Голландию, потом в Англию, из Англии — обратно назад в Голландию, а затем в Вену; до Венеции добраться не получилось — в дороге Петра известили о восстании стрельцов 1698 года.

(проверка понимания материала.)

Комментированное чтение пункта 4 параграфа 1.

Для слабых: вопрос 1 после пункта

Для сильных: вопрос 2,3 после пункта

 4.  Начало преобразований.

Самостоятельная работа с текстом учебника(пункт 5 параграф 1)

5.     Азовские походы.

Азовские походы начались в 1695 году, когда Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через полгода начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю. Однако дальнейшее продвижение к Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной Османской империей, поэтому Петр 1 начал готовиться к новой, Северной войне со Швецией. Статья посвящена описанию причин, хода и результатов Азовских походов, а также анализу оценок Азовских походов известными историками. Азов был захвачен армией Петра 18 июля 1696 года.

Выведение схемы на доске.

 

 

Закрепление материала.

1. какие черты личности Петра вас привлекают, какие отталкивают? (отв. Учеников)

2. почему первые реформы Петра могли вызвать негативную реакцию российского общества? (отв. Учеников)

Рефлексия.

- что нового узнали на уроке?

-что понравилось и что не понравилось на уроке?

- с какими личностями познакомились?

-какие выводы сделали по уроку?

 

Д/з: параграф 1,лента времени письменно в тетради.

 

 

 

 

Приложение номер 1.

«С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся». (Михаил  Ломоносов)

 

 «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась». (Юхан Август Стриндберг)

Вопросы к источникам.

Как оценивают Петра авторы ?

Чье мнение вам более близко?

Ответы аргументировать.




 

 

 

 

 

 


 

Тема урока «Начало Правления Петра

Тема урока «Начало Правления Петра

Детство Петра Алексеевича 2

Детство Петра Алексеевича 2

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между

Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной

Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной

Приложение номер 1. «С кем сравню

Приложение номер 1. «С кем сравню
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022