А музы не молчали
Оценка 4.8

А музы не молчали

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл—11 кл
21.01.2020
А музы не молчали
Ученический проект о поэзии периода Второй мировой войны
Стихи в военные годы.pptx

А музы не молчали

А музы не молчали

А музы не молчали…

Выполнила: Панарина Ангелина
Ученица 7 класса
Руководитель: Литвинова Людмила Васильевна

А музы не молчали

А музы не молчали

Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы…

От первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

А музы не молчали

А музы не молчали

Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когда к одному из юбилеев Победы надумали выпустить солидным томом сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой заманчивой идеи отказались – очень уж многое требовало существенных уточнений, исправлений, опровержений. Но все не так просто. Действительно, власти правды боялись, старались неприглядную правду припудрить, подрумянить, замолчать (о сдаче врагу некоторых крупных городов, например Киева, Совинформбюро вообще не сообщало), но правды жаждал воюющий народ, она была ему нужна как воздух, как нравственная опора, как духовный источник сопротивления.

А музы не молчали

А музы не молчали

Поэты, рожденные во время войны

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

А музы не молчали

А музы не молчали

Константин Симонов (1915-1979 гг.)

Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской (во втором браке – А.Л.Иванишевой). Отец Симонова пропал без вести в годы гражданской войны. Поэт К. Симонов Константин (Кирилл) Михайлович Симонов детство провел в Рязани и Саратове.

А музы не молчали

А музы не молчали

13 июля 1941 г. в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента "Красной звезды". Стал одним из лучших военных журналистов.

А музы не молчали

А музы не молчали

***
Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину.

Всю жизнь лечиться люди шли к нему,
Всю жизнь он смерть преследовал жестоко
И умер, сам привив себе чуму,
Последний опыт кончив раньше срока.

Всю жизнь привык он пробовать сердца.
Начав еще мальчишкою с "ньюпора",
Он в сорок лет разбился, до конца
Не испытав последнего мотора.

Никак не можем помириться с тем,
Что люди умирают не в постели,
Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
Не долечив, не долетев до цели.

Как будто есть последние дела,
Как будто можно, кончив все заботы,
В кругу семьи усесться у стола
И отдыхать под старость от работы...
1939

***
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши….

А музы не молчали

А музы не молчали

Илья Эренбург (1891-1967 гг.)

Илья Григорьевич Эренбург родился в Киеве 14 января 1891 г. в зажиточной еврейской семье, а детство провел в Москве (в 1895 г. семья переехала в Москву), где Эренбург учился в Первой московской гимназии. Там он познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность. Вместе с Бухариным Эренбург распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. Из шестого класса гимназии И. Эренбург был исключен за участие в работе большевистской организации. Был арестован в 1908 г. и через несколько месяцев эмигрировал во Францию.

А музы не молчали

А музы не молчали

С первого же дня Великой Отечественной войны началась активная деятельность Эренбурга-публициста. Статьи военных лет вошли в три тома под общим заглавием "Война". За роман "Падение Парижа" (1941 г.), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 г. Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 г. ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона. Важной частью творчества Эренбурга была и его переводческая деятельность. Он переводил Вийона, Рембо, Верлена и др.

А музы не молчали

А музы не молчали

* * *
Когда я был молод, была уж война,
Я жизнь свою прожил — и снова война.
Я все же запомнил из жизни той громкой
Не музыку марша, не грозы, не бомбы,
А где-то в рыбацком селенье глухом
К скале прилепившийся маленький дом.
В том доме матрос расставался с хозяйкой,
И грустные руки метались, как чайки.
И годы, и годы мерещатся мне
Все те же две тени на белой стене.
1945

* * *
Есть время камни собирать,
И время есть, чтоб их кидать.
Я изучил все времена,
Я говорил: «на то война»,
Я камни на себе таскал,
Я их от сердца отрывал,
И стали дни еще темней
От всех раскиданных камней.
Зачем же ты киваешь мне
Над той воронкой в стороне,
Не резонер и не пророк,
Простой дурашливый цветок?
1943

А музы не молчали

А музы не молчали

Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Он работает военным корреспондентом московских и петроградских газет "Утро России" и "Биржевые ведомости". В 1920 г. наиболее значительные корреспонденции он объединил в книге "Лик войны". В 1916 г. вышли "Стихи о канунах". После падения самодержавия Эренбург возвратился в Россию. Годы революции и гражданской войны он встречает книгами стихов "Молитва о России" (1918 г.) и "Огонь" (1919 г.).

С 1921 г. начинается творческая деятельность И. Эренбурга-романтиста. Он пишет "Необычайные похождения Хулио Хуренито... ", произведение, выдержавшее множество изданий на разных языках. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике.

А музы не молчали

А музы не молчали

Александр Твардовский (1910-1971 гг.)

Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье Смоленской Поэт А. Твардовский области, в семье кузнеца. Отец Твардовского был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца описана Твардовским в поэме "По праву памяти". С 14 лет принимает активное участие в общественной жизни деревни, становится селькором, посылает в смоленские газеты и журналы ("Смоленская деревня", "Западная область" и др.) заметки о субботниках, о злоупотреблениях местных властей. С 1925 г. в печати появляются первые стихи поэта ("Новая изба") и др. В 1928 г. Твардовский переезжает в Смоленск, работает там корреспондентом местных газет, не порывая связей с деревней.

А музы не молчали

А музы не молчали

1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В предвоенные годы вышло несколько сборников стихотворений Твардовского: "Про деда Данилу", "Загорье" и др. В годы войны отличительной чертой лирики поэта является публицистичность ("Возмездие", "Я убит подо Ржевом... " и др.). Вершиной поэтического наследия Александра Твардовского стала поэма "Василий Теркин" (1941-1945 гг.). С 1941 г. Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок "Книга про бойца". Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г.

А музы не молчали

А музы не молчали

Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ(отрывок)
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней -
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.

Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

Где - травинку к травинке -
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет…

ДВЕ СТРОЧКИ
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
1943

А музы не молчали

А музы не молчали

Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)

Родилась 3 (16) мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине – Невской заставе, в семье заводского врача. Окончив в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, О. Берггольц стала разъездным корреспондентом и литературным сотрудником республиканской казахстанской газеты "Советская степь". Вернувшись в конце 1931 г. в Ленинград, работала в многотиражной газете завода "Электросила", публиковала статьи и заметки, писала и редактировала историю завода. Первое стихотворение "Пионерам" было напечатано в газете "Ленинские искры" в 1925 г., первый рассказ "Заколдованная тропинка" – в журнале "Красный галстук".

А музы не молчали

А музы не молчали

В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. "Говорит Ленинград", 1946 г., 1-е изд. было изъято в связи с т.н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: "Ленинградская поэма", поэма "Февральский дневник", стихотворения, вошедшие в книги "Ленинградская тетрадь", "Ленинград". Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".

А музы не молчали

А музы не молчали

* * *
О друг, я не думала, что тишина
Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне
Как вопль, как рыдание в тишине.

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,
Здесь пенилась кровь на вершок от земли...
Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек
Сюда не придет ни один человек,
Ни пахарь, ни плотник и ни садовод —
никто, никогда, никогда не придет.

Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.
О, это суровее всех укоризн.
Не смерть и не жизнь — немота, немота —
Отчаяние, стиснувшее уста.

Безмирно живущему мертвые мстят:
Все знают, все помнят, а сами молчат.
1940

РАЗВЕДЧИК
Мы по дымящимся следам
три дня бежали за врагами.
Последний город виден нам,
оберегаемый садами.
Враг отступил.
Но если он
успел баллоны вскрыть,
как вены?
И вот разведчик снаряжен
очередной полдневной смены.
И это — я.
И я теперь
вступаю в город, ветра чище...
Я воздух нюхаю, как зверь
на человечьем пепелище.
И я успею лишь одно —
бежать путем сигнализаций:
«Заражено,
заражено»...
..И полк начнет приготовляться.
Тогда спокойно лягу я,
конец войны почуя скорый...
. . . . . . . . . . . . . . . .
А через час
войдут друзья
в последний зараженный город.

А музы не молчали

А музы не молчали

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020