Жизнь Есенина (1895 -1925 г г)
Родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.
Впервые стихи Есенина появились в московских ж-ах в 1914г В 1915 г. он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов — «Радуница». В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым) написал драм. поэму «Пугачёв».
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Жизнь Есенина
В 1922—1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924—1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».
Октябрьская революция придала голосу Есенина удивительную мощь. Он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи. Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Не жалею, не зову, не плачу…В 1921 году С. А. Есенин написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение, в котором анализирует свой жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению. «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С. Есениным в 26 лет.В стихотворении поэт ни о чём не сожалеет, но сам себя же и опровергает, так как это произведение проникнуто грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить.Поэт разочаровался во многих аспектах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами. В финальной строчке стихотворения звучит предчувствие скорой гибели. Эти строки оказались пророческими.
Жанр. Стихотворение
Строфа. Четверостишье
Размер. Силлабо-тоническая система. Двухсложный. Хорей.
Рифма. Неточная, мужская/женская
Рифмовка. Перекрёстная
Изобразительные средства.
Эпитеты (утраченная свежесть, гулкой ранью) ,
противопоставления,
Метафоры (сердце тронутое холодком, увяданья золотом охваченный)
однородные члены предложения,
Риторические вопросы, обращения,
контекстуальные антонимы (процвесть- умереть). Основной образ лирического героя списан автором с себя.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1923
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я, и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Сергей Есенин, приехав в Москву, почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавёлся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали-сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Это всё стало второй натурой Есенина.Ст. «Забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненною. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души, хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, привело Есенина в отчаяние.
«Забава»
Жанр. Стихотворение
Строфа. Четверостишье
Размер. Силлабо-тоническая система. Трёхсложный. Анапест
Рифма. Точная, мужская
Рифмовка. Перекрёстная
Изобразительные средства.
Эпитеты(роковая, золотые далёкие дали) ,
противопоставления,
метафоры,
однородные члены предложения,
риторические восклицания,
контекстуальные антонимы,
инверсия.
Основной образ лирического героя списан автором с себя.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
[1924]
Отговорила роща золотая.Несмотря на всеобщее признание, С. Есенин чувствовал себя очень несчастным человеком, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы. В начале 20-ых годов Есенин всё ещё остаётся романтиком, хотя всё меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Это период, когда он прощается со своей молодостью иподводит итог своей жизни: анализирует то, чего удалось ему достичь за 10 лет творчества. Каждому явлению природы автор стремиться подобрать некие аналогии из собственной жизни: стая журавлей – это он-странник. Последнее четверостишье звучит как завещание поэта.
Жанр. Стихотворение
Строфа. Четверостишье
Размер. Силлабо-тоническая система. Двухсложный. Ямб. Рифма. Точная, мужская, открытая.
Рифмовка. Перекрёстная
Изобразительные средства.
Эпитеты(роща золотая, равнины голой ),
противопоставления,
развёрнутые метафоры,
сравнения,
однородные члены предложения,
риторические восклицания,
инверсия.
Основной образ лирического героя списан автором с себя.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Я обманывать себя не стану,Залегла забота в сердце мглистом.Отчего прослыл я шарлатаном?Отчего прослыл я скандалистом?Не злодей я и не грабил лесом,Не расстреливал несчастных по темницам.Я всего лишь уличный повеса,Улыбающийся встречным лицам.Я московский озорной гуляка.По всему тверскому околоткуВ переулках каждая собакаЗнает мою легкую походку.Каждая задрипанная лошадьГоловой кивает мне навстречу.Для зверей приятель я хороший,Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1923
Из-под колес отлетает пыль,Дьявольская езда.Остановите автомобиль,Дамы и господа.Ну, вот все и кончено, вот и все,Кругом пошла земля.Шарф накрутился на колесо,И это была петля.О, Айседора Дункан,Нам случайности вечно грозят,Нам случайности вечно грозят.О, Айседора, просите шофера,Чтоб ехал назад,Чтоб ехал назад.О, Айседора Дункан,А в Париже афиши висят,А в Париже афиши висят.О, Айседора, просите шофера,Чтоб ехал назад,Чтоб ехал назад.Скрипки настроили голоса,Третий звонок погас.Карманные воры comme ci comme caВертятся возле касс.
И вышел директор и так сказал:
"Дамы и господа!
Мадам не придет к нам сегодня в зал,
Сегодня и никогда".
О, Айседора Дункан,
Нам случайности вечно грозят,
Нам случайности вечно грозят.
О, Айседора Дункан,
А в Париже афиши висят,
А в Париже афиши висят.
О, Айседора Дункан,
Нам случайности вечно грозят,
Нам случайности вечно грозят.
О, Айседора Дункан,
А в Париже афиши висят,
А в Париже афиши висят.
О, Айседора, просите шофера,
Чтоб ехал назад,
Чтоб ехал назад.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
Берега, берега. Берег этот и тот.
Между ними река моей жизни.
Между ними река моей жизни течет,
От рожденья течет и до тризны.
Там, на том берегу, что течет по судьбе,
Свое сердце тебе я оставил.
Свое сердце навек я оставил тебе,
Там, куда не найти переправы.
А на том берегу незабудки цветут,
А на том берегу звезд весенний салют.
А на том берегу мой костер не погас,
А на том берегу было все в первый раз.
В первый раз я любил и от счастья был глух.
В первый раз пригубил дикий мед твоих губ.
А на том берегу, там на том берегу,
Было то, что забыть никогда не смогу.
Там за быстрой рекой, где черемухи дым,
Там я в мае с тобой, здесь я маюсь.
Там я в мае с тобой, здесь я в мае один
И другую найти не пытаюсь.
Март 2015 г. Михальчишена А. В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.