В помощь к подготовке к итоговому сочинению (декабрь).

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Требования к сочинению (композиция, критерии оценивания...)
Иконка файла материала ИС Декабрь 2024.pptx


МБОУ г Красноармейск го Пушкинский МО «Центр образования 1»
Итоговое сочинение 2024-2025
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии №1 и №2 являются основными !!!
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов.







Общая структура итогового сочинения
Вступление (60-70 слов).
Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть 200-250 слов.
(включает несколько подпунктов)
Тeзис 1 (70 -80 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2 (70 -80 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг проблем. Вступление состоит из 3 элементов
* объяснение ключевых слов темы или цитаты;
* общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
* ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Темы ИС можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... »;

*тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение;

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы

II. Основная часть
*раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,
*представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
*По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

* Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

* Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.

* Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно
* привести из литературных источников,
* выделить в отдельный абзац,
* к одному тезису привести один (два) литературный аргумент.
* если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
* Обращаемся к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
* Интерпретируем: обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает».
Нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то», потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод нужно написать в конце каждого аргумента. Он
*завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом;
* нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... ».

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте».
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.

Разделы и подразделы ИС 2024 -2025

Направление 1 Смыслы. Особенности.


Раскрытие понятий.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Направление 2. Смыслы. Особенности.

Раскрытие понятий.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Направление 3. Смыслы. Особенности.

Раскрытие понятий
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.

Желаю успеха!
Учитель Михальчишена Н. Л.