Презентация составлена к уроку литературы в 11 классе на тему: "А. Блок. "Двенадцать". Показана история создания поэмы, её сюжет, жанр, композиция и особенности. Цитаты из поэмы позволяют на уроке обсудить вопрос о мирах, представленных поэтом. Богатый иллюстративный материал, помогающий понять авторский замысел, композицию и идею поэмы.
12.ppt
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
(1918г.)
(1918г.)
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Из 56й записной книжки А. Блока.
8 января. Весь день “Двенадцать”.
8 января
15 января. Мои “Двенадцать” не двигаются.
15 января
Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в
Ленине?
Это же конец исторического процесса.
22 января. Звонил Есенин …рассказывал …Толпа кричала по адресу
22 января
его, А.Белого и моему: “Изменники”. Не подают руки. Кадеты и
Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя
простить.
Господа, вы никогда не знали Россию и никогда ее не любили.
Правда глаза колет.
29 января. “Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни были –
29 января.
это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью.»
Прокомментируйте записи А.Блока в 56 книжке.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
История создания поэмы
История создания поэмы
Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в
1918 году. Это было страшное время: позади четыре
года войны, ощущение свободы в дни Февральской
революции, Октябрьский переворот и приход к
власти большевиков.
Интеллигентами того круга, к
которому относился А. Блок, все
эти события воспринимались как
национальная трагедия, как
погибель русской земли.
На этом фоне явным контрастом
прозвучала блоковская поэма.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
История создания поэмы
История создания поэмы
……Я задал вопрос о том, как была
Я задал вопрос о том, как была
написана поэма Двенадцать, и
написана поэма Двенадцать, и
Александр Александрович охотно
Александр Александрович охотно
рассказал:
рассказал:
— Поэма писалась довольно
Поэма писалась довольно
—
быстро. Стояли необыкновенные
быстро. Стояли необыкновенные
вьюжные дни. Сначала были
вьюжные дни. Сначала были
написаны отдельные строфы, но не
написаны отдельные строфы, но не
в том порядке, в каком они
в том порядке, в каком они
оказались в окончательной
оказались в окончательной
редакции. Блок тут же достал
редакции. Блок тут же достал
черновую рукопись. Я заметил, что
черновую рукопись. Я заметил, что
в ней мало зачёркнутых строк, а на
в ней мало зачёркнутых строк, а на
полях написаны варианты.
полях написаны варианты.
Самуил Алянский «Воспоминания о
Самуил Алянский «Воспоминания о
Блоке»
Блоке»
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
После Октября 1917 г. А. Блок поначалу поверил в
«очистительную силу революции». Груз противоречий
эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в
стихах.
«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и
прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от
падения старого мира, который непрерывно
раздавался у него в ушах, по его собственному
свидетельству», вспоминала его тетка М.А.Бекетова.
Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед
человечеством, переживающим колоссальный всемирно –
исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и
перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию
можно положительно повлиять.
Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет,
создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью
«Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение
«Скифы».
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Поэма многим его современникам показалась не
только неожиданной, но даже кощунственной.
Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о
"толстоморденькой" Кате? Как мог поэт, посвятивший
такие проникновенные лирические стихи России,
написать в страшные для нее дни слова: "Пальнемка
пулей в Святую Русь"?
Сегодня все эти вопросы встали перед
нами с новой силой, поэма "Двенадцать"
вызвала пристальный интерес, мы
вглядываемся в нее, пытаясь понять
настоящее и предугадать будущее, понять
позицию поэта, продиктовавшую ему строки
этой поэмы.
Фронтиспис к поэме. 1924.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Нынешние толкователи порой
пытаются доказать, что А.Блок в
поэме дал сатиру на революцию, а
его Христос на самом деле
Антихрист. Однако так ли это?
Прежде всего, А. Блок
предупреждал, что не
следует переоценивать
значение политических
мотивов в поэме. Она имеет
более широкий смысл.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
В центре
произведения
стихия.
Идет разгул
стихийных сил
природы, а для поэта
романтика, поэта
символиста, которым
был А. Блок, этот
разгул символизирует
собой противостояние
самому страшному
обывательскому покою
и уюту.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Это передано в "Двенадцати"
множеством образов: ветер, снег, вьюга.
Сквозь вой ветра и пурги А. Блок
услышал музыку революции (в своей
статье "Интеллигенция и Революция" он
призывал: "Всем телом, всем сердцем,
всем сознанием слушайте
Революцию").
И главное, что услышал поэт в этой
музыке, ее многоголосие. Оно
отразилось в ритмике поэмы она вся
построена на смене музыкальных
мелодий. Среди них и боевой марш, и
бытовой разговор, и старинный романс,
и частушка. И за всем этим
многоголосием автору слышится мощный
музыкальный напор, четкий ритм
движения, которым заканчивается
поэма.
А.А. Блок. 1920г.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Сюжет поэмы
Сюжет поэмы
Илл. Ю.П.Анненкова
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Образ эпохи
Образ эпохи
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Образ эпохи
Образ эпохи
От здания к зданию
От здания к зданию
Протянут канат.
Протянут канат.
На канате — плакат:
На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
«Вся власть Учредительному Собранию!»
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Герои старого мира
Герои старого мира
И буржуй на перекрестке
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
В воротник упрятал нос.
Длинные волосы
Длинные волосы
И говорит в полголоса:
И говорит в полголоса:
— Предатели!
Предатели!
—
— Погибла Россия!
Погибла Россия!
—
Должно быть, писатель —
Должно быть, писатель —
Вития...
Вития...
А вон и долгополый —
Сторонкой и за сугроб...
Что нынче не весёлый, Товарищ
поп?
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась…
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Революция
Революция
Гуляет ветер, порхает снег.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные ремни.
Винтовок чёрные ремни.
Кругом — огни, огни, огни...
Кругом — огни, огни, огни...
Запирайти етажи,
Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Гуляет нынче голытьба!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными
хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки,
которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом
убийстве.
А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное
обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой
закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется
отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство
нравственные понятия предельно обесценились.
Недаром после гибели героини
начинается разгул, теперь все
дозволено:
Запирайте етажи, / Нынче будут
Запирайте етажи, / Нынче будут
грабежи! /
грабежи! /
Отмыкайте погреба /Гуляет
Отмыкайте погреба /Гуляет
нынче голытьба!"
нынче голытьба!"
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений
неуемности человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и
Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить", сами это
понимают: "Петька! Эй, не завирайся! / От чего тебя упас / Золотой
иконостас?" и добавляют:
"Али руки не в крови / Изза Катькиной любви?"
Убийство творится не только изза любви
в нем появилась и иная стихия, стихия
социальная: "Мы на горе всем буржуям /
Мировой пожар раздуем..."
И вот тут возникает самый сложный
вопрос, который мучит читателей блоковской
поэмы и сейчас, как мучил три четверти века
назад: как мог А. Блок прославить этот разбой
и разгул, это уничтожение, в том числе и
уничтожение культуры, в которой он был
воспитан и носителем которой был он сам?
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда
далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской
культуры XIX века. Поэтому разгул революционной стихии поэт воспринимал
как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат
грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом
темных страстей, разгулом вседозволенности такой предстает Россия в
поэме «Двенадцать".
Но в том страшном и жестоком, через что
предстоит ей пройти, что она переживает
зимой 1918 года, А. Блоку видится не
только возмездие, но и погружение в ад, в
преисподнюю, но в этом же состоит и ее
очищение. Россия должна миновать это
страшное; погрузившись на самое дно, она
должна вознестись к небу. И именно в
связи с этим возникает самый загадочный
образ в поэме, образ, который появляется
в финале, Христос.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Образ Христа предугадывается в произведении уже с
его названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в
традициях христианской культуры, число 12 было числом
апостолов, учеников Христа.
Весь путь, которым идут герои поэмы, это путь из
бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Неслучайно
Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе
поэмы после намеренно сниженных, грубых слов
появляются столь прекрасные и традиционные для А.
Блока:
"Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди Исус Христос".
На этой ноте завершается поэма,
проникнутая верой А. Блока в грядущее
воскрешение России и воскресение
человеческого в человеке.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Жанр поэмы
Жанр поэмы
«Двенадцать» — эпическая
«Двенадцать» — эпическая
поэма.
поэма.
В поэме, как в калейдоскопе,
сменяются картины главки, каждая
из которых выглядит как
моментальный снимок, складываются
в масштабную панораму.
Это эпос революции. Есть в поэме и
лирическая сторона: она в начальной
картинепейзаже, в заключительных
строфах.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Композиция и стиль
Композиция и стиль
На первый взгляд, поэма «Двенадцать»
может показаться очень пестрой, составленной
из разнородных по тональности и ритму
зарисовок.
Здесь цельность и единство создаются
на иной основе. В поэме воплощена стихия
революции, передано новое мировосприятие
человека улицы, ощутившего безграничную
свободу, — свободу от всего, что связано
с прежней жизнью.
Стилистически это реализовано поэтом путем
введения разговорнопесенной интонации,
частушечных ритмов, просторечноогрубленной
лексики.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
1. Какие образы символы вы заметили в поэме?
(Ветер, вьюга, флаг, белый снег, пес безродный и др.)
2. Какие художественные детали, символические фигуры
или ситуации, намеки обратили на себя ваше внимание?
(Например, «Хлеба! Что впереди? Проходи!», «буржуй
на перекрестке», «барыня в каракуле» и др.)
3. В каких главах вы услышали песенные или частушечные
ритмы?
(Гл. 3, 4 — подражание частушке; гл. 8 — народнопесенные
ритмы; гл. 9 — начало популярной песни; ритм марша —
гл. 2, 11.)
4. Почему так часто в тексте встречается звукоподражание
выстрелу? Когда и почему стреляют? (Гл. 2, 6, 12.)
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Символика поэмы.
Символика поэмы.
Символические образы ветра, вьюги (гл. 1, 10—12) на фоне
черного вечера (гл. 1), черного неба — тоже символы — придают
разыгравшейся буререволюции едва ли не всемирный характер.
«Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл.
читаем о том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга
за четыре за шага!». Не только потому, что вьюга слепит. Дело
в том, что идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех
шагов. Это ли не символ! Он многое объясняет в последующих
событиях революции.
Один из сквозных символов в поэме —
«старый мир, как пес безродный»,
«пес паршивый», «пес голодный»,
«скалит зубы», «не отстает» от
красногвардейцев. Ясно, что это символ
огромной обобщающей силы.
Психология и нравы старого мира потом
будут названы «родимыми пятнами
капитализма».
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Петрограда. .
Д. Бучкин. Красногвардейцы Петрограда
Д. Бучкин. Красногвардейцы
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Главный герой
Главный герой
Кто он в поэме?
Двенадцать красногвардейцев?
Или ктото еще?
Это важный вопрос, потому что
в личности главного героя и
отношении к нему автора
просматривается сумма авторских
оценок всех ситуаций и
характеров, авторская концепция
жизни.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
В эпической поэме «Двенадцать», кроме двенадцати
красногвардейцев, Петьки с Катькой, есть еще повествователь
рассказчик. Это сквозной образ. Это он видит ночной
заснеженный город, по которому идут 12 человек (патруль). Это
он увидел и плакат об Учредительном собрании, и старушку, и
буржуя, и всех остальных героев первой главы. Это он услышал
крики, выстрелы, погоню за Ванькой, потом разговор Петрухи
со своими товарищами, его исповедь.
Так кто же этот герой? Это тот, кого революция освободила.
От чего? Ему кажется, как и двенадцати красногвардейцам,
от всего, что угнетало и стесняло, в том числе и от креста
(поговорка «Креста на тебе нет» означала упрек в отсутствии
совести).
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Отменены все старые заповеди («свобода, свобода, Эх, эх, без креста!»),
в том числе и «не убий», «не укради». Убийство Катьки не очень печалит
красногвардейцев, а Петька переживает, потому что любил Катьку. Когда
он «повеселел», то вместе со всеми говорит:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче
голытьба!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Продолжение этого настроения находим в 8 главе, где в один
ряд поставлены «скука скучная, смертная» и желание провести
«времячко», а затем — «Ужь я семячки полущу, полущу… Ужь я
ножичком полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью
кровушку За зазнобушку, Чернобровушку…»
Вот так воспринимает революционные события человек улицы,
ощутивший безграничность свободы, когда все позволено, и в то
же время чувствующий враждебность окружающего, но уже
побежденного мира. Потому нет ненависти в зарисовках первой
главы, а только ирония, насмешка, часто уничтожающая
(«писатель — Вития», «Товарищ поп»), звучит в них по адресу
Учредительного собрания, и барыни, и буржуя, и писателя, и попа.
От ощущения свершившегося справедливого переворота идет и
настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное
для городской голытьбы:
И больше нет городового —
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Гуляй, ребята, без вина!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Какие они,
двенадцать?
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Двенадцать
Двенадцать
В зубах цигарка, примят картуз,
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!
На спину надо бубновый туз!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Злоба, грустная злоба
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Кипит в груди...
Чёрная злоба, святая злоба...
Чёрная злоба, святая злоба...
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнёмка пулей в Святую Русь —
Пальнёмка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В кондовую,
В избяную,
В избяную,
В толстозадую!
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Эх, эх, без креста!
Свобода, свобода,
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Эх, эх, без креста!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
И опять идут двенадцать,
И опять идут двенадцать,
За плечами — ружьеца.
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...
Не видать совсем лица...
— — Не такое нынче время,
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Нам, товарищ дорогой!
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
12 красногвардейцев идут державным шагом
сражаться за свободу. Это не опытные или
обученные воины, а просто голытьба, лихие
парни с петроградских окраин.
В стремлении вперед они готовы на
убийство, грабежи, на кровь, на преступление.
Во имя нового мира они идут на бой, но в
душе у них черная злоба, обида, месть.
А. Блок понял, что революционеры сложены
их обид. Мстительных желаний, проклятий и
высоких надежд.
А.А. Блок "Двенадцать". Старый и новый мир.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.