ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Факультет заочного обучения
Технологическая карта урока литературы
Выполнила
студентка группы 5 РИ
Резникова Зоя Петровна
Проверила
доцент кафедры литературы
и методики её преподавания
Трембикова Алевтина Александровна
г. Ставрополь, 2018
Класс: 5
УМК: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. «Литература 5 класс» 1 часть / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.Просвещение,2013.
Тема: «А.А.Фет. Стихотворение «Весенний дождь».
Тип урока: комбинированный
Цели:
1) воспитательная - воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии;
2) образовательная - учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
3) развивающая - развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь.
Планируемые результаты урока:
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Ориентируются в своей системе знаний.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
Строить устное речевое высказывание;
Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Высказывать оценочные суждения.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Оценивать правильность выполнения задания;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.
Используемые методы: словесные, аудио -визуальный, наглядно-иллюстративные, предметно - практические.
Приемы: диалог, фронтальный опрос, комментированное чтение, анализ стихотворения
Технология: критического мышления, сотрудничества, информационно-коммуникативная
Оборудование: портрет А.А. Фета, проектор (презентация)
План урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Мотивация учебной деятельности (10 мин.)
III. Аналитическая работа над текстом стихотворения (23 мин)
IV. Рефлексия (5 мин.)
V. Задавание домашнего задания (1 мин.)
Ход урока
Этап урока |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент
|
Здравствуйте, дорогие ребята. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. А хорошее настроение?
|
Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока, организация диалога, направленного на выполнение задания |
Здороваются, настраиваются на работу |
Личностные Регулятивные
|
II. Мотивация учебной деятельности ( слайды № 1-2) 1. Определение темы и целей урока. (слайд № 3)
|
Начнем наш урок с вопроса: - Попадали ли вы под дождь? - Что вы при этом чувствовали, ощущали? - Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? - Похож ли шум дождя на музыку? Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь. ( просмотр слайдов № 1-2) - Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? ( теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…) - Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. - А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов) - Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели. - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь. |
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы
|
Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. |
Личностные Регулятивные
|
III. Аналитическая работа над текстом стихотворения
1.Знакомство с биографией поэта.
2. Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» (прослушивание аудиозаписи)
3. Анализ стихотворения. (слайды№4-8)
4. Творческая лаборатория (работа в группах)
5.Сопоставительная работа. (слайд №10)
|
- Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта. Вы читаете текст, подчеркиваете непонятные для вас слова в тексте, находите в тексте ответы на вопросы. Учащимся раздаются тексты (приложение 1). Ответьте на вопросы: 1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта? 2)О чем писал А.А.Фет? 3)Почему стихи Фета для современников были непривычными?
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом? - Вы услышали дождь? (Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит). -Какое настроение передаёт поэт читателям? Давайте с вами составим партитуру этого стихотворения.
- Какова тема стихотворения? - Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения?(Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно) - Какой образ главный? (Образ дождя) - Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго) - Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…) - Что такое эпитет? Вспомните определение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ, КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА… - Как вы понимаете слово завеса? - Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова. Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.) - Как вы видите, слово многозначное. - В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении? - Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору) - Что такое метафора? Вспомним определение. - Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение) - Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение. - Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». - А что подошло к саду? (Дождь) - Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя?(Олицетворение).Вспомним определение. -Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета) - Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет) - Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя) - Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) - Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы) - Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10) - Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? - Прочитайте первое четверостишие. - Какое чувство возникает у вас? ( радость) - Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет) - А как же мы его поняли? ( прочитали между строк) - Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги) -Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса») - Прочитайте последнюю строфу. А здесь, какое чувство рождается?
1.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений). 2.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).
-Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.). - Что общего между картиной и стихотворением А.Фета? - Какие образы повторяются? -Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения? - Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите. - Что вам ближе: картина или стихотворение? |
Учитель сохраняет интерес к теме и организует работу детей, побуждает обучающихся к совместной работе, к поиску нужной информации для доказательства мнения.
Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
Составляют с учителем партитуру стихотворения
Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя. Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. Побуждает к высказыванию собственного мнения.
Учитель сохраняет интерес к теме и организует работу детей в группах, определив задание для каждой группы побуждает обучающихся к совместной работе в группе, к поиску нужной информации для доказательства мнения в группе.
Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
|
Ученики формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Участвуют в обсуждении, строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.
Ученики преобразовывают предложенную информацию в другие формы с целью активного усвоения нового материала, формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, создают групповой и индивидуальный творческий продукт, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
|
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Познавательные Регулятивные Личностные
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
|
IV. Рефлексия |
-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? (что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, образ дождя таинственный «что-то к саду подошло, дождь можно услышать (брызнули, барабанит, дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит). На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Запишите, пожалуйста, домашнее задание. |
Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока, |
Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников, делают общий вывод.
|
Личностные Регулятивные
|
V. Задавание домашнего задания (слайд № 10)
|
Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь». + задание на выбор: 1)Нарисовать рисунок «Весенний дождь». 2)Сочинить (по желанию) стихотворение о весне, используя различные художественные приемы и секреты поэтов. 3)Составить синквейн к слову дождь. |
Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию. |
Слушают. Записывают в дневник. |
Регулятивные |
Приложение 1.
Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – в Орловской губернии. До четырнадцати лет он жил в усадьбе дворянина Шеншина, которого считал отцом, счастливо и безоблачно проводя свои дни. Как вдруг случилась трагедия: выяснилось, что он сын вовсе не русского дворянина, а немца Иоганна Фета. Фет лишился дворянского звания, был отправлен в приют… Это событие повлияло на всю его жизнь.
«Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет», - говорил он и почти всю жизнь боролся за возвращение своей «настоящей», как он считал, фамилии. Спустя много лет, поэтический талант позволил ему гордо именоваться дворянином Афанасием Афанасиевичем Шеншиным.
В двадцать лет поэт издал свою первую книгу стихов.
Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…»
Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…
В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу, уверенный, что Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий, прилетает по ночам…», который и утешит, и спасет, и сохранит…
Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.