Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Композиционная структура текста. Абзац»
Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.
Цели:
- воспитание любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса,;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
- выстраивать композицию рассуждения.
1. Организационный момент:
2.Тема нашего урока: Микротема текста. Абзац.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения.
3. Актуализация знаний. Повторение по теме «Текст». Проверка ДЗ
-Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст.
Учащиеся дают определение текста. Текст-это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
- Проверим, как вы исправили текст дз.
4. Изучение нового материала
У меня рассыпался текст. Помогите мне его восстановить.
(дети получают карточки)
-Прочитайте внимательно запись. Можно ли её назвать текстом?
-Нет. Это набор предложений.
- Что же случилось с моим текстом?
-Нарушены смысловые отношения между предложениями и их последовательность в тексте.
- Предложения на карточках пронумерованы. Запишите номера предложений так, чтобы получился текст.
- 7,1,4,6,3,5,2,8.
- А у меня 7,1,3,5, 2,8,4,6.
- Прочитаем оба варианта вслух.
(обучающиеся читают свои варианты)
- Как вы считаете, можно ли оба варианта считать верными? Докажите.
- Да. И в первом. И во втором вариантах на лицо признаки текста:
1) предложения связаны между собой по
смыслу и грамматически;
2) можно определить тему;
3) можно определить основную мысль;
4) есть начало и концовка – смысловая целостность и завершённость;
- Спасибо. Всё верно. Давайте определим тему текста.
- Стрекоза.
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
- Стрекоза – удивительное насекомое.
- А как можно озаглавить данный текст?
- Стрекоза.
- Удивительное насекомое.
- Спасибо. Ребята, а почему стала возможна перемена местами частей текста, и это не повлияло на смысл самого текста.
- Потому что в них рассказывается о разном: в одной части о красоте стрекозы, во второй о её полёте.
а) введение понятия « микротема»
-Мы с вами определили тему текста . А что же такое микротема?
(на доске слово «микро»)
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.
- Вспомните слова, которые начинаются с микро.
-Микроорганизм – маленький организм, микроавтобус – маленький автобус, микродвигатель– маленький двигатель и т.д.
- А как вы думаете, что такое микротема?
-Это небольшая часть темы.
Запишите определение в тетрадь:
Микротема – часть одной общей темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему
- Ребята, а какие микротемы включает тема нашего текста «Стрекоза»?
-1. Стрекоза привлекает всех.
2. Полёт стрекозы.
3. Стрекоза-красавица.
- Что мы сделали?
- Выделили микротемы.
- А ещё?
- Составили план текста.
- Сделаем вывод: что значит – составить план текста?
- Составить план текста -значит выделить микротемы и озаглавить их
5.Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Комплекс упражнений для глаз.
- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
Выполняют комплекс упражнений для глаз.
.б) введение понятия «абзац»
-Кто может сказать своими словами, что такое абзац.
- Абзац – это группа предложений, раскрывающих микротему.
- Запишем данное определение в тетрадь.
- Как выделить абзац?
- Абзац выделяется красной строкой.
6. Закрепление.
Упр.77
7.Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке.
На дом: закончить работу упр.77
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.