Абзац. Композиционная структура текста
Оценка 4.9

Абзац. Композиционная структура текста

Оценка 4.9
docx
30.03.2024
Абзац. Композиционная структура текста
Конспект урока русского языка в 5 классе.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе

 

Тема: «Композиционная структура текста. Абзац»

Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.

Цели:

- воспитание любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса,;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;

- выстраивать композицию рассуждения.

1. Организационный момент:

2.Тема нашего урока: Микротема текста. Абзац.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. 

3. Актуализация знаний. Повторение по теме «Текст». Проверка ДЗ

-Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст.

Учащиеся дают определение текста. Текст-это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

- Проверим, как вы исправили текст дз.

4. Изучение нового материала

У меня рассыпался текст. Помогите мне его восстановить.

(дети получают карточки)

-Прочитайте внимательно запись. Можно ли её назвать текстом?

-Нет. Это набор предложений.

- Что же случилось с моим текстом?

-Нарушены смысловые отношения между предложениями и их последовательность в тексте.

- Предложения на карточках пронумерованы. Запишите номера предложений так, чтобы получился текст.

- 7,1,4,6,3,5,2,8.

- А у меня 7,1,3,5, 2,8,4,6.

- Прочитаем оба варианта вслух.

(обучающиеся читают свои варианты)

- Как вы считаете, можно ли оба варианта считать верными? Докажите.

- Да. И в первом. И во втором вариантах на лицо признаки текста:

1) предложения связаны между собой по смыслу и грамматически;
2) можно определить тему;
3) можно определить основную мысль;
4) есть начало и концовка – смысловая целостность и завершённость;
- Спасибо. Всё верно. Давайте определим тему текста.

- Стрекоза.

- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.

- Стрекоза – удивительное насекомое.
- А как можно озаглавить данный текст?

- Стрекоза.

- Удивительное насекомое.

- Спасибо. Ребята, а почему стала возможна перемена местами частей текста, и это не повлияло на смысл самого текста.

- Потому что в них рассказывается о разном: в одной части о красоте стрекозы, во второй о её полёте.

а) введение понятия « микротема»

-Мы с вами определили тему текста . А что же такое микротема?

(на доске слово «микро»)

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

- Вспомните слова, которые начинаются с микро.

-Микроорганизм – маленький организм, микроавтобус – маленький автобус, микродвигатель– маленький двигатель и т.д.

- А как вы думаете,  что такое микротема?

-Это небольшая часть темы.

Запишите определение в тетрадь:

Микротема – часть одной общей темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему

- Ребята, а какие микротемы включает тема нашего текста «Стрекоза»?

-1. Стрекоза привлекает всех.

2. Полёт стрекозы.

3. Стрекоза-красавица.

- Что мы сделали?

- Выделили микротемы.

- А ещё?

- Составили план текста.

- Сделаем вывод: что значит – составить план текста?

- Составить план текста -значит выделить микротемы и озаглавить их

5.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

.б) введение понятия «абзац»

-Кто может сказать своими словами, что такое абзац.

- Абзац – это группа предложений, раскрывающих микротему.

- Запишем данное определение в тетрадь.

- Как выделить абзац?

- Абзац выделяется красной строкой.

6. Закрепление.

Упр.77

7.Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке.

На дом: закончить работу упр.77







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

Как вы считаете, можно ли оба варианта считать верными?

Как вы считаете, можно ли оба варианта считать верными?

Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль

Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2024